Основы психиатрии (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Основы психиатрии (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу «Психиатрия» 1/1.
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам. В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине. Для получения отметки «выполнено» необходимо выполнить любые 2 задания в ПЗ-1 и любые 2 задания в ПЗ-2. В общей сложности, должно быть выполнено -4 задания.
*Примечание: все выполненные тесты должны быть отображены в ПЗ в виде, либо скрин-шотов ответов испытуемых (вставленных, как картинка), либо- в виде таблицы с ответами испытуемого и баллами, полученными по тесту. Должны быть посчитаны и отображены, как баллы на отдельные вопросы, так и баллы по субтестам и общий балл по тесту. В конце должен быть обобщенный вывод по 2-м проведенным тестам.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Задания по курсу «Психиатрия» 1/1
Практическое занятие 1 по теме № 2 «Понятие психического
заболевания» и №4 «Классификация психических расстройств».
План: Понятие психического заболевания. Органические заболевания
головного мозга. Симптоматические и экзогенно-органические психозы.
Аффективные психозы. Маниакально-депрессивный психоз. Психогенные
заболевания. Этиология и патогенез психопатий. Принципы организации и
правовые основы оказания психиатрической помощи. Экспертиза психически
больных.
1. Определите форму психопатологии у испытуемого по описанию
некоторых симптомов и/или синдромов:
1. Сенильная деменция
2. Психопатия
3. Невроз
4. Олигофрения
5. Шизофрения
6. Биполярное аффективное расстройство
7. Нервная анорексия
Варианты ответов:
А. Фобии (клаустрофобия, арахнофобия, социофобия);
Б. Провалы в памяти (конфабуляции, фиксационная амнезия);
В. Бред преследования и воздействия;
Г. Низкий уровень интеллекта (IQ ниже 70) при сохранности памяти на
прошедшие и текущие события;
Д. Навязчивые или бредовые мысли в отношении несовершенства
собственного тела (дисморфофобия);
Е. Дисгармоничный склад личности, проблемы в социальной адаптации,
невысокий уровень морально- нравственного и духовного развития личности,
при сохранных когнитивных процессах и отсутствии органической патологии
или признаков психоза;
Ж. Бредовые идеи отношений (любовно- эротический бред) с представителем
противоположного пола на фоне маниакального состояния.
2. Определите, какой вид бреда (или его отсутствие) наиболее характерен
для следующих психических заболеваний:
А. Сенильные деменции
Б. Олигофрении
В. Шизофрения
Г. Невроз
Д. Биполярное расстройство (МДП)
Е. Нервная анорексия/булимия
Варианты ответов:
1. Бред метаморфоза (превращения в другое существо),
2. Бред ревности,
3. Бред величия,
4. Отсутствие бреда,
5. Любовный бред,
6. Бред отношений,
7. Бред бытовой,
8. Бред сутяжничества,
9.Бред отравления,
10. Бред преследования и воздействия.
Примечание: можно указывать от 1 до 3 вариантов ответов на каждый вид
заболевания.
3. Какой тип наследования у болезни Альцгеймера?
А. Полигенный тип наследования признаков, отвечающих за проявление
депрессивных черт личности, тревожности и нейротизма
Б. Мутации на 1 и 14 хромосомах, вызывающие нарушение синтеза и
транспорта белков.
В. Наследуется определенный тип личности.
4. От каких заболеваний скорее погибнут больные синдромом
Дауна в возрасте 14 и 35 лет соответственно?
А. Менингит и болезнь Альцгеймера
Б. Шизофрения и органическая деменция
В. Эпилепсия и нервная анорексия.
Г. Больные с синдромом Дауна не доживают до этого возраста.
5. Депрессия имеет:
А. 1-факторный тип наследования: болезнь локализована в 1 конкретном гене
Б. Полигенный тип наследования: болезнь локализована во многих генах
В. Наследуется не депрессия, как таковая, а определенный тип личности.
6. Европейские и восточные популяции генетически
различаются/не различаются по критерию устойчивости к
алкоголю:
А. У Европейцев -меньшая непереносимость к алкоголю
Б. Восточные народы -более устойчивы к алкоголю
В. В европейской популяции параметры наследуемости устойчивости к
алкоголю -ничем не отличаются от народов Востока.
7. Расстройства, вызванные влиянием 1 гена (1-факторная модель
наследования), как правило:
А. Легче по своим проявлениям, чем расстройства, имеющие
полигенный тип наследования (действие множества генов)
Б. Тяжелее по своим проявлениям, чем расстройства, вызванные
сочетанием действия множества генов
В. Ничем не отличаются по своим проявлениям от расстройств,
вызываемых действием группы генов
Г. Встречаются чаще, чем заболевания, имеющие полигенный тип
наследования.
8. Алина, ученица десятого класса, постоянно изводит себя
диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие
считают ее тело истощенным, и объективно она страдает от
недостатка веса.
Вопросы:
Как называется психическое расстройство девушки? Предположите, какие
факторы могли спровоцировать данное расстройство? Опишите, пож- та,
типичные личностные характеристики девушки с подобным расстройством, а
также охарактеризуйте семью, в которой она живет.
9. Приведите в соответствие тип психического заболевания и его
типичные признаки:
А. психотического уровня (шизофрении);
Б. пограничного уровня (невроза);
В. пограничного уровня (ПТСР).
Варианты ответов:
1. Псевдогаллюцинации.
2. Бред воздействия (страх того, что человеком управляют другие
люди или высшие силы/НЛО).
3. Повышенная эмпатия и чувствительность, сентиментальность.
4. Навязчивые мысли, относительно степени собственной
безопасности (выключен ли газ/свет/утюг, вымыты ли руки и т.д.)
