Русский язык и культура речи (часть 1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Русский язык и культура речи (часть 1/1)
Рекомендации для выполнения практических заданий
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, и их выполнение является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
Данная практика предусматривает:
1) выполнение заданий в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2) оформление заданий в электронном виде, загрузку и размещение в соответствующий раздел дисциплины;
3) обязательно наличие титульного листа (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
4) все практические оформляются одним файлом и прикрепляются;
5) на вопросы письменно отвечать не надо, они предназначены для самопроверки;
6) выполнение заданий оценивается преподавателем по критериям «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
7) Для получения отметки «выполнено» достаточно выполнить задания одного практического (семинарского) занятия (по вашему выбору). Задания остальных занятий выполнять не обязательно!!
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и задания
по теме семинарского занятия №1
1. Назовите признаки литературного языка.
2. Назовите факторы, определяющие функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.
3. Как вы понимаете, что такое функциональный стиль и функциональная разновидность?
4. Почему считается, что история русского литературного языка начинается с IX века?
5. В чем отличие литературного языка IX века от литературного языка ХХ века?
6. Какой смысл вкладывается в понятие «литературный язык» независимо от времени его существования?
7. Как соотносятся «язык художественной литературы» и «литературный язык»?
8. Как соотносятся два понятия «национальный язык» и «литературный язык»?
9. Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.
10. Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?
Задания
Задание 1. Сформулируйте свое определение литературного языка, назовите его признаки.
Задание 2. Сравните свое определение литературного языка с существующими (приведенными ниже), укажите различия и сходства определений:
1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь);
2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов);
3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев);
4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и общеобязательной для всех говорящих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (В.И. Беликов, Л.П. Крысин).
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и задания
по теме семинарского занятия №2
1. Какова основная задача культуры речи?
2. Что понимается под кодификацией языка?
3. Что такое языковая норма?
4. Как вы определите функции языковой нормы?
5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
Задания
Задание 1. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.
Правила
Нормы
постановки ударения
акцентологические
произношения
употребления слов
образования слов
образования грамматических форм слова
объединения слов в словосочетания и предложения
написания слов
постановки знаков препинания
Задание 2. Сравните несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.
1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколений…Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А.М. Пешковский);
2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе… (Э. Косериу);
3. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (С.И. Ожегов);
4. Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей (К.С. Горбачевич).
Задание 3. Приведите примеры, показывающие, что владение нормами языка – показатель культуры личности.
Задание 4. Найдите ошибки в следующих высказываниях:
1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средствá. 2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. 3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 4. В современных переводах много языковых погрешностей. 5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону 102. 8. Многие приняли участие в крёстном ходе.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №3
1. Дайте определение понятию «хорошая речь».
2. Какие факторы определяют доступность речи?
3. Употребление какой лексики нарушает чистоту речи?
4. Назовите виды точности речи.
5. Назовите виды логичности речи.
6. Что составляет богатство речи?
Задания
Задание 1. Определите, какие качества хорошей речи нарушены. Исправьте предложения.
1. А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями. Все слетаются к ней в деревню, как саранча. 2. Автор любит и восхищается своей героиней. 3. У процентщицы под кабалой находится множество людей. 4. Русские традиции прижились в этой семье. Они славятся дружелюбием. 5. Будущее представляется Гоголю в победе жизненной души над мертвецкими общественными порядками. 6. Но во благо ли это Евгению, россу, человеку, личности? 7. На мой взгляд, самое удивительное – это то, что природа настолько очаровывает Жуковского, что выразить все то, что рождается в его душе от общения с невозможной красотой, невозможно. 8. Жизненные неудачи ожесточились.
Задание 2. Система коммуникативных качеств речи. Выполните на Ваш выбор упражнения из пункта А/ или из пункта Б/ или из пункта В/ или из пункта Г/ или по одному упражнению из каждого пункта:
А) Точность речи
№1. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?
1. Самолет сделал смертельную петлю. 2. Ульяна Громова – верная дочка своего народа. 3. Плюшкин ходил в дряхлом халате. 4. Свое призвание он видит в службе искусству. 5. Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. 6. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе.
№2. Найдите неточно употребленное слово. Исправьте ошибки.
