Правовые основы журналистики (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Правовые основы журналистики (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических
занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические
задания, следовательно, выполнение указанных заданий является
обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного
семестра до окончания срока представления письменных (курсовых)
работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый
файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице
дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел
дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем
«Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Порядок выполнения практической работы:
Практическое занятие №1. – дать развернутый ответ на три любых
вопроса.
Практическое занятие №2. – решить две на выбор задачи.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 1
по теме 1 «Источники законодательства о СМИ»
Изучая законодательство о средствах массовой информации (СМИ),
необходимо прежде всего знать основные понятия и принципы
юриспруденции, а также разбираться в источниках права, их иерархии.
Под правом в субъективном смысле понимается предусмотренная
законом либо иным правовым актом возможность лица обладать
имущественным или неимущественным благом, действовать в определённой
ситуации способом, установленным правовой нормой, или воздержаться от
совершения соответствующего действия. Праву обычно соотносится
обязанность государства или другого субъекта совершить необходимое для
его реализации действие (например, предоставить информацию в случае
права на её получение).
Право в объективном смысле – это система общеобязательных норм
(правил поведения), определяющих границы свободы и равенства людей в
осуществлении и защите их интересов; норм, закреплённых в законе или
ином официальном акте, исполнение которых обеспечивается
принудительной силой государства. Право всегда соответствует принятым в
данном обществе устоям социально-экономической, политической и
духовной жизни, существующих объективно. Объективность права
предполагает независимость от воли того или иного лица или, как говорят
юристы, субъекта.
Важной чертой права является то, что его нормы, за исключением
обычаев, всегда отражены в законе или в другом официальном акте. Этим
актом может быть международный договор, указ, постановление, решение,
приказ, иной документ, изданный государственным органом в соответствии с
полномочиями этого органа и с необходимой процедурой принятия.
В нашей стране все они служат источниками права.
К источникам, регулирующим законодательство в сфере средств
массовой информации, относятся:
1. Всеобщая декларация прав человека1;
2. Международный пакт о гражданских и политических правах2;
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод3;
4. Конституция РФ4;
5. Гражданский кодекс РФ5;
6. Закон о средствах массовой информации6;
7. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ7.
Задание к практическому занятию:
Дайте развёрнутый ответ на следующие вопросы:
1) В каких международных и национальных правовых актах
гарантируется право на неприкосновенность частной жизни?
2) Назовите основные цели закона «О персональных данных». Какая
информация считается персональными данными человека?
3) Является ли нахождение лица в местах общего пользования
обстоятельством его частной жизни? Ответ обоснуйте.
4) Вы – корреспондент СМИ и приглашены полицией освещать
рейд по с целью ликвидировать наркопритон. Полицейские обнаруживают
большую партию наркотиков в частной квартире, старший по званию
полицейский приглашает вас зайти и заснять на камеру процедуру
задержания подозреваемых. Ваши действия?
5) Почему необходимо уважать желание пользователей интернета
не раскрывать свою личность? Назовите доводы «за» и «против»
анонимности журналистов в интернете. Какой позиции придерживаетесь вы?
6) Почему несовершеннолетние требуют особой защиты, и среди
прочего, особой защиты на конфиденциальность персональной информации?
7) Перечислите случаи, когда можно использовать изображение
человека без его согласия.
8) Какова позиция законодателя в отношении скрытой записи? В
каких случаях можно использовать такую запись?
9) Сформулируйте, как вы понимаете понятие «общественный
интерес».
10) Почему некоторые государственные служащие должны
декларировать доходы и предоставлять СМИ сведения о своих
недвижимости и транспортных средствах?
11) Как такое требование согласуется с правом каждого лица на
тайну личной жизни? Ответ обоснуйте.
Практическое занятие №2
по теме 6 «Интеллектуальная собственность»
Создавая, затем редактирую и, компонуя публикации для средств
массовой информации, а также переводя их на иные языки мира – журналист
вступает в такие отношения, которые регулируются авторскими правами.
Само по себе право возникает в момент создания (выпуска в свет или
распространением) информации. В современное время обмен информации
происходит большими объемами и бывает непросто уследить журналисту за
своим авторством. В мире происходит регулирование авторских отношений
при помощи ряда международных организаций. Во-первых, это
межгосударственные документы, которые были приняты ЮНЕСКО в 1952 и
1971 годах на Всемирной конвенции по авторским правам. Во-вторых, это
Бернская конвенция1 принятая в 1988 году. В-третьих, это Международная
конвенция по охране авторских прав исполнителей, артистов, фонограмм и
радио записи2.
Согласно определению авторского права государство имеет возможность
охранять имущественные и неимущественные права на авторов различных
произведений. Авторское право может принадлежать как отдельным лицам,
так и целым коллективам. Редакции журналов и газет, телевизионные и
радиовещательные станции, информационные агентства, иными словами, все
те, кто создает информацию собственными силами и возможностями могут
претендовать на авторское право. К этому относятся и авторские программы.