5. Фобии мест, напоминающих события психотравмы.
6. Фобии и страхи, необъяснимые, с точки зрения здравого смысла
(страх превратиться в другого человека, страх внедрения в организм живых
существ/чипов/НЛО).
7. Бессмысленные навязчивые ритуалы: дотронуться до всех ножек
стульев, попрыгать на 1 ноге, посчитать все синие машины и т.д.
8. Навязчивый страх повторения травматического события
9. Монотематические повторяющиеся ночные кошмары, фабула
которых отражает пережитую психотравму.
10. Вовлечение в выполнение своих навязчивых действий
окружающих.
11. Наличие критики к себе и окружающим, осознание своей
болезни/странностей, стремление избавиться от болезненных симптомов
заболевания.
12. Перепрыгивание через все колодцы и трещины на асфальте, во
избежание наступления каких-либо негативных (роковых) событий.
13. Эмоциональная холодность, аутичность, социальная изоляция,
исчезновение чувства привязанности (любви) к близким
14. Наличие странных увлечений, не несущих никакой ощутимой
пользы для общества (поиск НЛО, изобретение машины времени и т.д.).
15. Активное стремление к самоутверждению и самореализации при
сниженных возможностях к адаптации и достижению своих планов и целей.
16. Наличие множества планов и целей на будущее.
Примечание: можно указывать несколько вариантов ответов на каждый
вид заболевания.
Задания по курсу «Психиатрия» 1/1
ПЗ-2
Тема 3. Методы обследования психически больных.
1. Предположите форму психопатологии по индивидуальному профилю испытуемого по тесту MMPI:
А. 1 шкала по тесту MMPI – выше 65Т (стен), и она значимо преобладает над другими.
Б. Повышены (65-75Т) 1,2 и 3 шкалы по тесту MMPI.
В. Пик в профиле по 6 шкале MMPI (70-75Т).
Г. Пики по 6 (80-90Т) и 9 шкале (100-110Т), при достаточно высоких показателях по остальным шкалам (65-75Т).
Д. Профиль с высокими (выше 90 Т) пиками по 2 и 7 шкалам, в сочетании с небольшим повышением 8 и 0 шкал.
Е. Умеренно повышенные 2 и 7 шкалы (70-85Т) при немного повышенных 1, 3 и 4 шкал.
Варианты ответов: 1- Ипохондрический невроз; 2-Мания с бредом величия; 3-Эндогенная тревожная депрессия; 4- Тревожная акцентуация; 5- Реактивная депрессия; 6- застревающая (педантичная) акцентуация.
2. Опишите предположительный характерологический профиль испытуемого, а также его склонность к тем или иным психическим заболеваниям по данным, полученным по опроснику К. Леонгарда.
Профиль следует описать по следующим критериям: сложный/простой/удобный характер, степень самореализации, склонность к психопатии и/или психическим расстройствам, ярко выраженные акцентуации характера с их описанием, наличие признаков адаптации/дезадаптации в поведении.
А. Все черты характера выражены слабо и не превышают 12 баллов по опроснику К. Леонгарда.
Б. Испытуемый имеет 24 балла по шкале гипертимности, 22 балла по шкале возбудимости, 18 баллов по шкале эмотивности и 18 баллов по шкале демонстративности, остальные шкалы не превышают 12 баллов.
В. Испытуемая имеет 24 балла по шкале тревожности, 24 балла по циклотимности, 20 баллов по дистимности, 22 балла по эмотивности, 18 баллов по возбудимости, остальные шкалы – ниже 12.
Г. Испытуемый получил 24 балла по педантичности, 22 балла по застреванию (ригидности), 20 баллов по гипертимности, 18 баллов по тревожности, остальные шкалы – ниже 12.
Д. Испытуемая имеет 18 баллов по шкале гипертимности, 18 баллов по шкале
эмотивности, 16 баллов по шкале демонстративности, 16 баллов по шкале
ригидности (застревания), остальные шкалы не превышают 12 баллов.
3. Проведите дифференциальную диагностику психопатии/акцентуации
характера у взрослого испытуемого по 2-м тестам: опросник К. Леонгарда и
опросник MMPI. Напишите заключение по испытуемому, на предмет
наличия/отсутствия у него явных или скрытых акцентуаций
характера/психопатий, а также сопоставьте эти результаты с
показателями по тесту К. Леонгарда. Напишите заключение по характеру
испытуемого, опишите его акцентуации характера, а также сопоставьте их
с показателями по тесту MMPI, с целью определения наличия/отсутствия
акцентуаций характера или психопатии/социопатии.
Необходимо приложить скрин-шот ответов и характерологического
профиля испытуемого по тестам, а также написать обобщенное заключение
по 2-м тестам. Кроме того, профиль по тесту MMPI нужно анализировать,
преимущественно, по шкалам, отражающих психопатические
/социопатические тенденции в профиле испытуемого.
Рекомендации к выполнению практических заданий.
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий
по дисциплинам. В рамках практических занятий студенты выполняют
практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий
является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
Для получения отметки «выполнено» необходимо выполнить любые два
задания в ПЗ-1 и любые 2 задания в ПЗ-2. В общей сложности, должно быть
выполнено -4 задания.
*Примечание: все выполненные тесты должны быть отображены в
ПЗ в виде, либо скрин-шотов ответов испытуемых (вставленных, как
картинка), либо- в виде таблицы с ответами испытуемого и баллами,
полученными по тесту. Должны быть посчитаны и отображены, как баллы
на отдельные вопросы, так и баллы по субтестам и общий балл по тесту. В
конце должен быть обобщенный вывод по 2-м проведенным тестам.