Общая психология. Практикум (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Общая психология. Практикум (1/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу
«Общая психология. Практикум» 1.2
Учебным планом предусмотрено прохождение практических (семинарских) занятий по дисциплинам.
В рамках практических (семинарских) занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо представить задания следующим образом:
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 8 занятиям сразу).
Практическое занятие по теме 1.
Задание 1. Заполнить таблицу «Основные этапы развития психологии».
Задание 2. Написать краткий конспект (1-2 страницы).
Практическое занятие по теме 2.
Задание 1. Выбрать и кратко законспектировать один из предложенных источников.
Задание 2. Заполнить таблицу «Методы психологического исследования и их краткая характеристика».
Практическое занятие по теме 3.
Задание 1. Написать краткий конспект (источник на выбор студента)..
Задание 1. Провести исследование, результаты оформить письменно.
Практическое занятие № 4.
Задание 1. Выполнить одно из заданий и оформить письменно.
Задание 2. Выполнить задания и оформить письменно.
Практическое занятие № 5.
Задание 1. Кратко законспектировать одну из работ.
Задание 2. Выполнить одно из исследований, результаты оформить письменно.
Практическое занятие № 6.
Задание 1. Выполнить одно из предложенных заданий, результаты оформить письменно.
Практическое занятие № 7.
Задание 1. Выполнить одно из предложенных заданий, результаты оформить письменно.
Практическое занятие № 8.
Задание 1. Кратко законспектировать одну из работ (на выбор студента).
Задание 2. Выполнить одно из предложенных заданий, результаты оформить письменно.
Методические рекомендации
Главная цель практического занятия – обеспечить возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой дисциплины. Данный вид занятия представляет собой средство развития культуры научного мышления; предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
При подготовке к практическому занятию обучающимся необходимо внимательно изучить материалы лекций по данным темам, рекомендованную литературу, а также самостоятельно обращаться к другим источникам с целью получения дополнительной информации и усвоения материала.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическая часть
Задание 1. Прочитайте раздел «Этапы развития психологии»
учебника Т.Д. Марцинковской «История психологии» и заполните
таблицу «Основные этапы развития психологии».
Основные этапы развития психологии
Название и временной ин-
тервал этапа
Предмет психологии Методы исследова-
ния
Задание 2. Проанализируйте и законспектируйте статью Федорова
А.А. «К прояснению взглядов Б. М. Кедрова на место психологии в
системе наук».
Задание 2. Заполните таблицу «Методы психологического иссле-дования и их краткая характеристика», указав достоинства и не-достатки каждого метода
Методы психологического исследования и их краткая характеристика
Название метода
Краткая характеристика
Достоинства
Недостатки
Задание 3.Определите вид наблюдения (устно).
Наблюдение 1. В 1956 году американские выпускники факультета психологии Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит провели следующий экс-перимент. Молодые люди вступили в религиозную секту, ожидающей ско-рого конца света. Молодые ученые заинтересовались тем, что произойдет с людьми, которые бросили работу, семью, полностью изолировали себя, ко-гда предсказание не сбудется. Чтобы не рассекречивать себя, они вначале вели записи услышанного по памяти, позже для этой цели была использо-вана ванная комната. Когда конец света не наступил, в группе фатально разочарованных верующих, действительно произошел ряд интересных яв-лений. После неудавшегося конца света они начали интенсивную кампа-нию по проповедованию своей веры в надежде получить новых членов. Диссонанс между твердой верой в конец света и беспощадными фактами оказался настолько острым, что члены секты захотели укрепить свою веру (ради которой они пожертвовали всем), даже за счет приобретения других единоверцев. Наблюдение за этой сектой позволило Фестингеру (1957) за-ложить основы своей теории когнитивного диссонанса.
