Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Демография (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
УТОЧНЕНИЕ. Каждый студент должен выполнить 4 практических занятия, в которых даны от 4 до 10 конкретных задач и заданий. Чтобы получить положительную оценку, в каждом из 4-х практических занятий студент обязан выполнить, как минимум, одну задачу (или задание) по собственному выбору. Ответы оформлять в виде таблиц, решения задач, схем, эссе и др в зависимости от содержания выполняемого задания
7. Результаты выполнения всех практических заданий сгруппировать и отправлять ОБЯЗАТЕЛЬНО ОДНИМ файлом!
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Задание 1.
Заполнить графу «термины», суть которых отражена в графе «содержание» таблицы 1. Перечень терминов представлен после таблицы 1.
Таблица 1
ТерминСодержание
1. — наука о воспроизводстве населения и закономерностях его формирования.
2. – это биологическое понятие. Это исторически сложившаяся общность людей, связанных единством происхождения в прошлом и сходством морфологических признаков. Благодаря активным контактам между людьми в современности происходит постоянное смешение рас, создаются новые переходные расовые формы.
3. — совокупность характеристик населения, сложившихся под влиянием естественных и общественных условий, в которых оно проживает и которые влияют на его воспроизводство: национальный и трудовой состав населения, образовательный и профессиональный уровень, богатство и бедность, здоровье и генофонд и др.
4. — любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих.
5. — это процесс непрерывной смены живущих поколений людей в результате их рождаемости и смертности.
6. – графическое изображение распределения населения по возрасту и полу.
7. — распределение населения по признаку национальной, расовой и религиозной принадлежности, различным языковым показателям, которые учитываются в переписях и статистических формах текущего учета. Этническая демография изучает особенности воспроизводства народов или этносов и динамику их численности
8. — целенаправленная деятельность государства, направленная на регулирование воспроизводства населения и оптимизацию существующей демографической ситуации
9. — распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам
10. — стабильное (то есть не вызванное разовыми чрезвычайными обстоятельствами) сокращение численности населения населённого пункта, региона, страны по причине суженного воспроизводства
Перечень терминов и понятий для заполнения таблицы
1. Возрастная структура населения
2. Демографическая политика
3. Поло-возрастная пирамида
4. Депопуляция
5. Миграция населения
6. Качество населения
7. Раса
8. Демография
9. Естественное движение (воспроизводство) населения
10. Этническая структура
Задание 2
На начало текущего года численность населения трудоспособного возраста в области составила 1150 тыс. человек. Численность умерших в течение года — 5,9 тыс. человек. Численность молодежи, которая достигла в текущем году трудоспособного возраста, — 29,9 тыс. человек. Численность лиц, которые достигли пенсионного возраста в текущем году — 7,0 тыс.
Определить численность населения трудоспособного возраста в области на начало следующего год.
Образец решения. На начало текущего года численность населения трудоспособного возраста в области составила 1350 тыс. человек. Численность умерших в течение года — 6,5 тыс. человек. Численность молодежи, которая достигла в текущем году трудоспособного возраста, — 34,5 тыс. человек. Численность лиц, которые достигли пенсионного возраста в текущем году — 7,5 тыс. чел.
Определить численность населения трудоспособного возраста в области на начало следующего года
Решение:
Определяем численность населения трудоспособного возраста в области на начало следующего года:
Чпир = 1350 — 6,5 34,5 — 7,5 = 1370,5 тыс. человек
Задание 3.
По данным задачи задания 2 определите:
1) общий коэффициент рождаемости;
2) общий коэффициент смертности;
3) коэффициент естественного прироста.
Задание 4.
По состоянию на начало года численность населения региона по категориям составила, тыс. чел.:
• наличное население – 252,0;
• временно присутствовало – 4,6;
• временно отсутствовало из числа постоянного населения – 3,8.
