Современные методы менеджмента организации (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Современные методы менеджмента организации (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)); ФАЙЛ обозначается следующий образом: название дисциплины, ФИО обучающегося.
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
УТОЧНЕНИЕ. Каждый студент должен выполнить 4 практических занятия, в которых даны от 4 до 10 конкретных задач и заданий. Чтобы получить положительную оценку, в каждом из 4-х практических занятий студент обязан выполнить, как минимум, одну задачу (или задание) по собственному выбору. Ответы оформлять в виде таблиц, решения задач, схем, эссе и др в зависимости от содержания выполняемого задания
7. Результаты выполнения всех практических заданий сгруппировать и отправлять ОБЯЗАТЕЛЬНО ОДНИМ файлом!
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Задания для самостоятельной работы:
1. В чем сущность методов менеджмента, охарактеризуйте их.
2. Перечислите что относится к экономическим нормативам
функционирования предприятия.
3. Охарактеризуйте административно-правовые методы менеджмента.
4. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на
предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте
мероприятия.
5. Каковы основные причины использования аутсорсинга в
современном бизнесе?
6. Приведите примеры производственного аутсорсинга.
Задания для практического занятия:
Задание № 1 Метод – совокупность приёмов, способов и инструментов в
реализации определённого вида деятельности. Принципы менеджмента и
особенности организации естественно учитываются при выборе методов
управленческой деятельности. Эти методы могут разрабатываться научным
путем, или отражать опыт и сложившуюся практику.
Перечислите методы осуществления управленческой деятельности,
применяемые в организации, на которой Вы работаете дайте им
характеристику. Заполните таблицу.
Методы осуществления управленческой деятельности Характеристика
Задание № 2 Как бы Вы описали эффективного менеджера? Приведите
пример известного менеджера и оцените: относятся он к эффективному
менеджеру и в чем это выражается? Составьте перечень глаголов, таких, как
«планирует», «организует» и т.д.
Перечислите все действия, которые, по Вашему мнению, характеризуют
менеджера, хорошо выполняющего свою работу.
Задание № 3 Работник одного из планово-экономических отделов ООО
«ХХХ» постоянно опаздывал на работу. Руководитель отдела неоднократно
со стороны сотрудников слышал нарекания, что он мягок по отношению к
нарушителю трудовой дисциплины. Однако руководитель знал, что это очень
грамотный специалист, хорошо справляющийся со своей работой. Но он
понимал, что постоянные опоздания на работу несовместимы с
действующими в организации нормами.
Он вызвал к себе работника и предупредил, что если он не прекратит
опоздания, то ему будет объявлен выговор. Опоздания не прекратились.
Руководитель объявил ему выговор, но ничего не изменилось. Следующий
шаг, который руководитель предпринял после очередного опоздания, —
лишение сотрудника премии по итогам работы. Сотрудник был возмущен,
так как свою работу он выполнял в полном объеме, качественно и в срок.
Руководитель почувствовал, что применил слишком жесткие меры и
решил посоветоваться со своим начальником, опытным руководителем.
Рассказав обо всех предпринятых им действиях по отношению к своему
сотруднику, он признался, что тот собирается увольняться. Выслушав его
внимательно, начальник предложил поговорить с сотрудником и выяснить
причины его постоянных опозданий и уже только после этого принимать
решения. После очередного опоздания руководитель вызвал сотрудника к
себе, расположил его к разговору и выяснил, что сотрудник живет в другом
конце города и добирается на работу на трех видах транспорта, графики
движения которых не согласованы и ему придется менять место работы, так
как в просьбе помочь с общежитием ему отказали. После этого разговора
руководитель помог сотруднику получить комнату в общежитии и опоздания
прекратились.
Определите, какими методами управления пользовался руководитель?
Оцените эффективность применения каждого метода в конкретной ситуации.
Опишите свои шаги по выбору методов управления в данной ситуации.
Ситуационное задание: При анализе управленческой деятельности
руководителей двух конкурирующих предприятий было выяснено
следующее.