Наблюдение 2. В 60-х годах 20 века британский приматолог Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В ходе исследования Джейн в основном неподвижно сидел в зарослях, пока животные привыка-
ли к ней и возвращались к своему обычному образу действия. Далее она снимала эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют орудия труда и даже изготавливают их. В частности, очистив ветку от ли-стьев, они медленно опустили «удочку» к термитами. Насекомые, которые цеплялись за посторонний предмет, были подняты и съедены хитрыми ловцами… (Линдблад Я. «Человек – ты, я и первозданный»).
Наблюдение 3. Если посторонний наблюдатель характеризует под-ростка из кружка «Умелые руки» просто как «склонного к сотрудничест-ву», то психолог, работающий на соседней машине, записывает, что этот подросток в течение часа пять раз одалживал свой инструмент другим чле-нам кружка, восемь раз оказывал помощь и дважды сам помогал другим членам кружка. Кроме того, поведение наблюдаемого человека сравнива-ется с количественно выраженными сходными характеристиками поведе-ния окружающих его людей. (По К. Ингенкампу).
Наблюдение 4. В известном исследовании Курта Левина испытуемые оставались в пустой комнате в течение 10-15 минут, ожидая, пока кто-нибудь их заберет, и ничего не знали о проводимом наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал смотреть на вещи вокруг се-бя; его действия определялись тем, что он видел.
Задание 2. Заполните таблицу «Методы психологического иссле-дования и их краткая характеристика», указав достоинства и не-достатки каждого метода
Методы психологического исследования и их краткая характеристика
Название метода
Краткая характеристика
Достоинства
Недостатки
Задание 3.Определите вид наблюдения (устно).
Наблюдение 1. В 1956 году американские выпускники факультета психологии Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит провели следующий экс-перимент. Молодые люди вступили в религиозную секту, ожидающей ско-рого конца света. Молодые ученые заинтересовались тем, что произойдет с людьми, которые бросили работу, семью, полностью изолировали себя, ко-гда предсказание не сбудется. Чтобы не рассекречивать себя, они вначале вели записи услышанного по памяти, позже для этой цели была использо-вана ванная комната. Когда конец света не наступил, в группе фатально разочарованных верующих, действительно произошел ряд интересных яв-лений. После неудавшегося конца света они начали интенсивную кампа-нию по проповедованию своей веры в надежде получить новых членов. Диссонанс между твердой верой в конец света и беспощадными фактами оказался настолько острым, что члены секты захотели укрепить свою веру (ради которой они пожертвовали всем), даже за счет приобретения других единоверцев. Наблюдение за этой сектой позволило Фестингеру (1957) за-ложить основы своей теории когнитивного диссонанса.
Наблюдение 2. В 60-х годах 20 века британский приматолог Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В ходе исследования Джейн в основном неподвижно сидел в зарослях, пока животные привыка-
ли к ней и возвращались к своему обычному образу действия. Далее она снимала эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют орудия труда и даже изготавливают их. В частности, очистив ветку от ли-стьев, они медленно опустили «удочку» к термитами. Насекомые, которые цеплялись за посторонний предмет, были подняты и съедены хитрыми ловцами… (Линдблад Я. «Человек – ты, я и первозданный»).
Наблюдение 3. Если посторонний наблюдатель характеризует под-ростка из кружка «Умелые руки» просто как «склонного к сотрудничест-ву», то психолог, работающий на соседней машине, записывает, что этот подросток в течение часа пять раз одалживал свой инструмент другим чле-нам кружка, восемь раз оказывал помощь и дважды сам помогал другим членам кружка. Кроме того, поведение наблюдаемого человека сравнива-ется с количественно выраженными сходными характеристиками поведе-ния окружающих его людей. (По К. Ингенкампу).
Наблюдение 4. В известном исследовании Курта Левина испытуемые оставались в пустой комнате в течение 10-15 минут, ожидая, пока кто-нибудь их заберет, и ничего не знали о проводимом наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал смотреть на вещи вокруг се-бя; его действия определялись тем, что он видел.
Обработка и анализ результатов
1. Испытуемому следует внести в протокол эксперимента данные самонаблюдения: отношение к работе, принятие инструкции, приѐмы оценки собственных ощущений, трудности оценки и т. п.
