Назад

Налоговое право (1/1)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Налоговое право (1/1)

Рекомендации к выполнению практических заданий

Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ; 6. По изучаемому курсу вы должны ответить на 3 любых контрольных вопроса (по выбору) из списка помещенных в конце практических занятий № 4 и № 16. Прикрепив титульный лист, следует отправить одним файлом материал на проверку преподавателю.

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

I. Практическое занятие (семинар) по теме № 4 «Налог как правовая

категория: понятие, структура, классификация».
В связи с тем, что по данной теме преподавателем была представлена лекция
в электронном виде, вспомним основные характеристики налога, а именно: 1)
понятие; 2) структуру; и 3) классификацию.

1) Итак, согласно ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного уп-
равления денежных средств, в целях финансового обеспечения де-
ятельности государства и (или) муниципальных образований.

2) Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том
случае, когда определены налогоплательщики и элементы
налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства
о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и
основания для их использования налогоплательщиком.

3) Классификация налогов:
На примере предлагаю разобрать федеральный налог – Налог на доходы
физических лиц (НДФЛ). Регулируется главой 23 НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, являющиеся
налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица,
получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не
являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объект налогообложения признается доход, полученный
налогоплательщиками (ст.209 НК).
Налоговая база — при определении налоговой базы учитываются все доходы
налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной
формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также
доходы в виде материальной выгоды.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки:
-13 %, если иное не предусмотрено статьей 224 НК.
— 35 % в отношении следующих доходов (стоимости любых выигрышей
и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других
мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения
размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;
процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров,
указанных в статье 214.2 НК РФ; суммы экономии на процентах при
получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части
превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ).
— 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не
являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за
исключением доходов, получаемых:
* в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских
организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в
размере 15 процентов;
* от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1
НК, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13
процентов;
* от осуществления трудовой деятельности в качестве
высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным
законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых
налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
— 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности
организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами,
являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Порядок исчисления налога исчисляется как соответствующая налоговой
ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в
полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и
более округляются до полного рубля.
Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога в соответствии с
настоящей статьей производятся в отношении всех доходов
налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за
исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога
осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 227.1 и НК с зачетом
ранее удержанных сумм налога.
Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных
налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими
налоговыми агентами сумм налога. Налоговые агенты обязаны перечислять
суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического
получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также
дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета
налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и
удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического
получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в
денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания
исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком
в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым
агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается
источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента
в налоговом органе.
Также к данному виду налога применяются налоговые льготы в виде
налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных,
профессиональных).
Рассчитаем НДФЛ на самом простом примере. У Пети Козлова
ежемесячный доход (заработная плата) составляет 30 000 руб. Необходимо
рассчитать, какую сумму налога он заплатит, учитывая, что на него
распространяется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб.
Итак: 30 000 * 12=360 000 руб.(начисленная зарплата за год).
Минус стандартный личный вычет 400 руб. (ст.218 НК РФ).
360 000- 400= 359600 руб. (совокупный облагаемый доход Петра).
359600*13%=46758 руб. составляет НДФЛ за год Пети Козлова.
Или 46758/12= 3897 руб. в месяц составляет НДФЛ Пети.

Контрольные вопросы по данной теме:

1. Что такое налог? В чем его отличие его от сбора?
2. Когда налог считается установленным?
3. Перечислите региональные и местные налоги.
4. Охарактеризуйте федеральные налоги и сборы.

 