Руководитель первого предприятия хорошо знает свой коллектив,
интересуется успехами и промахами (ошибками) в работе своих
сотрудников.
Он требует от руководителей функциональных и производственных
подразделений, чтобы они больше интересовались возможностями и
характерами своих сотрудников в целях последующего воздействия на них.
Руководитель второго предприятия гордится высокой исполнительностью в
своем коллективе. Он добивается этого через приказы, распоряжения,
указания. Однако последнее время на этом предприятии возросла текучесть
кадров, и предприятие стало сдавать свои позиции в конкурентной борьбе.
Определите, какими методами управления пользовались руководители
предприятий? Сравните их. Почему, на ваш взгляд, второе предприятие стало
сдавать свои позиции?
Задания для самостоятельной работы:
1.Сопоставьте различные типы управленческих структур, определите
их достоинства и недостатки.
2.Объясните, что лежит в основе формирования управленческих
структур, и какие факторы определяют их особенности.
3.Назовите виды коммуникационных сетей, их характеристику.
4. Имеется ли связь между сокращением управленческого аппарата
предприятия и совершенствованием организационной структуры?
5. Сможет ли эффективно руководить менеджер, если
непосредственно ему подчинено 25 – 30 человек?
Задания для практического занятия:
Задание № 1. Изучите теоретические сведения о видах организационных
структур управления (ОСУ).
Задание № 2. Выберите наиболее подходящий вид организационных
структур управления для перечисленных ниже предприятий и обоснуйте свой
выбор:
а) небольшая мастерская по ремонту обуви;
б) туристическое бюро (численность персонала – 40 человек);
в) компания – производитель товаров народного потребления, имеющая
филиалы и подразделения в различных регионах.
Задание № 3. Структура организации, то есть упорядоченная совокупность
ее взаимосвязанных элементов, бывает: технической, социальной,
социотехнической, нормативно-правовой. Дайте им характеристику.
Заполните таблицу.
Структура организации Характеристика
Техническая
Социальная
Социотехническая
Нормативно-правовая
Задание № 4. В 1970-е гг. стал укореняться взгляд на организацию, как
сложную открытую систему, неотъемлемую часть общества, зависимую от
среды, но имеющую собственные интересы и цели и достигающую успеха за
счет приспособления к ней. Переход от концепции независимости от среды к
пониманию необходимости приспосабливаться к ней, привел к изменению
типа поведения организации. Исходным типом был «приростной»,
ориентированный на текущее развитие потенциала, постепенное обновление
технологий, поэтапную интеграцию производственных единиц, расширение
существующих рынков и пр. Но в условиях общей нестабильности и
постоянных кризисов, характерных для современной экономики, более
эффективным оказывается предпринимательский тип поведения. Он
отличается активностью, определенной агрессивностью, и
ориентированностью в будущее. Сравните основные характеристики этих
типов поведения. Заполните таблицу.
Параметры Приростной тип Предпринимательский тип
1. Цели
2.Пути
достижения
3.Влияние
ограничений
4. Ориентация
5.Характердеятельности
6.Подход к решению
проблем
7. Основа поиска решений
8.Варианты развития
9. Допустимый риск
10.Основа поощрения
11.Структура организации
Задание № 5 На предприятиях коммуникационные каналы объединяются в
сети, связывающие элементы управленческой структуры в единое целое. Они
объединяют в себе формальные и неформальные коммуникационные каналы,
как дублирующие, так и дополняющие друг друга. Исходя из отечественного
и зарубежного опыта можно выделить три вида коммуникационных сетей:
открытые, замкнутые и комбинированные. Охарактеризуйте
коммуникационную сеть «Звезда», составьте ее схему.
Задания для самостоятельной работы:
1. Перечислите основные функции руководителя.
2. Назовите наиболее важные задачи руководителей на каждом уровне
управления.
3. Что такое конфликт и в чем состоят его основные причины.