2. Вычислить значение индивидуального пространственного по-рога, принимая за него то минимальное расстояние между иглами эстезио-метра, при котором двойное прикосновение констатировалось испытуе-мым в половине случаев предъявления, т.е. трижды из шести программ-ных.
3. Построить многоугольник распределения (полигон частот) по величинам индивидуальных пространственных порогов r0 всей группы ис-пытуемых.
4. Вычислить коэффициент ранговой корреляции между местами испытуемых по величинам порога в данной работе и по их возрасту.
Практическая часть
Задание 1. Выберите одно из заданий и выполните его.
1). Проведите исследование степени точности восприятия корот-ких промежутков времени. Зная особенности восприятия и оценки ин-тервалов времени, разработайте систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч.
2). Проведите исследование зрительного и осязательного вос-приятие использую фигуры Фолькельта.
Цель – изучить зрительное и осязательное восприятие.
Оборудование: фигуры Фолькельта (6 фигур), выполненные на плот-ных листах бумаги или картоне, листы тонкой белой бумаги, мягкий про-стой карандаш.
Исследуемому, сидящему за столом напротив экспериментатора, под
столом предъявляется одна из фигур, которых он ранее не видел. Инст-
рукция: «Ощупайте эту фигуру, запомните, чтобы потом нарисовать ее».
Через 1 мин убрать фигуру так, чтобы она не попала в поле зрения иссле-
дуемого, и предложить зарисовать ее. Потом, убрав рисунок, положить пе-
ред исследуемым фигуру и сказать: «Посмотрите, запомните и потом зари-
суйте ее еще раз». Фигуру убрать и т.д. со всеми фигурами.
ПРОТОКОЛ
Зарисованные фигуры по-
сле первого и второго
предъявления.
Особенность рисунка ис-
пытуемого по сравнению с
оригиналом
Поведение испытуемого
Тактильно–моторное
предъявление материала
Оптическое предъявление
материала
Обработка и анализ результатов
Прежде всего, следует оценить метрические свойства зарисовок, т. е.
определить длину линий, величину углов, пропорции и общее количество
элементов данной фигуры. Далее изучить качество зарисовок по следую-
щей пятибалльной шкале:
− 5 – рисунок в точности соответствует форме тест–объекта;
− 4 – в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или
длиннее, чем в оригинале);
− 3 – искажены не только длины сторон, но и углы;
− 2 – искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или
несколько элементов фигуры-оригинала;
− 1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью
отсутствует.
Полученные бальные оценки для каждой фигуры в опытах записы-
вают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.
Задание 2. Какие явления восприятия можно узнать в приведен-
ных примерах из произведений У. Джемса? В каких из них это явление
имеет устойчивый, а в каких – временный характер? Почему?
А) Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей стали на-зывать их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного – лошади.
Б) Двухгодовалый сын У. Джемса играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, называя его мячиком. Мальчика кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитыми в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название.
В) Фиджийцы, по свидетельству Ч. Дарвина, очень удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них никакого удивления.
Г) Сложнейшие по устройству ткацкие фабрики, обширнейшие ме-таллические сооружения для большинства современников У. Джемса были таковы, как вода, воздух или земля – обыденные явления, не вызывающие никаких идей.
Д) Выгравированная на медной пластинке надпись воспринимается как красивая. Но если нам покажут рисунок пером такого же достоинства это невольно вызовет в нас удивление искусством художника. Одна пожи-лая дама, с восхищением рассматривая картину академика, спросила его: «Неужели Вы это сделали рукой?»
Задание 1. Выберите одно из заданий и проведите исследование,
опишите результаты.
1) Проведите исследование преобладающего типа запоминания.
Цель исследования: выявить преобладающий тип запоминания при
разных предъявлениях словесного материала.
Материал и оборудование: секундамер, ручка (карандаш), наборы
слов.
Процедура проведения.
Опыт №1. Инструкция: «Я буду зачитывать слова. Старайтесь их за-
помнить. После моих слов «Пишите!», запишите слова, которые запомни-
ли».