II. Практическое занятие (семинар) по теме № 6 «Налоговая система
Российской Федерации»
Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин и сборов,
взимаемых на территории государства в соответствии с национальным
законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения
и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность
участников налоговых правоотношений.
А.В. Брызгалин дает определение налоговой системы как
взаимосвязанной совокупности всех существующих в государстве
общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и
имеющих экономический, политический, организационный и правовой
характер. По его мнению, основными элементами налоговой системы любого
государства выступают: экономические характеристики налоговой системы;
текущие и перспективные направления налоговой политики; система и
принципы налогового законодательства; система налоговых и иных
фискальных органов; условия взаимодействия бюджетных и налоговых
систем; порядок распределения налогов по бюджетам; формы и методы
налогового контроля; порядок и условия налогового производства;
ответственность субъектов налоговых правоотношений; способы защиты
прав и интересов налогоплательщиков и т.д.1
Налоговая система включает в себя одновременно три основные
взаимосвязанные и взаимопроникающие и одновременно независимые
подсистемы — экономическую, правовую и политическую.
Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов
установлена Налоговым кодексом РФ и строится в соответствии с
государственным устройством Российской Федерации.
1 Брызгалин А.В. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена
налогов // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002.
С. 324 — 325.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы,
которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на
всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги (налоги субъектов Российской Федерации)
обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены
Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований о налогах и
обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных
образований.
Коротко рассмотрим налог на прибыль организаций.
Данный налог является федеральным. Базовая схема расчета налога на
прибыль приведена ниже:
Базовая ставка налога равна 20 % (до 1 января 2009 г. – 24%). Она
состоит из федеральной (2%; до 1 января 2009 – 6,5%) и региональной (18%)
частей.
Федеральная часть ставки является фиксированной и не может быть
понижена. Размер ставки, по которой налог зачисляется в бюджет субъектов
РФ, может быть понижен этими субъектами в законодательном порядке. При
этом минимальная региональная ставка не может быть установлена на уровне
ниже 13,5 %. Таким образом, общая минимально возможная ставка налога на
прибыль на территории РФ составляет 15, 5% (2%+13,5%).
Рассчитаем налог на прибыль организаций на следующем примере.
ООО «Сластена» занимается продажей варенья. Выручка от продажи варенья
в текущем году составила 1 000 000 рублей. Себестоимость проданного
варенья – 500 000 руб.
Расходы ООО составили:
1. на зарплату персонала — 100 000 руб.;
2. плату за аренду торговых площадей — 200 000 руб.;
В прошлом году ООО получило убыток в сумме 40 000 руб.
Ставка налога на прибыль стандартная.
Рассчитайте налог на прибыль организации. Сколько идет налога в
региональный и федеральный бюджеты?
Рассчитываем налогооблагаемую базу:
1000 000 – 500 000 – 100000-200 000-40 000=160 000 руб. налогооблагаемая
база
160 000* 20%= 32 000 руб. всего налог на прибыль
160 000 * 2%= 3200 руб. в федеральный бюджет.
160 000* 18%= 28800 руб. в регион бюджет.

IV. Практическое занятие (семинар) по теме № 16 «Правовая защита налогоплательщиков»

Ст.21 НК РФ закрепляет право налогоплательщиков обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц. В соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Административный порядок обжалования предполагает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ.
Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:
1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения.
Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Что касается судебного способа защиты нарушенных прав налогоплательщиков, то первоначально нужно установить и определиться, куда подается исковое заявление: в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.
Согласно п.2 ст.254 ГПК РФ, заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (п.1 ст.256 ГПК РФ).
На основании ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают
их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Контрольные вопросы по данной теме:

1. Что такое апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа, и в каком порядке она подается.
2. В какой срок происходит обжалование действий/бездействия должностного лица налогового органа или акта налогового органа.
3. Как происходит обжалование в судебном порядке действий/бездействия должностного лица налогового органа или акта налогового органа: когда по гражданскому судопроизводству, а в каких случаях по арбитражному судопроизводству.
4. В каких случаях необходимо соблюсти досудебный порядок обжалования.

III. Практическое занятие (семинар) по теме № 12 «Налогоплательщики: права и обязанности. Лица, содействующие уплате налогов»

К налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:
а) российские организации, как коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия), так и некоммерческие (например, фонды, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы, партнерства и др.) (см. о них: Гуев А.Н., Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. — М.: Экзамен (изд. 4), 2006).
Организации, не обладающие статусом юридического лица (например, профсоюзная организация, ст. 8 Закона о профсоюзах), не признаются плательщиками налогов и сборов (см. также коммент. к ст. 11 НК);
б) иностранные организации. Для целей налогообложения к ним относятся:
иностранные юридические лица, т.е. организации, обладающие правами юридических лиц в соответствии с нормами действующего законодательства страны, где они созданы (учреждены), а также их филиалы и представительства в РФ;
компании (личные компании), корпорации и т.п. объединения, созданные в установленном порядке в других странах, в том числе те из них, что не наделены статусом юридического лица, но обладают гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством иностранного государства;
международные организации, их филиалы и представительства на территории РФ. При этом не имеет значения, обладают они правами юридических лиц или нет;
в) физические лица. Для целей налогообложения к ним относятся: граждане РФ;
иностранные граждане, т.е. лица, обладающие гражданством других государств;
лица без гражданства, т.е. лица, не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства;
физические лица — налоговые резиденты РФ. Например, для целей налога на доходы физических лиц — это лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Не имеет значения, подряд ли лицо находилось на территории РФ не менее 183 дней или выезжало, а потом въезжало в страну. Не играет также роли, проходило ли оно процедуру регистрации по месту жительства или пребывания.2
Права налогоплательщиков перечислены в ст.21 НК РФ. А обязанности налогоплательщиков регламентированы ст. 23 НК РФ.
В рамках самостоятельного изучения данной темы рекомендовано изучить Приказ ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 N 55942).

Смотрите так же
Адвокатура
Административное право (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Договорное право (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История России (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Криминалистика (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)