4. Какие из приведенных ниже высказываний, по Вашему мнению, более
всего соответствуют правильному поведению менеджера:
а) менеджеру постоянно нужно ориентироваться на желания своих
сотрудников;
б) менеджер все время должен напоминать подчиненным, что производство
– самое основное, и четко указывать, что они должны делать;
в) никто из менеджеров не может одинаково решать различные ситуации, так
как они бывают вызваны различными факторами;
г) нужно выбрать стиль руководства и все время следовать ему.
Задания для практического занятия:
Задание № 1. Какие из приведенных в списке качеств характеризуют
экстравертированный и интровертированный психологический тип, по К.Г.
Юнгу?
Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия,
импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная
адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм,
смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность,
бесцеремонность.
Вставьте в таблицу качества характера из представленного списка.
Психологический тип характера Качества характера
Экстравертированный психологический тип
Интровертированный психологический тип
Задание № 2. Заполните таблицу 1. Каждому из приведенных в ней терминов
ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующее ему
определение из таблицы 2.
*) среди приведенных терминов и понятий имеются дистракторы – лишнее
понятия или термины.
Таблица 1
Характеристика темперамента
Буквенный код,
обозначающий
содержание,
соответствующее виду
информации
1 Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния
выражены внешне слабо.
2 Подвижен, но без резких движений, склонен к частой
смене настроения, сензитивен, экстраверт.
3 Характеризуется легкой ранимостью, способностью
глубоко переживать даже незначительные неудачи,
склонностью к мнительности и подозрительности.
4 Характеризуется неуравновешенностью, общей под-
вижностью, резкой сменой настроения, активной
моторикой.
5 Имеет замедленный темп реакций, региден, мало-
подвижен, интроверт.
6 Неусидчив, активен в общении, легко и быстро схо-
дится с людьми, часто является душой компании,
может быть поверхностным в делах.
7 Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно
легко переносит одиночество.
8 Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой пе-
реоценивать себя, экстравертирован.
Таблица 2
Содержание терминов:
А холерический
Б сангвинический
В сентизивный
Г флегматический
Д меланхолический
Задание № 3. Специалисты выделяют несколько типов социальных ролей,
которые люди могут играть в процессе служебного и личного
взаимодействия. Их «исполнение» во многом предопределяет поведение
сотрудников. Перечислите типы социальных ролей, которые играют
сотрудники Вашей организации. Заполните таблицу, указав фамилии
сотрудников, соответствующего типа.
Типы социальных ролей в коллективе Фамилии И.О. сотрудников
Ситуационное задание: Предлагаются три варианта действий руководителя,
дающего поручение своему секретарю. Какой вариант вы считаете
предпочтительным и почему?
1. Я продиктую вам письмо, которое сегодня необходимо отправить.
2. Необходимо сегодня же отправить письмо поставщику строительных
материалов с дальнейшей информацией о закупках. Вы не могли бы
составить конспект письма, чтобы в три часа мы смогли его вместе
посмотреть?
3. Необходимо сегодня же отправить письмо клиенту, которого я принимал
утром, с дальнейшей информацией о его заказе. Вы не позаботитесь об этом?
Если у вас есть вопросы, я готов выслушать.
Задания для самостоятельной работы:
1. Назовите какие разновидности решений существуют?
2. Сформулируйте необходимые и желательные критерии отбора
решения для следующих случаев:
— покупка акций;
— приобретение нового оборудования;
— транспортировка грузов;
— перевозка пассажиров;
— поступление в учебное заведение.
3. Сформулируйте факторы, как позитивно, так и негативно влияющие
на процесс выбора, принятия и реализации решений.
4. Насколько актуально сегодня высказывание: «Решение проблемы
заключается в поиске людей, которые ее решат».
5. В мире бизнеса существует два основных типа принятия решения:
через рынок и через иерархию. Поясните.