В течение года, тыс. чел.:
• родилось – 3,0;
• умерло – 5,0;
• прибыло на постоянное жительство – 2,0;
• выбыло в другие регионы на постоянное жительство – 1,0.
Определите:
1) численность постоянного населения на начало года;
2) численность постоянного населения на конец года;
3) среднегодовую численность постоянного населения.
Задание 5.
.Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 800 тыс. чел., в течение года умерло 17 тыс. чел, а рождаемость составила 10‰.
Пример решения. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500тыс.чел., в течение года умерло 12 тыс.чел, а рождаемость составила 10‰.
Определим число родившихся людей за год, а затем — естественный прирост:
Р = КР × ЧН / 1000
Р = 10 ‰ ×500 тыс.чел./1 000чел.= 5 000чел.
ЕП = Р – С
ЕП = 5 000чел. – 12 000чел. = — 7 000чел.(естественная убыль)
Ответ: численность населения уменьшится на 7 000 человек.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Задание 1.
На основании данных http://demoscope.ru/weekly/app/app4002.php найти страны с отрицательным приростом населения и объяснить причины данной тенденции. На основании проведенной аналитической работы сделать выводы о социально-экономических последствиях отрицательной динамики численности населения
Задание 2
Рассчитать сальдо миграции (См) за год, если численность населения в начале года в стране составила 20 млн. человек (Чн), в конце года – 19,5 млн. человек(Чк) , а естественный прирост (Еп) за год составил 500 тыс. человек.
Алгоритм решения:
Аа = Чк – Чн1, где Аа – абсолютный прирост населения
СМ =Аа — Еп
Задание 3.
Рассчитать миграционный поток или оборот — МО — общее число мигрантов в стране (районе) за 2016 г.
МО = П + B , где
МО — общее число всех мигрантов, въехавших и выехавших в течение учётного времени;
П — число прибывших — 598617 чел.
В — число выбывших. – 353233 чел.
Коэффициент миграционной подвижности — Кмп — величина миграционного оборота в расчёте на 1000 жителей страны (района), в течение данного времени:
Кмп=[(П+В) : Р]1000, где Р- среднегодовая численность населения.
Задание 4.
На основании анализа данных http://www.statdata.ru/russia изучить данные о плотности населения, заполнить графу — субъекты РФ и сделать вывод о причинах и факторах, определяющих плотность населения, проиллюстрировав их конкретными примерами различных регионов.
Численность постоянного населения, плотность населения по субъектам Российской Федерации на 1 января 2016г.
№ Субъект
РФ Плотность насе- ления, чел/км² Всё
население, чел. Площадь,
км² Федераль-
ный
округ
1 4 910,44 12 330 126 2 511 ЦФО
2 3 724,65 5 225 690 1 403 СЗФО
3 481,79 416 263 864 КФО
4 164,91 7 318 647 44 379 ЦФО
30 35,16 1 271 912 36 177 ЦФО
31 33,91 1 009 772 29 777 ЦФО
32 33,82 1 257 621 37 181 ПФО
33 32,77 467 797 14 277 СКФО
34 31,11 1 348 703 43 352 ПФО
8,56146 544 71017 125 191
Источник: http://www.statdata.ru/russia
Задание 5.
Используя данные графика о воспроизводстве населения, объяснить понятие «русский демографический крест», его причины, его последствия, факторы способствующие преодолению данной тенденции. Привести последние данные о воспроизводстве населения, используя официальные данные Росстата.
Россия: график рождаемости и смертности по годам. Естественный прирост\убыль населения России с 1950 по 2014 г.
Источник: http://www.statdata.ru/russia
Задание 6.
Среднегодовая численность населения в области в 2009 г. составляла 18 млн. чел., из них 25 % женщины в возрасте 15-49 лет. В течение года в области родилось 25000 человек, умерло 12000 человек, в том числе детей до 1 года – 850 человек, прибыло в область на постоянное жительство 16000 человек, выбыло на постоянное жительство за пределы области 10000 человек.
Определите:
• Общий коэффициент рождаемости.
