Общая психология (3/4)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Общая психология (3/4)
Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу
«Общая психология» 3.4.
Учебным планом предусмотрено прохождение практических (семинарских) занятий по дисциплинам.
В рамках практических (семинарских) занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо представить задания следующим образом:
Семинарско-практическое занятие № 9 «Эмоции и чувства»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
IV. Практические задания выполняются все (письменно).
Семинарско-практическое занятие № 10 «Воля»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по одной из тем (можно с презентацией).
III. Практические задания выполняются все (письменно).
Семинарско-практическое занятие № 11«Общее представление о психических состояниях»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Выбрать и выполнить задание письменно.
III. Практическое задание выполняется письменно.
Семинарско-практическое занятие № 12 Общее понятие о стрессе»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно).
II. Написать небольшое письменное сообщение по одной из тем (можно с презентацией).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
IV. Практическое задание выполняется письменно.
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 4 занятиям сразу в одном файле или папке).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Семинарско-практическое занятие № 9
по теме «Эмоции и чувства»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Дайте определение эмоций и чувств; раскройте их значение в жизни
человека.
2. Расскажите о физиологических механизмах эмоций и чувств.
3. Дайте клас сификацию и раскройте характеристику видов эмоций и
чувств.
4. В чем проявляются индивидуальные различия в эмоциональных
проявлениях?
5. Назовите психологические теории эмоций и раскройте их
особенности.
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем
(письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов
эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс).
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов
эмоциональных состояний (по своему выбору).
2. Дайте краткую характеристику одного из видов высших
чувств: нрав ственные, эстетические и интеллектуальные.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов высших
чувств (по своему выбору).
III. Кратко раскройте суть теории эмоций (выбрать и
выполнить письменно одно из заданий):
1. Теория Джеймса-Ланге.
2. Теория Кеннона-Барда.
3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
4. Информационная концеп ция эмоций П.В. Симонова.
IV. Практические задания (выполняются письменно).
1. Подберите, опишите примеры проявления эмоций,
эмоциональных состояний, дайте их анализ (примеры можно подобрать из
научной, художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов и
т.д.).
2. Прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А.П. Чехова
«Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном
примере. С какими свойствами личности они связаны?
Раневская и Гаев, герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» разорены.
Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в
слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите,
господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…
Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь
мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый
помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!
3. Прочитать главу 3. «Теории, объясняющие механизмы
возникновения эмоций» в работе Е.П. Ильина «Эмоции и чувства»,
составить краткий конспект по одной из теорий, представленных в данной
главе (на выбор студента).
Семинарско-практическое занятие № 10
по теме «Воля»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Дайте определение воли, перечислите ее основные функции.
2. Дайте характеристику различных теорий воли.
3. Представьте структуру и характеристику волевых действий.
4. Перечислите и охарактеризуйте волевые качества личности.
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем
(письменно, можно с презентацией):
1. Волевая регуляция и волевое усилие.
2. Воля как произвольное управление поведением и деятельностью
человека.
3. Психофизиологические механизмы произвольного управления
поведением и деятельностью.
4. Сознательный самоконтроль как форма произвольного
управления.
5. Психологические теории воли.
III. Практические задания (выполняются письменно).
1. Подберите и опишите примеры проявления воли, волевых
качеств личности, дайте их анализ (примеры можно подобрать из научной,
художественной, биографической и пр. литературы, из фильмов и т.д.).
2. Объясните, какая функция воли проявляется в описанном ниже
случае? Дайте психологическое объяснение отмеченному факту.
«Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В
какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета,
погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять
самолетом. Благополучно сажает его и… из самолета его выносят уже
мертвым».
3. Прочтите главы 7,8 «Волевые качества личности»,
«Характеристика отдельных волевых качеств» в работе Е.П. Ильина
«Психология воли», составьте краткий конспект по одной из групп волевых
качеств (на выбор студента):
— Волевые качества, связанные с целеустремленностью.
— Волевые качества, характеризующие самообладание.
— Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые
качества).
Семинарско-практическое занятие № 11
по теме «Общее представление о психических состояниях»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Раскройте понятие психического со стояния.
2. Расскажите об особенностях взаимодействия человека с
окружающей средой.
3. Дайте характеристику понятия психофизиологического состояния.
4. Дайте класси фикацию психических состояний (по Н.Д.
Левитову).
II. Выбрать и выполнить письменно:
Прочитайте одну из глав работы Н.Д. Левитова «О психических
состояниях человека» (на выбор студента). Выпишите тезисы.