1. Наш папа по происхождению одессит. 2. Среди многих писем процитируем лишь одно. 3. На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха
доярки слушают его. 4. Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной
стороны улицы. 5. Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать
осколки сломанной вазы. 6. На картине была нарисована группа людей.
Некрасов широко применял русское народное творчество. 7. Для удобства
пользования альманах снабжен содержанием. 8. У нас в столовой
самообслуживание: покушал — убирайся сам. 9. Я предлагаю деканам
факультетов сейчас тоже выразиться. 10. На пространстве нескольких
километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется. 11. Врач
осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. 12. Белинский и
Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу. 13. Пушкин хотел
этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. 14. Они уже
начали сдруживаться. 15. Скоро теплоход должен был уезжать.
Б) Краткость и полнота речи
№1. Устраните в предложениях лишние слова.
1.Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-
то из деревенских скрипачей. 2. Отец и мать дают сыну в дар садовый участок,
который они имеют. 3. Дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. В тачке
везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран,
сплющенный чайник. 5. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 6. Вечер,
посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и
радостен. 7. В районной больнице плохо поставлен уход за больными,
находящимися на излечении. 8. Итак, речь бабушки в сущности является
народно-разговорной. 9. Он быстро спустился вниз, но через несколько
минут снова поднялся к себе наверх.
№2. Вставьте в предложения пропущенное слово (сочетание слов).
Исправьте предложения со смысловыми недочетами, перестроив их.
1.На ваших экранах отдыхает польский боксер. 2. Вернув коров на зимнее
содержание, мы провели большую разъяснительную работу. 3.Чабан Умаров
добился увеличения овец. 4. Клиентов в одежде не обслуживаем. 5. На ферме
хорошо кормят и ухаживают за телятами. 6. Коллектив хозяйства
организованно приступил и ведет жатву колосовых. 7. Анна Владимировна не
смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется и любит
искусство. 8. Маяковский любил и гордился своей страной.
В) Логичность речи.
№1. Найти в предложениях логические ошибки.
1.Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по
крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме. 2. Сначала он
производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека; потом стало
известно, что у него среднее техническое образование. 3. О дальнейшей судьбе
Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. 4. Скоморохи, актеры Древней
Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. 5. Однако Анну Толстой спасти не может. 5. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое и наоборот.
Г) Богатство (разнообразие) речи.
№1. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.
1. На стволе березы кто-то сделал ножиком свои инициалы. 2. Ребята стали делать костры у самого ледника. 3. В пятницу мы делаем классный сбор. 4. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. 5. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. 6. Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. 7. Туристы сделали отдых на берегу реки. 8. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.
№2 Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях: глухой (человек) — глухой (край) — глухой (выстрел) — глухой (переулок) — глухой (переулок) — глухая (осень).
№3. Приведите синонимы и антонимы прилагательного «свежий» в разных его значениях: свежий (ветер) — свежая (газета) — свежий (хлеб) — свежая (рубашка) — свежая (мысль).
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и задания
по теме семинарского занятия № 4
1. Как сформировалось современное литературное произношение?
2. Что вы знаете о старомосковском произношении? Каковы его нормы?
3. Какие тенденции в произношении заимствованных слов вы знаете?
4. Какие произносительные нормах гласных и согласных звуков русского языка вы знаете?
5. Расскажите об особенностях русского ударения, чем вызваны трудности при его постановке?
Задания
Задание 1. Распределите слова на группы с одинаковым ударным гласным звуком:
Арктика, брошюра, верность, если, жалюзи, жёсткость, жидкий, искренний, кокон, милость, молодость, мысленно, отзыв, паспорт, поэзия, рядом, тульский, уксус, цифра, чековый, шинный, щёголь, эхо, юркий, ярость.
Задание 2. Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах.
1. Звонишь, кормишь, роешь. 2. Зеленеть, краснеть, ржаветь. 3. Вагонный, кухонный, телефонный. 4. Такси, жалюзи, новости. 5. Водопровод, нефтепровод, провод. 6. Обеспечение, ограничение, квашение. 7. Избалованный, квалифицированный, пломбированный. 8. Клеить, включить, белить.