• Общий коэффициент смертности.
• Коэффициент естественного прироста.
• Коэффициент механического прироста.
Задание 7.
Население России составило на начало 1995г. -148306,1 тыс. чел.,
на конец этого года — 147976,4 тыс. чел.
В течение 1995 г. в стране родилось 1363,8 тыс. чел., а умерло — 2203,8 тыс. чел.
Определить:
— среднегодовую численность населения
— коэффициент рождаемости
— коэффициент смертности
— коэффициент естественного прироста
— прирост (убыль)
Примечание: Коэффициенты воспроизводства могут рассчитываться по отношению к 100 (в процентах) или к 1000 (в промилле) человек населения. Для удобства расчётов в демографии, как правило, используется расчёт по отношению к 1000 человек, т.е. в промилле (‰).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Задание 1.
1. Охарактеризовать виды миграции
2. Основные направления демографической подвижности
3. Причины миграции и способы управления миграционными процессами
Ответ на задание 1 оформить в виде текстового документа
Задание 2
Сравнить принципиальные содержательные различия следующих демографических явлений: депопуляция, демографический взрыв.
Привести примеры стран и регионов с признаками депопуляции:
Привести примеры стран и регионов, которым свойственны признаки демографического взрыва:
Задание 3.
. Классифицировать страны мира по следующим признакам:
1.страны со стабильно растущей численностью населения;
2.страны с нестабильной численностью населения;
3.проанализировать факторы нестабильности изменения численности населения в разных странах и регионах.
Примечание: Помимо стран, перечисленных в таблице могут быть названы и другие страны, которым свойственны выше указанные признаки.
Численность населения на 1 января, тыс. чел., 1950-2016г.гг.
Страна
1950196019701980199020002010201120122013201420152016
Австралия 8046 10161 12407 14602 16937 18919 21866 22172 22520 22921 23286 23621 23943
Австрия 6939 7030 7455 7546 7645 8002 8352 8375 8408 8452 8507 8576 8690
Белоруссия 7709 8147 8992 9592 10189 10019 9480 9481 9465 9464 9468 9481 9498
Бельгия 8625 9129 9660 9855 9948 10239 10840 11001 11095 11162 11181 11237 11311
Болгария 7228 7829 8464 8846 8767 8191 7422 7369 7327 7285 7246 7202 7154
Великобритания 50490 52200 55546 56285 57157 58785 62510 63023 63495 63905 64351 64875 65383
Германия 68376 72543 78269 78180 79113 82163 81802 80222 80328 80524 80767 81198 82176
Греция 7566 8300 8781 9584 10121 10776 11119 11123 11086 11004 10927 10858 10784
Дания 4251 4565 4907 5122 5135 5330 5535 5561 5581 5603 5627 5660 5707
Италия 46914 50026 53685 56388 56694 56924 59190 59365 59394 59685 60783 60796 60666
Канада 13607 17710 21182 24345 27464 30526 33916 34297 34671 34953 35347 35703 36049
Латвия 1944 2104 2352 2509 2668 2382 2121 2075 2045 2024 2001 1986 1969
Португалия 8406 8826 8698 9714 9996 10249 10573 10573 10542 10487 10427 10375 10341
Россия 101438 119046 129941 138127 147665 146890 142834 142865 143056 143347 143700 146300 146500
Сербия 7528 7307 7252 7217 7182 7147 7114 7076
США 151135 178557 202685 225896 248221 280601 308059 310533 312911 315265 317667 320163 322707
Украина 36588 42469 47118 49953 51557 49115 45783 45598 45453 45373 45246 42929 42761
Финляндия 3988 4413 4614 4771 4974 5171 5351 5375 5401 5427 5451 5472 5487
Франция 41647 45465 50528 53731 56577 58858 62765 63070 63376 63698 65889 66415 66695
Швейцария 4668 5296 6169 6304 6674 7164 7786 7870 7955 8039 8140 8238 8327
Источник: Официальный сайт Демоскоп http://demoscope.ru/weekly/2017/0725/index.php
Задание 4.