Что же касается произведений, которые написаны во время служебного
задания, они также ограничиваются авторскими правами и свободами, но
редакциями здания может запросить права на журналистскую публикацию
или обозначить ее своим именем.
Некоторые произведения могут считаться написанными в соавторстве, то
есть это те случаи, когда авторы создают конкретное произведение при
помощи предварительного разделения его на части. Автором являются:
Журналисты, которые присутствовали на заседании «круглого стола»,
написавшего интервью или корреспонденцию. Авторы – создатели
конкретного самостоятельного произведения.
Личные, то есть неимущественные права у автора подразумевают его
право на публикацию имени под материалом. Кроме того, автор имеет право
выпускать информационные и иные материалы анонимно и под выдуманным
именем, то есть псевдонимом. В последних случаях обязательно, чтобы
настоящий автор был известен редактору, который не имеет без согласия
правообладателя называть его настоящие имена и фамилии третьим лицам.
Прочие права автора материала: Автор решает, публиковать свое
произведение или нет; Автор может выбирать период выпуска материала, если
речь не идет о редакционном или сенсационном материалах; Автору
принадлежит право неприкосновенности произведения, то есть только автор
может решать стоит ли сокращать его произведение, использовать сокращения
в словах, и исправлять лексические слова или ошибки.
Задачи:
Задача№1. Гражданин М. с 1996 по 2015 г. работал инженером в научно-
исследовательском институте радиосвязи. В 2016 г. он обратился в суд с иском
о признании его автором ряда произведений науки, созданных им во время
работы у ответчика, а также о взыскании авторского вознаграждения,
компенсации морального вреди и убытков. В процессе разбирательства судом
установлено, что схемы, авторство на которые заявлено истцом, созданы на
основании технического задания, выданного разработчику в порядке
исполнения служебных обязанностей. Результатом работы являлась выдача
технической документации, на основании которой проводились
конструкторские разработки, создавались чертежи изделия. При рассмотрении
дела по существу выяснилось, что истец состоял с ответчиком в трудовых
отношениях, создаваемые произведения разрабатывались на основании
конкретного технического задания и выполнялись в течение рабочего
времени. Учитывая это, суд указал, что произведения созданы М. в
соответствии с его трудовой функцией, по трудовому договору, и
соответственно здесь нет оснований для применения ст. 1295 ГК РФ о
служебном произведении, а все права на результаты работы возникают у
работодателя.
Исследовав обстоятельства дела, суд также пришел к выводу о том, что
поскольку за работу, выполненную по трудовому договору, инженер М.
получал заработную плату, то отсутствуют основания для выплаты ему
авторского вознаграждения
Поясните, в чем разница между правом собственности на результат
деятельности и исключительным правом на служебное произведение.
Задача №2. В апреле 2001 г. к 40-летию первого полета человека в космос
издательско-торговый центр выпустил в свет блок из двух почтовых марок, на
одной из которых было размещено изображение Юрия Гагарина. Космонавт
был изображен на фоне спускаемого аппарата «Восток», вертолетов,
траектории спуска с парашютами и группы бегущих встречающих. Внизу
была проставлена надпись: «40-летие первого в мире полета человека в
космос», а также указан год — «2001».
Изображение Юрия Гагарина на марке было воспроизведено со всемирно
известного фотоснимка Валерия Генде-Роте из серии «Рапорт Гагарина».
Репортаж был снят 14 апреля 1961 г. и запечатлел прибытие первого
космонавта Земли в Москву, его встречу в аэропорту и рапорт Хрущеву. На
марке снимок был переработан: в оригинальный кадр помещены текст и
изображения ряда предметов: спускаемого аппарата, парашютов и др.,
изображение Гагарина раскрашено в желтый и синий цвета, частично
прорисовано лицо. При совмещении изображений на марке и фотоснимке они
абсолютно совпадают, вплоть до складок, теней и мелких деталей одежды.
Марка была выпущена в свет без заключения договора с наследницей
авторского права В. А. Генде-Роте и без ссылки на авторство фотографа.
Истица настаивала на том, что с ней должны были заключить авторский
договор на воспроизведение фотоснимка на марке, внесение в него изменений
и распространение марки.
В суде представитель издательско-торгового центра пояснил, что в
данном случае отсутствуют основания для заключения какого-либо договора,
так как в фотоальбоме «Гагарин», изданном в 1976 г., откуда был взят снимок,
отсутствует указание имени художника. По мнению ответчика, это
обстоятельство лишает произведение, опубликованное в указанном альбоме,
авторско-правовой охраны. Свой вывод ответчик основывал на ст. 475 ГК
РСФСР 1964 г., в соответствии с которой авторское право на произведение
фотографии действовало при условии указания имени автора на экземпляре
произведения.