Задание 3. Поставьте правильно ударение в следующих словах:
Агент, альков, аноним, аргумент, арест, астролог, астроном, бармен, благовест, блудница, бунгало, бюрократия, вероисповедание, вечеря, взапуски, втридорога, газопровод, гражданство, диспансер, догмат, договор, донельзя, досуг, досыта, дотронуться, доцент, еретик, жалюзи, завидно, заговор, запломбировать, знамение, издревле, изобретение, иконопись, иначе, инструмент, инсульт, искони, исстари, каталог, квартал, корысть, купина, магазин, мельком, менеджер, мизантроп, молох, мышление, начать, невролог, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, ободрить, огниво, ограничение, оптовый, понял, портфель, премировать, приговор, принудить, принять, процент, псевдоним, пуловер, рефлексия, роженица, свекла, сегмент, созыв, столяр, танцовщица, туфля, углубить, феномен, хвоя, ходатайство, христианин, цыган, щавель, эксперт, ядрица.
Задание 4. Поставьте правильно ударение:
а) в существительных мужского рода: алкоголь, алфавит, безмен, досуг, дефис, доллар, знахарь, квартал, инсульт, коклюш, партер, постриг, прикус, нарост, портфель, триптих;
б) в существительных женского рода: булава, бюрократия, ворожея, дремота, зевота, злоба, искра, камбала, курага, ломота, метонимия, немота, свекла, тошнота, туника, флюорография, шелковица, щеколда, щиколотка;
в) в существительных среднего рода: возвеличение, жерло, захоронение, озвучение, квашение, намерение, обеспечение, сосредоточение, упрочение, увещевание;
г) в существительных множественного числа: банты, торты, шарфы, шкафы;
д) в наречиях: донага, донельзя, завидно, загодя, задолго, издавна, искони, искоса, исподволь, мастерски, мельком, назло, наискось, наотмашь, отчасти, щегольски;
е) в прилагательных и причастиях:
августовский, айвовый, альтовый, атомный, бомбовый, венчанный, гладильная, грошовый, грушевый, держащий, домовая, дышащий, забалованный, завороженный, захламленный, зубчатый, исковой, каталожный, кормящий, курящий, кухонный, митинговый, могущий, нормированный, оптовый, пломбированный, побеленный, рекрутский, сливовый, суповой, убывший, уведомленный, уткнутый, экзальтированный, ядровый;
ж) в глаголах: вручат, включит, долбит, звонят, избаловать, кашлянуть, клеить, кровоточит, начать, не дозвонится, нормировать, облегчить, одолжит, осведомить, плесневеть, позвонит, помирит, разминуться, расхитить, скрепит, сорит, углубить, усугубить, утрудит, ходатайствовать.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и задания по теме семинарского занятия №5
1. Дайте определение лексического значения слова, лексической сочетаемости?
2. Какие виды ошибок связаны со смысловой избыточностью?
3. Дайте определение омонимам, паронимам, синонимам, антонимам.
4. Как используются в речи омонимы, синонимы и антонимы?
5. В чем состоит сложность использования заимствованных слов?
6. Расскажите о лексике пассивного запаса (устаревших словах и неологизмах). Каковы особенности ее употребления в речи?
7. Каковы особенности функционирования в речи лексики ограниченной сферы употребления (диалектизмов, профессионализмов, терминов, жаргонизмов, арготизмов)?
8. Расскажите о стилистической классификации лексики. Какие ошибки возможны в употреблении стилистически окрашенной лексики?
9. Дайте определение фразеологизмов. Расскажите о функционировании фразеологизмов в речи.
10. Каковы основные ошибки при использовании фразеологизмов в речи?
Задания
Задание 1. Объясните значения фразеологизмов:
считать ворон, вить веревки, выводить на чистую воду, ставить вопрос ребром, доводить до белого каления, держать камень за пазухой, дразнить гусей, заводить волынку, выпускать вожжи, шито белыми нитками, встретить в штыки, любимый конек, положить под сукно, попасть как кур во щи (в ощип), быть под колпаком, как с гуся вода, разделать под орех, петь не своим голосом; альфа и омега, златой телец, иерихонская труба, манна небесная, посыпать пеплом главу, вавилонское столпотворение; alma mater, alter ego, finite la commedia, idée fixe, tête-â-tête, post scriptum, pro et contra, jour fixe, O tempora, o mores!