По данным сайта Федеральной службы государственной статистики — www.gks.ru рассчитать естественный прирост населения в вашем регионе (субъекте Федерации).
Задание 5.
Охарактеризовать внутренние и внешние миграционные потоки, свойственные России в 20-21 вв.
Задание 6.
Рассчитать миграционный поток или оборот — МО — общее число мигрантов в стране (районе) за 2ХХХ г. по следующей формуле:
МО = П + B , где
МО — общее число всех мигрантов, въехавших и выехавших в течение учётного времени;
Известно что в анализируемом периоде:
П — число прибывших — 398317 чел.
В — число выбывших. – 151133 чел.
Коэффициент миграционной подвижности — Кмп — величина миграционного оборота в расчёте на 1000 жителей страны (района), в течение данного времени:
Кмп=[(П+В) : Р]1000, где Р- среднегодовая численность населения.
Задание 7.
Охарактеризовать основные официальные источники, содержащие информацию о демографических процессах в Российской Федерации.
Назвать источники, содержащие информацию о качестве жизни населения.
Задание 8.
Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживали 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2800 человек.
Задание 9.
Разъяснить, что значит сезонная миграция. Привести примеры.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4
Задание 1
1. Охарактеризовать виды миграции
2. Основные направления демографической подвижности
3. Причины миграции и способы управления миграционными процессами
Примечание. Ответ на задание 1, 2 оформить в виде текстового документа
Задание 2
Привести примеры депрессивных регионов. Признаки депрессивности.
Задание 3.
По данным сайта Федеральной службы государственной статистики — www.gks.ru рассчитать естественный прирост населения в вашем регионе (субъекте Федерации).
Задание 4.
Изучив тему: «Качество населения, трудовые ресурсы, национальный состав и их роль в воспроизводстве населения», ответить на следующие вопросы:
1. Критерии и показатели качественной оценки населения.
2. Показатели здоровья населения.
Задание 5.
Охарактеризовать внутренние и внешние миграционные потоки, свойственные России в 20-21 вв.
Задание 6.
Рассчитать миграционный поток или оборот — МО — общее число мигрантов в стране (районе) за 2ХХХ г. по следующей формуле:
МО = П + B , где
МО — общее число всех мигрантов, въехавших и выехавших в течение учётного времени;
Известно что в анализируемом периоде:
П — число прибывших — 98317 чел.
В — число выбывших. – 5113 чел.
Коэффициент миграционной подвижности — Кмп — величина миграционного оборота в расчёте на 1000 жителей страны (района), в течение данного времени:
Кмп=[(П+В) : Р]1000, где Р- среднегодовая численность населения.
Задание 7.
Охарактеризовать основные официальные источники, содержащие информацию о демографических процессах в Российской Федерации.
Назвать источники, содержащие информацию о качестве жизни населения.
Объяснить различия стоимости потребительской корзины для разных возрастных групп населения, используя данные рисунка структуры величины прожиточного минимума.
Задание 8.
На рисунке представлена структура основных возрастных групп населения в странах с разным уровнем развития и в разных регионах.
Сделать прогноз относительно демографических проблем, ожидаемых странами и регионами к 2015-му году.
Доля основных возрастных групп в населении мира и отдельных регионов, 2050 год, средний вариант прогноза, %
Задание 9.
Заполнить таблицу, назвав основные методы демографических прогнозов.
. Характеристика содержания основных методов прогнозирования, используемых в демографии Название метода
1. Прогнозный подход, который опирается на методы статистического и математического анализа, анализ моделей сложившегося воспроизводства населения и его демографического поведения к началу прогнозного периода
2. Прогнозный подход, который опирается на разработку гипотезы возможного изменения демографического поведения людей и показателей их воспроизводства при смене социальной и экономической ситуации в прогнозном периоде