Общая психология (4/4)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Общая психология (4/4)
Рекомендации к выполнению практических заданий по курсу
«Общая психология» 4.4.
Учебным планом предусмотрено прохождение практических (семинарских) занятий по дисциплинам.
В рамках практических (семинарских) занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в Графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо представить задания следующим образом (одним файлом, выполняя последовательно задания 13-16).
Семинарско-практическое занятие № 13
«Личность, направленность личности»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно), не высылаются.
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
Семинарско-практическое занятие № 14 «Темперамент»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно), не высылаются.
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по одной из тем (можно с презентацией).
III. Практическое задание выполняется письменно (с анализом результатов).
Семинарско-практическое занятие № 15 «Характер»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно), не высылаются.
II. Выбрать и выполнить задание письменно.
III. Практическое задание выполняется письменно.
Семинарско-практическое занятие № 16 «Способности»
I. «Вопросы для самоконтроля» выполняются самостоятельно (устно), не высылаются.
II. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
III. Практическое задание выполняется письменно (выбрать одно из заданий).
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 4 занятиям сразу в одном файле или папке!).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Семинарско-практическое занятие № 13
по теме «Личность, направленность личности»
I. Вопросы для самоконтроля (устно): 1. Дайте определение понятия «личность»; раскройте соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность». 2. Дайте определение понятия « структура личности».
3. Перечислите основные концепции развития личности.
4. Раскройте понятие направленности личности, перечислите основные формы направленности.
5. Дайте определение понятий «потребность», «мотив», «мотивация».
6. Перечислите психологические теории мотивации.
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Концепция структуры личности К.К. Платонова.
2. Структурный подход А.Н. Леонтьева.
3. Концепция личности А.В. Петровского.
4. Проблема личности в работах Б.Г. Ананьева.
5. Механизмы развития мотивов по А.Н. Леонтьеву.
Студент выбирает одну тему для краткого сообщения. Объем сообщения – 2-3 страницы печатного текста.
III. Кратко раскройте суть теории личности, направленности личности (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
1. Теории личности фрейдизма и неофрейдизма (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни и др.).
2. Проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А.Маслоу).
3. Концепция личности П. Жане.
4. Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу.
5. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева.
Студент выбирает одну тему для краткого анализа теории. Объем – 1-3 страницы печатного текста.
Семинарско-практическое занятие № 14
по теме «Темперамент»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Дайте определение темперамента.
2. Перечислите основные свойства и закономерности темперамента.
3. Перечислите различные подходы к изучению темперамента.
4. Раскройте психологическую характеристику различных типов темперамента.
II. Дайте краткий обзор учений о темпераменте по одной из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Учение о темпераменте Гиппократа, Галена.
2. Исследование проблемы темперамента в трудах И.П. Павлова.
3. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М. Теплову.
4. Концепция темперамента В.М. Русалова.
5. Теория темперамента в работах В.С. Мерлина.
Студент выбирает одну тему для краткого сообщения. Объем сообщения – 2-3 страницы печатного текста.
III. Практическое задание (выполняется письменно).
Проведите диагностику (или самодиагностику) по предложенной методике исследования типов темперамента, проанализируйте результаты.
Тест «Формула темперамента» (А.Белов)
Шаг 1. Инструкция
Отметьте знаком «+» в протоколе исследования те качества, приведенные в тексте методики, которые для Вас обычны, повседневны.
