Основы журналистской деятельности (2/3)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Основы журналистской деятельности (2/3)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Особые условия
Практические задания по дисциплине «Основы журналистской деятельности 2/3» выполняются в форме письменных ответов на задания, приведённые в файлах Практическое занятие 1, Практическое занятие 2, Практическое занятие 3, Практическое занятие 4.
Необходимо выполнить задания ОДНОГО Практического занятия – по выбору студента: 1, 2, 3 ИЛИ 4.
Страницы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).
Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5ный межстрочный интервал.
Оригинальность текста представленных ответов на задания – не менее 60 %.
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с лекциями, рекомендуемой литературой, а также (в оговорённых случаях) обратиться к материалам средств массовой информации за текущий год.
Практическое занятие 1: включает ответы на контрольные вопросы и пять заданий (следует выполнить из них любые два задания – на выбор студента).
Ответы на контрольные вопросы: 1-2 абзаца на каждый вопрос (на основе изученных материалов лекций и использованной литературы).
Методические рекомендации приведены в описании каждого задания.
Практическое занятие 2: включает ответы на контрольные вопросы и два творческих задания.
Ответы на контрольные вопросы: 1-2 абзаца на каждый вопрос (на основе изученных материалов лекций и использованной литературы).
Методические рекомендации приведены в описании каждого задания.
Практическое занятие 3: включает ответы на контрольные вопросы и пять творческих заданий (следует выполнить из них любые два задания – на выбор студента).
Ответы на контрольные вопросы: 1-2 абзаца на каждый вопрос (на основе изученных материалов лекций и использованной литературы).
Методические рекомендации приведены в описании каждого задания.
После текста заданий даны образцы публикаций в жанрах «краткой» и «расширенной» заметки.
Практическое занятие 4: включает ответы на контрольные вопросы и шесть творческих заданий (следует выполнить из них любые два задания – на выбор студента).
Ответы на контрольные вопросы: 1-2 абзаца на каждый вопрос (на основе изученных материалов лекций и использованной литературы).
Методические рекомендации приведены в описании каждого задания.
После текста заданий даны перечень рекомендуемых периодических изданий для выполнения анализа и образец публикации в жанре «репортаж».
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 2 по теме 3
«Жанрообразование и система жанров журналистики»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое «типология СМИ»?
2. По каким типологическим признакам классифицируется
общероссийская пресса?
3. Что понимается под «форматом программы» и «форматом
канала» на телевидении?
4. Назовите основные критерии типологии телеканалов?
5. Назовите типологические критерии для радиостанций?
6. Каким образом классифицируют сетевые издания?
7. Что можно выделить как «общее» и «особенное» в жанровой
системе печатных, радио-, телевизионных и сетевых СМИ?
8. Что понимается под «диффузией жанров»?
Выполните задания:
Задание 1. Мультимедийные жанры журналистики.
Подготовьте таблицу, в которой необходимо кратко и чётко описать
характеристики мультимедийных жанров журналистики каждой
типологической группы (лонгрид, слайд-шоу, инфографика и т.д.).
Таблица «Мультимедийные жанры журналистики»
№
п/п
Группа жанров/жанр Определение и основные
характеристики жанра
I Иллюстративные жанры
1. Слайд-шоу …
2. Инфографика
…
…
II Аудиальные жанры
1. Подкаст
…
III Видеожанры
1. Видеоиллюстрация
…
IV Синтетические жанры
2. Мультимедийная статья
…
Для выполнения задания для начала изучите теоретический материал,
представленный в лекциях и соответствующих учебных пособиях по темам
«конвергентная журналистика», «интернет-журналистика», включённых в
список литературы (прежде всего учебное пособие под редакцией
А.Г. Качкаевой «Журналистика и конвергенция»).
Методические материалы
Классификация мультимедийных жанров журналистики:
Иллюстративные жанры – статичная иллюстрация, фотогалерея,
слайд-шоу, инфографика и др.
Аудиальные жанры – подкаст, аудиоиллюстрация, аудиосюжет и др.
Видеожанры – видеоиллюстрация, видеосюжет и др.
Синтетические жанры – аудиослайд-шоу, интерактивная
видеоколонка, интерактивный видеомост, мультимедийная статья,
мультимедийное ток-шоу, мультискрипт* и др.
Задание 2. Инфографика как мультимедийный жанр.
Изучите примеры инфографики, выполненные профессиональными
журналистами и дизайнерами. Рекомендуем обратиться к коллекции
информации РИА Новости, к журналу «Инфографика».