Более того, ответчик посчитал, что исключительные права на
использование фотоснимка принадлежат не истцу, а ТАСС как работодателю
автора на момент создания фотосерии «Рапорт Гагарина» и что именно ТАСС
вправе предъявлять к нему требования, а не наследница, которая не обладает
авторскими правами на указанные фотографии, потому что все права на
дальнейшее использование принадлежат работодателю. Поэтому надлежащим
истцом по рассматриваемому иску является работодатель, а он никаких
претензий к издательству не предъявляет.
Разъясните, каким образом действует гражданское законодательство во
времени.
Относится ли указанное заимствование фотографии к случаям
свободного использования объектов авторского права?
Оцените доводы истца и ответчика с точки зрения действующего ГК РФ.
Задача №3. Киностудия обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с
иском к телеканалу о защите нарушенных авторских прав путем взыскания с
ответчика суммы причиненного ущерба за показ на телеканале
телевизионного художественного фильма, съемку которого осуществила
киностудия. По мнению ответчика, фильм использован им правомерно путем
одноразовой передачи его в эфир в установленный срок и на установленной
территории, т.е. на условиях заключенного договора.
На основании государственного российского прокатного удостоверения
право проката принадлежало данной киностудии, которая по лицензионному
договору передала эксклюзивное право на реализацию телевизионных прав на
названный фильм закрытому акционерному обществу «О.» (далее — ЗАО)
сроком на два года. Впоследствии ЗАО по сублицензионному договору
предоставило право использования фильма ООО «М.», которое уступило
телеканалу право на одну передачу спорного фильма в эфир на территории РФ
по цене 3000 долл. США в течение трех месяцев со дня заключения договора.
В обоснование своих требований представители киностудии заявили, что,
во-первых, не давали письменного согласия ЗАО на заключение
сублицензионного договора, и, во-вторых, им не понятна правовая природа
уступки (цессии) исключительного права на передачу в эфир
аудиовизуального произведения. По мнению истца, исключительное
(имущественное) авторское право может передаваться только по договору об
отчуждении исключительного права или по лицензионному договору, а
вышеуказанное соглашение о цессии к исключительным правам не
применяется и является ничтожным.
Кто прав в возникшей спорной ситуации?
Допускается ли отечественным законодателем уступка исключительных
прав? Если нет, то почему?
Известны ли вам иностранные правопорядка, допускающие применение
цессии к исключительным правам?
Есть ли основания для признания уступки исключительного права
недействительной сделкой?
Задача №4. В суде общей юрисдикции рассматривался спор, в котором
истцом выступал студент педагогического университета, подготовивший
статью по материалам своей дипломной работы и опубликовавший ее в
вестнике данного университета, а ответчиком — его научный руководитель.
Прочитав статью, научный руководитель предложил внести в нее некоторые
изменения, которые были учтены студентом. Далее научный руководитель
изменил некоторые фрагменты статьи, структуру работы и опубликовал ее
новую версию иод своим именем. Узнав о публикации, студент обратился с
иском в суд с заявлением о признании его автором статьи, так как правки
научного руководителя носят только редакционный характер и
самостоятельного творческого характера не имеют. Ответчик же считал, что
он является соавтором статьи.
Какие требования предъявляются к автору произведения?
Каковы условия (аспекты) соавторства?
Образует ли сотрудничество научного руководителя и студента
соавторство? Если да, то о каком виде соавторства идет речь?
Можно ли говорить о статье в данной задаче как о самостоятельном
произведении?
Задача №5. Между автором-переводчиком Ж. и издательством был
заключен договор купли-продажи рукописи. Через год после его заключения
издательство выпустило в свет книгу в переводе автора. При этом оно нс
выплатило ни гонорар автору, ни сумму, определенную в договоре купли-
продажи рукописи. Тогда Ж. обратился в суд с иском к издательству о
взыскании компенсации за нарушение исключительного авторского права и
потребовал прекратить распространение контрафактных экземпляров книги.
На первом заседании суда ответчик заявил ходатайство о привлечении в
качестве третьего лица своего сотрудника — редактора выпущенной книги.
Свое ходатайство он объяснил тем, что автором данного перевода является
редактор Ф., а указание на экземпляре книги в качестве переводчика Ж. —
опечатка. В судебном заседании редактор Ф. сообщил, что действительно
является редактором перевода и что, на его взгляд, перевод книги Ж. был
сделан плохо. На вопрос представителя истца, является ли он автором
перевода выпущенной книги, редактор категорически заявил: «Да!».
Является ли перевод объектом авторского права?
Порождает ли редакторская правка текста самостоятельное авторское
право?
Возникло ли нераздельное соавторство между автором перевода и
редактором?