Протокол исследования
Тип темперамента
Х
С
Ф
М
Количество
положительных ответов
Текст методики
Если Вы:
Если Вы:
Если Вы:
Если Вы:
1) неусидчивы, суетливы;
1) веселы и жизнерадостны;
1) спокойны и хладнокровны;
1) стеснительны и застенчивы;
2) невыдержанны, вспыльчивы;
2) энергичны и деловиты;
2) последовательны и обстоятельны;
2) теряетесь в новой обстановке;
3)нетерпеливы;
3) часто не доводите начатое дело до конца;
3) осторожны и рассудительны;
3) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми;
4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
4) склонны переоценивать себя;
4) умеете ждать;
4) не верите в свои силы;
5) решительны и инициативны;
5) способны быстро схватывать новое;
5) молчаливы и не любите попусту болтать;
5) легко переносите одиночество;
6) упрямы;
6) неустойчивы в интересах и склонностях;
6) обладаете спокойной равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;
6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
7) находчивы в споре;
7) легко переживаете неудачи и неприятности;
7) сдержанны и терпеливы;
7) склонны уходить в себя;
8) работаете рывками;
8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
8) доводите начатое дело до конца;
8) быстро утомляетесь;
9) склонны к риску;
9) с увлечением беретесь за любое новое дело;
9) не растрачиваете попусту сил;
9) обладаете тихой речью;
10) незлопамятны;
10) быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать;
10) придерживаетесь выработанного распорядка дня;
10) впечатлительны до слезливости;
11) обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;
11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
11) легко сдерживаете порывы;
11) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
12) неуравновешенны и склонны к горячности;
12) тяготитесь однообразием будничной, кропотливой
12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
работы;
13) агрессивный забияка;
13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми;
13) незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
14) нетерпимы к недостаткам;
14) выносливы и работоспособны;
14) постоянны в своих отношениях и интересах;
14) склонны к подозрительности и мнительности;
15) обладаете выразительной мимикой;
15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;
15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;
15) болезненно чувствительны и легко ранимы;
16) способны быстро действовать и решать;
16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;
16) ровны в отношениях со всеми;
16) чрезмерно обидчивы;
17) неустанно стремитесь к новому;
17) обладаете всегда бодрым настроением;
17) любите аккуратность и порядок во всем;
17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;
18) обладаете резкими порывистыми движениями;
18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
18) малоактивны и робки;
19) настойчивы в достижении поставленной цели;
19) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;
19) обладаете выдержкой;
19) уступчивы и покорны;
20) склонны к резким сменам настроения,
20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться,
20) несколько медлительны,
20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих,
то Вы, конечно же,
Холерик
то Вы, конечно же,
Сангвиник
то Вы, конечно же,
Флегматик
то Вы, конечно же,
Меланхолик
Шаг 2. Обработка результатов
Подсчитайте количество положительных ответов по каждому типу темперамента.
Если количество положительных ответов по какому — либо типу темперамента находится в интервале от 16 до 20, то у Вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если количество положительных ответов − от 11 до 15, значит, свойства данного темперамента присущи Вам в значительной степени. Если количество положительных ответов – от 6 до 10, то свойства данного темперамента присущи Вам в наименьшей степени.
Затем следует определить формулу темперамента
где Фт – формула темперамента;
Х – холерический темперамент;
С – сангвинический темперамент;
Ф – флегматический темперамент;
М – меланхолический темперамент;
Ах – число плюсов в столбце с характеристиками холерика;
Ас – число плюсов в столбце с характеристиками сангвиника;
Аф – число плюсов в столбце с характеристиками флегматика;
Ам – число плюсов в столбце с характеристиками меланхолика;
А – общее число плюсов по всем типам.
Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет:
40 % и выше — данный тип темперамента является доминирующим;
30-39 % – качества данного типа выражены достаточно ярко;
20- 29 % – качества данного типа выражены средне;
10-19 % – качества данного темперамента выражены в малой степени.
Шаг 3. Интерпретация результатов
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладая высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, когда деятельность представляет для него интерес. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом. Эмоции сангвиника, преимущественно, положительные, быстро возникают и быстро сменяются. Высокая пластичность у него проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Он сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без особых усилий он не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события.
Холерик. Человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляя нетерпение, вспыльчивость, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в плане активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, после недолгого “всплеска”, наступает упадок сил. Чередование положительных циклов подъема настроения с отрицательными циклами спада обуславливают неровность поведения и самочувствия холерика, его повышенную подверженность невротическим срывам и склонность к конфликтам.
Флегматик. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего все его психические процессы протекают
замедленно. Настроение стабильное, ровное. Речь равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Флегматик обладает большой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не
способен быстро реагировать на неожиданности в новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, тяжело приспосабливается к новым условиям.
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающей повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи. Настроение его очень изменчиво, но чаще он бывает грустен, подавлен, тревожен. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолик обнаруживает такие ценнейшие качества личности, как мягкость, тактичность, деликатность, чуткость, отзывчивость.
Семинарско-практическое занятие № 15
по теме «Характер»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Дайте определение понятия «характер».