III. Практическое задание.
1. Проведите диагностику по методике «Самочувствие, активность,
настроение (САН)») с одним или несколькими испытуемыми (либо
самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их
(количественный и качественный анализ).
2. Укажите достоинства и недостатки данной методики. Обоснуйте
свой ответ в письменном виде.
Описание. Тест для диагностики самочувствия, активности и
настроения (САН) состоит из 30 пар противоположных характеристик, по
которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара
представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень
выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние в данный
момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков.
Выберите в каждой паре ту характеристику, которая наиболее
точно описывает Ваше состояние, и отметьте цифру, которая соответствует
степени выраженности данной характеристики.
Тестовое задание
1 Самочувствие
хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие
плохое
2 Чувствую себя
сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя
слабым
3 Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4 Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5 Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6 Хорошее
настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое
настроение
7 Работоспособны
й 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8 Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9 Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10 Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11 Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12 Жизнерадостны
й 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13 Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14 Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15 Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16 Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17 Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18 Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19 Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20 Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21 Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22 Желание
отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание
работать
23 Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24 Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичны
й
25 Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомленный
26 Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27 Соображать
трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать
легко
28 Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29 Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30 Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный
Спасибо за ответы!
Ключ к тесту для диагностики самочувствия, активности и
настроения (САН)
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары
оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса
пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно
меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а
отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с
ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из
них.
Самочувствие – сумма баллов по шкалам 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность – сумма баллов по шкалам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение – сумма баллов по шкалам 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Средний балл шкалы равен 4.
Интерпретация результата
Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном
состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии.
Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5
балла.
Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не
только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Семинарско-практическое занятие № 12
по теме «Общее понятие о стрессе»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Дайте определение стресса.
2. Раскройте физиологические механизмы стресса.
3. Опишите основные стадии стресса по Г. Селье.
4. Какова роль фрустрации в формировании стрессовых состояний?
5. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем
(письменно, можно с презентацией):
1. Исследования Г. Селье о стрессе.
2. Стресс как «благо».
3. Трансформация стресса в дистресс.
4. Дистресс и его характеристика.
5. Понятие «фрустрация» и ее характеристика.
6. Психологическая регуляция эмоциональных состояний.
III. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно:
1. Познакомьтесь с работой Г. Селье «Стресс без дистресса».
Выпишите тезисы из первой части (сущность биологической концепции
стресса).
2. Познакомьтесь с работой Василюка Ф.Е. «Психология
переживания», прочтите 1 главу. Дайте анализ современных представлений о
переживании или напишите свое впечатление.
IV. Практическое задание.
Проведите диагностику (самодиагностику) по методике «Тест на
самооценку стрессоустойчивости личности», проанализируйте результаты.
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности
(Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
Цель методики: Оценка стрессоустойчивости
Примечание по использованию: групповая, индивидуальная
Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите
кружком подходящий для вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут
ваши ответы, тем более точный результат вы получите.
Утверждение Редко Иногда Часто
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе 1 2 3
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров 1 2 3
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы 1 2 3
4. Я бываю настроен агрессивно 1 2 3
5. Я не терплю критики в свой адрес 1 2 3
6. Я бываю раздражителен 1 2 3
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно 1 2 3
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым 1 2 3
9. Я страдаю бессонницей 1 2 3
10. Своим недругам я могу дать отпор 1 2 3
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность 1 2 3
12. У меня не хватает времени на отдых 1 2 3
13. У меня возникают конфликтные ситуации 1 2 3
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать 1 2 3
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым
делом
1 2 3
16. Я все делаю быстро 1 2 3
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт 1 2 3
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и
поступки
1 2 3
Далее: подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите,
каков уровень вашей стрессоустойчивости по таблице:
Суммарное число баллов Уровень вашей стрессоустойчивости
51-54
53-50
49-46
45-42
41-38
37-34
33-30
29-26
25-18
1 – очень низкий
2 – низкий
3 – ниже среднего
4 – чуть ниже среднего
5 – средний
6 – чуть выше среднего
7 – выше среднего
8 – высокий
9 – очень высокий
Чем меньше, число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша
стрессоустойчивость и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости
то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и
тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.
Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей
деятельностью: планировать, ставить цель, осуществлять выбор и т.д., в том числе и
контролировать свои эмоции, уметь расслабиться.
Вы можете подобрать другую методику для диагностики из книги
Водопьяновой Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.