Задание 2. Определите, каким фразеологизмам соответствуют приведенные ниже толкования. Что вы знаете об истории их возникновения:
// о пустой, ничего не стоящей бумаге, не имеющем никакой силы документе;
// дать пояснения, уточнить, внеся полную ясность; довести до конца;
// (книжн.) предаваться крайней скорби по случаю какой-либо утраты, бедствия;
// о том, кто не имеет семьи, близких, о совершенно одиноком человеке;
// захолустное, отдаленное, глухое место;
// (книжн.) 1) бесследно и навсегда исчезнуть, уйти в небытие (о человеке); 2) быть навечно забытым, преданным забвению (о событиях, фактах, воспоминаниях);
// испытывать большую радость, счастье, блаженство;
// о крайне нерешительном человеке, колеблющемся в выборе между двумя равносильными желаниями, двумя равноценными решениями;
// пожелание удачи;
// человек, на которого сваливают чужую вину, ответственность за других;
// наиболее уязвимое место у кого-либо;
// (книжн.) сделать решительный шаг, определяющий дальнейшие события, совершить решительный поступок, имеющий поворотное значение в жизни.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки и задания по теме семинарского занятия № 6
1. Что регламентирует морфологическая норма?
2. Как определить категорию роду несклоняемых имен существительных?
3. Какова история появления варианта окончания –а в форме именительного падежа множественного числа существительных на месте традиционного окончания –ы(-и)?
4. Какой признак выражает полная форма имени прилагательного, а какой – краткая форма?
5. Как образуются степени сравнения имени прилагательного?
6. В чем семантическое различие местоимений каждый, всякий, любой?
7. В чем отличие склонения составных количественных числительных от склонения составных порядковых числительных?
8. Какие ошибки в употреблении местоимений вы считаете наиболее распространенными?
9. Как образуются степени сравнения наречий? В чем проявляются ограничения в их образовании?
10. Какие глаголы относят к группе избыточных глаголов?
Задания
Задание 1. Замените просторечные союзы общеупотребительными:
1. Новая аптечка — это просто победа просвещенной медицинской мысли. Потому как появились в ней препараты жизненно необходимые
2. Многие начинают возвращаться, потому как другого дома у них нет.
3. Точное знание координат является государственной тайной, потому как они используются при программировании.
4. Собак вот — за что любим? За то, что не кусают, потому как боятся.
5. Мне нравится говорить о его полусферической природе, потому как это именно то, что мы можем встретить по соседству.
6. У президента корпорации был вице-президент, потому как у всех или у большинства президентов корпораций так принято.
Задание 2. Отредактируйте предложения, исправляя ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.
1. Крем «Софья» с экстрактом пиявки, созданный для любимого человека, служит теперь сотням тысяч людей. 2. Первый обильный снегопад в октябре, сопровождаемый шквальным ветром, стал первым серьезным испытанием для коммунальщиков нашего города. 3. В рамках беспрецедентной по масштабам
программы Сароблстрой дарит ветеранам труда, работающих в главном офисе, путевки на летний отдых на море. 4. В Московской области принимаются все необходимые меры, позволяемые создать этой категории жителей равные со всеми гражданами условия для полноценной жизни. 5. Запад был так растроган зрелищем Арафата, пожимающего руку израильскому премьеру Рабину, что этой паре вскоре вручили Нобелевскую премию.
Задание 3. Отредактируйте предложения с ошибочным использованием однородных членов:
1. Помимо больного желудка писатель «славился» своим плохим характером и перепадами настроения, циррозом печени. 2. «Сколково» — хороший проект, современный, его цель – собрать на хорошо оборудованной площадке интересных людей и важные проекты. 3. Я всегда восхищалась и немного завидовала Наташе Ростовой. 4. Наше дело – уход и оздоровление волос. 5. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. 6. Каждый, кто посетил выставку, полностью переменил свое представление и отношение к данной проблеме. 7. Фитнес-клуб GYM-PRO площадью 2000 кв.м. разработан и предназначен специально для достижения ваших целей и потребностей. Мы предлагаем нашим клиентам большой выбор упражнений, начиная с пилатеса и заканчивая боевыми искусствами. Занимаясь в нашем клубе, вы получите необходимые знания и опят благодаря нашим сертифицированным инструкторам. 8. В подобных обстоятельствах можно попасть на водоемы, достаточно богатые кормом и где нет высокой плотности рыбьего населения. 9. Спасибо Вам, дорогие друзья, что продолжаете делиться и писать нам о своих новостях.