2. Раскройте понятие «черты характера».
3. Назовите классификации черт характера.
4. Дайте понятие акцентуаций черт характера.
5. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?
II. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно:
1. Концепция К. Леонгарда.
2. Концепция А.Е. Личко.
3. Типы характера по Э.Фромму.
4. Типология характера по К.Юнгу.
Студент выбирает одну тему для краткого анализа теории. Объем – 1-3 страницы печатного текста.
III. Практическое задание (выполнить письменно):
1. Определите тип акцентуаций характера по трем предлагаемым «портретам» и объясните, по каким основным признакам вы определили:
1. По характеру этот человек – оптимист. Настроение у него веселое. Когда возникают жизненные трудности, он не падает духом, сохраняет жизнерадостность и уверенность в успехе. Он иногда спорит, но не доводит дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях он бывает как активной, так и пассивной стороной. Житейские невзгоды переносит легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у него редко, обычно они возникают из-за его предприимчивости и активности, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у него была репутация шалуна; учился хорошо, но не потому, что старался, а потому, что все удавалось легко. У
него хорошая память, и он быстро соображает, он не молчун, с удовольствием участвует в беседах и дискуссиях. Любит бывать на людях, в компаниях. С ним охотно дружат, ему подражают и слушаются. К друзьям и подругам относится тепло, принимает активное участие в их судьбе, охотно всем помогает, легко дает в долг деньги и так же легко залезает сам в долги. Желая всем помочь, раздает много обещаний больше, чем может выполнить. Не переносит однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Его постоянно тянет к новому, к острым, неожиданным и рискованным ситуациям. В целом, он мало кого может поставить выше себя.
2. Основной особенностью характера этого человека является беспричинная смена настроения. В одни периоды он длительное время чувствует себя очень хорошо, испытывает прилив сил, с аппетитом ест, хорошо спит, много и успешно работает, ходит на вечеринки, в кино, участвует в коллективных мероприятиях. Если в этом состоянии случаются какие-либо неприятности, то переносит их легко. Однако (обычно по совершенно непонятным для него причинам) настроение у него подчас портится на долгое время – недели и даже месяцы. Он делается мрачным, угрюмым и недовольным. Ему все становится безразличным, а иногда появляются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадает в уныние, плохо ест, спит, просыпается с ощущением разбитости. У него нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочет лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят чаще всего весной или осенью.
3. Этот человек любит компании, коллективные мероприятия, любит, когда с него берут пример, подражают, любит вызывать удивление у других, когда им восхищаются и обращают на него внимание. Больше всего не выносит равнодушного отношения к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят его, чем относятся равнодушно или не замечают. Любит рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом его слушают.
Любит сочинять и фантазировать, в его фантазиях исполняются все его мечты, он достигает успеха и такого высокого положения, что ему все завидуют. Он хорошо чувствует отношение людей к себе. Если захочет, то с ним охотно дружат. К сожалению, ему не удалось найти настоящего друга. Он ценит такого друга, который всегда внимателен к нему. Работу любит увлекательную, такую, чтобы его ценили и ставили другим в пример. Одеваться любит модно и красиво, так, чтобы всем был виден его прекрасный вкус, чтобы им любовались окружающие.
Семинарско-практическое занятие № 16
по теме «Способности»
I. Вопросы для самоконтроля (устно):
1. Раскройте понятие «способности». 2. Назовите, какова роль задатков в развитии способностей. 3. Перечислите классификации способностей.
4. Назовите уровни развития способностей.
II. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно:
1. Познакомьтесь с работой Б.М. Теплова «Способности и одаренность». Выпишите основные идеи Б.М. Теплова, представленные в данной работе (в виде тезисов). Объем 1-2 страницы печатного текста.
2. Познакомьтесь с работой Б.М. Теплова «Психология индивидуальных различий». Выпишите основные идеи Б.М. Теплова, представленные в данной работе (в виде тезисов). Объем 1-2 страницы печатного текста.
III. Практическое задание. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно:
1. Подобрать примеры проявления способностей.
2. Подобрать примеры проявления одаренности.
3. Подобрать примеры проявления таланта.
4. Подобрать примеры проявления гениальности.
Примеры можно подобрать из литературы (биографической, научной, художественной и др.), из фильмов т.д.