Интервал между словами – 3 секунды, после прочтения слов сделать
паузу 10 секунд и дать команду «Пишите». Слова: автомобиль, груша,
ручка, осень, люстра, дерево, ливень, роза, стакан, ворона.
Опыт №2. После 1-го этапа сделать перерыв (5 минут).
Практическая часть
Задание 1. Кратко законспектируйте одну из глав (на выбор сту-дента):
а) главу «Внимание и память» в работе А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии»;
б) главу «Внимание» в учебнике под редакцией В.Н. Дружинина
«Психология»;
в) главу «Сознание» в учебнике под редакцией А.В. Петровского
«Введение в психологию».
Задание 2. Проведите одно из исследований (на выбор студента).
1) Исследование переключаемости внимания
Оборудование: таблица с арабскими (от 1 до 25) и римскими (от
XXIV до I) числами.
Инструкция: «Исследование проходит в три этапа: 1 этап – найдите
в таблице все арабские числа от 1 до 25; на 2 этапе необходимо найти
римские числа в обратном порядке (от XXIV до I); на 3 этапе нужно сна-
чала найти арабскую цифру в обычном порядке и римскую цифру, но в
обратном порядке (1, XXIV; 2, XXIII и т. д.). Время нужно фиксировать в
протоколе.
Анализ результатов проводится по формуле:
Р = С – (a + b), где
С – время выполнения 3–го этапа;
а – время выполнения 1–го этапа;
b – время выполнения 2–го этапа.
Чем меньше показатель Р, тем лучше испытуемый справился с зада-2) Тест «Корректурная проба»
Тест исследует устойчивость внимания. Если концентрация внима-ния характеризует степень, глубину сосредоточенности на работе, то ус-тойчивость внимания – характеристика длительности сосредоточенности. Выраженность этого свойства особенно необходима, с одной стороны, при выполнении деятельности, протекающей в неблагоприятной обстановке (с многими шумами, отвлекающими стимулами), с другой стороны, деятель-ность, которая характеризуется ярко выраженной монотонностью, однооб-разием. Устойчивость внимания зависит от увлеченности делом, 3созна-ниием его важности, глубины проникновения в предмет деятельности.
Этот тест потому называется корректурной пробой, что работа с ним похожа на деятельность корректора.
Цель исследования: изучение устойчивости внимания в условиях ра-боты, требующей его распределения и переключения.
Оборудование: секундомер, любой газетный текст общим объемом 2150–2170 печатных знаков (буквы, знаки препинания также считаются). Ширина газетной колонки не должна превышать 10 см.
Ход работы. Исследование проводится коллективно. Испытуемым зачитывается следующая инструкция: «Вам розданы газетные тексты. Текст не читайте. Ваша задача – просматривать буквы построчно, слева направо и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Ра-ботать нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не до-пускать ошибки. Работать начнете после моей команды “Начали!”.
Сначала будете подчеркивать букву “с” и вычеркивать букву “е”. Ко-гда через некоторое время я скажу: “Черта!”, вы должны провести верти-кальную линию в том месте просматриваемой строчки, где вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный: подчеркивать букву “е” и вычеркивать букву “с”. При следующей команде “Черта!”
опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу рабо-ты: подчеркивать букву “с” и вычеркивать букву “е”. Во время работы раз-говаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть какие–то вопросы, зада-вайте их сейчас. (При объяснении правил работы рекомендуется проиллю-стрировать их мелом на доске и выяснить, все ли поняли испытуемые). Приготовились! Начали!».
По команде «Начали!» запустить секундомер. Опыт продолжается 10 минут, через каждую минуту подается команда «Черта!».
Обработка полученных данных. От общего числа знаков 2150– 2170 вычитайте число 20 за каждую ошибку (пропущенную или неверно отме-ченную букву), а за каждую правильную пропущенную и оставшуюся строку вычитайте по числу 60. А теперь сверьте полученное вами число с таблицей.
нием, тем лучше развито переключаемость внимания.