Выполните собственную инфографику на тему «Я и книги», отобразив
продолжительность, регулярность, характер чтения: предпочтительное
время, место, условия (в метро, с чашечкой чая и т.п.), формат книг
(печатные, электронные-текст, аудиокниги, их соотношение), любимые
жанры и авторы, статистика прочитанных книг, любые интересные факты,
связанные с Вашим книжным миром, в виде графики + цифр + кратких
текстовых пояснений.
Приветствуется творческий, оригинальный подход к выполнению
задания. Можно создавать коллаж, комбинировать графику и
фотоизображения.
Методические рекомендации по выполнению задания:
Форма представления готовой работы – 1 изображение в формате png,
jpeg или 1 страница в формате pdf.
Программы для создания коллажей/обработки изображений: Adobe
Photoshop, MS Power Point или программы с аналогичными функциями.
Онлайн-ресурсы и приложения для создания инфографики: некоторые
из них перечислены в статье https://vc.ru/p/infographics.
Инфографика – это «информационная графика», графико-вербальный
способ подачи информации, используемый в журналистике («визуальная
журналистика»), научных и научно-популярных изданиях и др., а также жанр
и результат применения этого способа. Различают статическую и
динамическую (интерактивную) инфографику. На телевидении и в
мультимедийных СМИ широко представлена видеоинфографика.
Инфографика:
Компактно и креативно передаёт знания
Наглядно представляет цифры и другую абстрактную информацию
Лучше усваивается и запоминается
Этапы создания инфографики:
Формулирование цели создания инфографики и определение
аудитории.
Сбор материала по теме.
Аналитика и обработка информации.
Вёрстка – выбирается формат (в зависимости от целей и количества
данных): презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.
Примеры современной творческой инфографики можно посмотреть на
сайте журнала «Инфографика»: http://infographicsmag.ru.
Мультимедийный сайт с подборкой инфографики РИА Новости: http://
www.visualrian.ru
Практическое занятие 4 по теме 4
«Информационные (новостные) жанры журналистики»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Является ли интервью методом?
2. Назовите жанрообразующие признаки интервью?
3. Назовите жанровые разновидности интервью?
4. Какие виды вопросов выделяются в практике интервью?
5. Какие рекомендации следует учитывать в ходе подготовки и
проведения интервью?
6. Какие особенности имеет отчёт как жанр журналистики?
7. Кто из исследователей выделяет два вида отчёта –
информационный и аналитический?
8. Назовите основное различие между информационным и
аналитическим отчётом?
9. Назовите жанрообразующие признаки репортажа?
10. Что понимается под «эффектом присутствия»?
11. Какой метод исследования является основным при создании
репортажа?
12. Какие сходства и отличия между репортажем и отчётом?
13. Какие разновидности репортажа существуют, в чём их основная
особенность?
Выполните задание:
Задание 1.
Найдите в справочных изданиях определение понятия «информация».
Запишите 2-3 определения, сравните их и сделайте выводы.
Задание 2.
Найдите в справочных изданиях определения понятия «новость».
Какие значения этого слова можно выделить?
Задание 3.
Ознакомьтесь с историей развития жанров заметки, интервью и
репортажа, ключевыми характеристиками этих жанров, прочитав
соответствующие главы в учебных пособиях А.А. Тертычного,
Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой и других исследователей, занимающихся
теорией жанров журналистики.
Задание 4.
Виды интервью и особенности его подготовки: ознакомьтесь
выборочно с материалами учебного пособия М.М. Лукиной «Технология
интервью» (Глава 5, параграф 2 «Трудные собеседники»), законспектируйте
основные принципы работы журналиста в жанре интервью с различными
типами героев. Со всеми ли рекомендациями автора пособия Вы согласны,
если нет, то кратко поясните свой ответ?
Задание 5.
Найдите в современной прессе (публикации за текущий год) по одному
примеру материалов в жанре отчёта и репортажа. Укажите названия
публикаций, названия периодических изданий и дату выхода номера.
На основе анализа найденных публикаций подготовьте таблицу,
иллюстрирующую сходства и различия жанров, тезисы иллюстрируйте
конкретными примерами из данных текстов.
Критерий / Жанр Отчёт Репортаж
Предмет отображения … …
…
Задание 6.
Напишите текст в жанре репортажа (для этого необходимо лично
посетить какое-либо мероприятие – открытие выставки, фестиваль,
спортивные состязания, городской праздник и т.д.).
Объём материала: 1 – 1.5 стр., 14-й шрифт, полуторный интервал,
шрифт Times New Roman.
