Социология часть (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по Социология часть (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» необходимо выполнить любое 1 задание (на выбор студента) из раздела «Практические занятия»:
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 2. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 3. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 4. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 5. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 6. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 7. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 8. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 9. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 10. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 11. Файл
• Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 12.
Из этого семинара достаточно дать ответ на любые 3 вопроса, например:
1.Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.
2.Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.
3.Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1
Вопросы:
1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.
2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.
3. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития.
4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).
5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.
6. Понимающая социология М.Вебера.
7. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина.
8. Концепция нелогического действия В.Парето.
9. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса.
Вопросы:
1. Протосоциология: возникновение и развитие представлений об устройстве общества.
2. Общественные взгляды теоретиков первых социалистических утопий.
3. Внутринаучные и социальные предпосылки возникновения социологии.
4. Научное и обыденное социологическое знание.
5. Макросоциология и микросоциология: возможен ли синтез.
6. Понятие общественного идеала в социологии.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
к семинарскому занятию №3
Вопросы:
1. Проблема социальной динамики (эволюции, прогресса) в работах русских социологов.
2. Этизация русской социологии.
3. Проблема общины — ведущая тема русской социальной мысли.
4. Географический детерминизм, органицизм и психологизм в русской социологии.
5. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского как антиэволюционистская социологическая модель.
6. Социология личности П.Лаврова.
7. Учение Н.К.Михайловского о потребностях как основе структурации личности.
8. Максимы социального познания П.И.Новгородского.
9. Социальные проекты переустройства общества М.Бакунина.
10. Анархистская концепция П.А.Кропоткина.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
к семинарскому занятию №4
Вопросы:
1. Общество как система: основные элементы и специфические черты.
2. Основные сферы общественной жизни, их специфика и обусловленность.
3. Общество и власть: соотношение.
4. Типы обществ и критерии их дифференциации.
5. «Открытые» и «закрытые» общества (К.Поппер)
6. Критерии социального прогресса.
7. Общее и особенное в эволюционном и революционном развитии общества.
8. Переход от традиционного к индустриальному обществу как модернизационный процесс.
9. Постиндустриальное общество.
10. Особенности российской модернизации.
11. Россия и Восточная Европа: сравнительный анализ трансформирующихся обществ.
12. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации.
13. Столкновение цивилизаций: перспективы и альтернативы.
14. Макс Вебер и современные теории модернизации.
15. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну.
16. Архаика в современном российском обществе.
17. Российская социокультурная система: организационные принципы.
Современность и «высокая современность».
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
к семинарскому занятию №5
Вопросы:
1. Современные теории социальной стратификации.
2. Основные типы стратификации и стратификационных систем.
3. Диалектика социального развития общества.
4. Социальная мобильность: типы и виды, современные особенности.
5. Корпоративные элементы социальной структуры.
6. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения.
7. Средний класс российского общества: проблемы обретения социального статуса.
8. Социальное расслоение как фактор напряжения в обществе.
9. Основные контуры российской социальной стратификации.
10. Теневые структуры в России.
11. Социальная мобильность и массовое сознание.
12. Политическая элита российского общества.
13. Изменение ценностных ориентации социальных групп в условиях общественных перемен.
14. Предприниматели в структуре современного российского общества.
15. Становление фермерства в России.
16. Интеллигенция в России. • Российская олигархия и «новые средние».
17. Утечка мозгов: масштабы, причина, последствия.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
к семинарскому занятию №6
Вопросы:
1. Специфика природного и социального в человеке. Понятие личности.
2. Ценностные ориентации и их динамика в реформируемой России.
3. Социологические концепции личности.
4. Ролевая концепция личности.
5. Социализация личности: этапы, факторы, механизмы (мотивационный, диспозиционный, памяти).
6. Первичная и вторичная социализация.
7. Десоциализация и ресоциализация: сущность и причины.
8. Социальная типология личности.
9. Проблема потребностей в современной социологии.
10. Типология социального характера Д.Рисмена.
11. Социальные нормы: роль в регуляции поведения.
12. Э.Берн о механизмах социальной регуляции поведения личности.
13. Эрих Фромм и его радикальный гуманизм.
14. Одномерный человек в концепции Г.Маркузе.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
к семинарскому занятию №7
Вопросы:
1. Политическая культура пореформенной России.
2. Правящие элиты и российская государственность.
3. Политический рынок и политический маркетинг.
4. Сущность и технология электоральных исследований.
5. Архаика в российской политической культуре.
6. Социалистическая утопия как архетип русской мысли.
7. Политика и общественное мнение в России.
8. Этатизм и монархизм как типы политического сознания.
9. Веберовская концепция лидерства и господства.
10. Лидер в ситуации политического конфликта.
11. Формирование гражданского общества в России.
12. Волны политической модернизации в истории России.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
к семинарскому занятию №10
Вопросы:
1. Социокультурный цикл: составляющие компоненты.
2. Интерпретация социологии культуры А.Вебером, Б.Малиновским, П.Сорокиным, Л.Уайтом и др.
3. Типы структурной динамики культуры.
4. Постмодерн: меняющиеся ценности меняющегося мира.
5. Динамика религиозности населения в современной России.
6. Молодежные культурные движения в России.
7. Массовая культура.
8. Взаимодействие культур.
9. Постмодернистская парадигма современной культуры.
10. Менталитет как глубинная структура культуры.
11. Образование как многоуровневая социальная система: структура, формы, особенности функционирования.
12. Наука как профессия и призвание.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
к семинарскому занятию № 9
Вопросы:
1. Основные методологические подходы к изучению конфликта.
2. Построение конфликтной модели общества.
3. Социальный конфликт и теория постиндустриального общества.
4. Социально-психологическая интерпретация конфликта.
5. Конфликт и консенсус в социальных институтах.
6. Этнический конфликт.
7. Природа конфликта и теория человеческих потребностей.
8. Способы анализа и разрешения конфликтов.
9. Предконфликтная стадия: фазы, способы, предупреждение конфликта.
10. Конструктивные возможности конфликтной ситуации.
11. Уровень культуры конфликтного поведения.
12. Оптимальные разновидности конфликтного поведения.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
к семинарскому занятию №8
Вопросы:
1. Структура и функции современной семьи.
2. «Дезорганизованная семья» и ее проблемы.
3. Типы отношений власти и лидерства в семье.
4. Трудности и нерешенные проблемы современной семьи. Конфликты в семье.
5. Традиционная и современная семья.
6. Социальные и психологические проблемы бикарьерных семей.
7. Современная семья и права ребенка.
8. Истоки и перспективы тендерной социологии.
9. Основные направления государственной семейной политики и социальной защиты семьи.
10. Студенческая семья.
11. Сексуальная революция.
12. Концепция семьи как совокупности ролей Т.Парсонса.
13. Модель жизненного цикла семьи (П.Глик).
14. Условия стабильности брака и причина разводов.
15. Состояние и перспективы развития семьи.