Задания для практического занятия:
Задание № 1 Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание
вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы
и ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее
приемлемый вариант решения:
а) Строго придерживаться субординации, не оспаривая решение начальника,
предложить подчиненному отложить выполнение текущей работы.
б) Все зависит от того, насколько авторитетен в ваших глазах начальник.
в) Выразить свое несогласие с решением начальника; предупредить его о
том, что впредь в таких случаях будете отменять его задания, порученные
вашему подчиненному без вашего согласия.
г) В интересах дела отменить задание начальника и приказать подчиненному
продолжать начатую работу.
Задание № 2 Неожиданно для всего коллектива вас назначают
руководителем крупного отдела, хотя все ожидали назначения другого
человека, являющегося неформальным лидером. В коллективе накалилась
обстановка. Ваши действия:
а) Выяснить, кто является самыми ярыми противниками вашей кандидатуры.
Сухо и официально вызвать их на беседу тоном, не терпящим возражений,
изложить условия их дальнейшей работы на своем месте. В случае
противодействия принимать самые жесткие административные меры.
б) Постараться найти общий язык с коллективом, стимулировать его
положительные эмоции (например, устроить поездку за город, где в
непринужденной обстановке обсудить положение в коллективе и постараться
привлечь сотрудников на свою сторону).
в) Привлекать коллектив к формулировке целей и выработке решений, при
первой возможности продвигать подчиненных по служебной лестнице, чаще
проводить совещания в коллективе, делегировать подчиненным
дополнительные полномочия.
г) Пустить ситуацию на самотек, не принимать близко к сердцу все выпады и
уколы противника. Сохранять уверенность и надеяться, что обстановка
нормализуется сама собой.
Задание № 3 Сотрудник подразделения допустил халатность: не внес в
информацию, направленную в вышестоящий орган госслужбы, уточненные
данные. Действия руководителя:
а) Посочувствовать работнику, пустив разрешение ситуации на самотек.
б) Потребовав письменного объяснения, провести жесткий разговор,
припомнив прежние ошибки подчиненного.
в) Вынести факт на обсуждение коллектива, предлагая принять коллективное
решение.
г) Приложить к объяснительной записке докладную на имя руководителя
организации с предложениями о наказании.
Ситуационное задание: Сотрудник организации Демин Ю.Н. получил
приглашение на работу от конкурирующей фирмы. Проработав более года в
фирме, Демин Ю.Н. показал себя ответственным, грамотным специалистом,
получил ценный опыт работы, оказался просто приятным и уравновешенным
человеком, способным легко найти общий язык с самыми различными
людьми. Фирма, пригласившая его на работу, предложила вдвое большее
вознаграждение и, в связи с организацией нового филиала, более высокое
положение на иерархической лестнице. Прямо и открыто сотрудник изложил
сложившуюся ситуацию руководителю и заверил, что останется на работе,
если ему повысят оклад лишь на одну вторую от предложенной фирмой-
конкурентом суммы.
Задание
Каково должно быть решение руководителя? Выберете ответ из
предложенных вариантов либо предложите свой вариант.
а) Руководитель непреклонен, требует, чтобы сотрудник остался,
напоминает, что лишь благодаря опыту, полученному в этой фирме, он ценен
для конкурента, заявляет, что это принципиальная ситуация.
б) Руководитель предлагает сотруднику обсудить все положительные и
отрицательные моменты его перехода в новую фирму; заверяет, что ему жаль
будет терять своего сотрудника, человеческие и деловые качества которого
он высоко ценит. И, наконец, обещает выяснить вопрос возможного
повышения оклада.
в) Руководитель обещает связаться с вышестоящим начальством, которое
только и может решать вопросы повышения оклада сотрудников.
г) Прежде всего руководитель предлагает работнику в течение недели
обдумать предложение. В это время наводит справки о предстоящей работе в
фирме-конкуренте. В итоге идет на то, что предлагает сотруднику взять
отпуск без сохранения содержания и в это время попробовать поработать у
конкурента: все происходящее будет известно лишь руководителю и самому
работнику.