Рекомендуемый перечень периодических изданий
для выполнения задания № 5
Газеты:
«Российская газета», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ»,
«Ведомости», «Новая газета», «Независимая газета», «Комсомольская
правда», «Известия», «Литературная газета», «Труд», «РБК daily»,
«Московский комсомолец», «Трибуна», «Новые известия», «Аргументы
недели», «Вечерняя Москва», «Совершенно секретно», «Учительская газета»,
«Финансовая газета».
Журналы:
«Эксперт», «Профиль», «Русский репортёр», «Наука и жизнь»,
«Дилетант», «Популярная механика», «Вокруг света», «Forbes», «Кот
Шрёдингера», «Искусство кино», «Историк», «GEO», «National Geographic»,
«Наука и техника», «Знание – сила», «Россия в глобальной политике»,
«Международная жизнь», «Геополитика и безопасность», «Коммерсантъ-
Власть», «Бизнес-журнал».
Студент может выбрать для поиска и анализа текстов и другие издания,
не вошедшие в список рекомендованных. Можно использовать электронные
версии печатных изданий и интернет-СМИ.
Методические материалы
Репортаж (пример)
Чемпионат России. Суперлига.
Плей-офф 1/8 финала. Пятые матчи
СКА — Спартак — 3:2, матч СКА — Спартак — 4:0.
В переполненном «Юбилейном» обстановка оставалась на удивление
камерной, словно игра проходила в театре. Чаще всего был слышен
небольшой спартаковский островок, отгороженный со всех сторон десятками
омоновцев. Он не умолкал на протяжении всего матча. Его голосовые усилия
помогли гостям, лишившимся из-за травмы защитника Белова, только в
первом периоде, в котором они поражения никак не заслуживали.
Моментов красно-белые создали достаточно. Концовка периода и вовсе
прошла с преимуществом спартаковцев. Они настолько горели желанием
быстрее сравнять счет, что появились на льду уже за пару минут до
окончания перерыва. На пользу подобная горячность не пошла. Армейцы в
начале второго периода нанесли два броска, и шайба дважды влетала в
ворота неожиданно расклеившегося Лобанова. СКА, получив такое
преимущество, сразу умело засушил игру. Напрасно метался на скамейке
Ржига, колотя рукой о борт после того, как на другом конце площадки в борт
отправили Князева. У красно-белых мало что получалось, лишь Акифьев был
дважды близок к тому, чтобы забить, но промахнулся. Единственный за
период бросок спартаковцев в створ состоялся только на 17-й (!) минуте.
Поверить, что СКА упустит свое, не представлялось возможным. В начале
третьего периода, наконец, проснулись трибуны, сумевшие запустить волну.
Эмоции у хоккеистов начали бить через край. Особенно усердствовал
спартаковец Рыбин, снова едва не сошедшийся в кулачном бою с
Каспарайтисом. Впрочем, развернуться старым врагам судьи не дали. С
гостевого сектора вылетел файер, но до льда не долетел из-за оградительной
сетки.
С балкона на голову тем временем на кого-то из спартаковских
болельщиков приземлилась банка с пивом. Когда омоновцы попытались
выцепить файерометателя, на трибунах едва не вспыхнула драка.
На льду тоже было жарко. Рыбин, уже было усевшийся в бокс для
штрафников, вернулся на площадку и успел подъехать к скамейке СКА,
чтобы сказать пару ласковых в адрес её обитателей. Горский отправил
возмутителя спокойствия отдыхать до конца матча, а спартаковцы во главе
со Ржигой что-то пытались объяснить арбитру, не желая возобновлять игру.
Ничего впереди у гостей не получалось, а героем последних минут серии
стал Лобанов, несколько раз вытащивший «мертвые» шайбы. Отчаянная
попытка «Спартака» хотя бы размочить счет, сняв в большинстве вратаря,
привела лишь к голу в пустые ворота.
[Текст публикации приводится по учебному пособию: Лазутина Г.В.,
Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. – М.: Аспект-Пресс,
2011]
Практическое занятие 3 по теме 4
«Информационные (новостные) жанры журналистики»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдѐте перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое «информация»?
2. Какая информация является «социальной»?
3. Какие черты свойственны массовой информации?
4. Что такое «новость»?
5. Что такое «факт»?
6. Назовите основные подходы к классификации информационных (новостных) жанров?
7. Какие особенности присущи жанрам новостной журналистики?
8. Какие свойства присущи заметке как жанру журналистики?
9. Какие типы информации могут содержаться в заметке?
10. К какой группе жанров журналистики относят заметку современные исследователи А.А. Тертычный, С.С. Распопова, Л.Е. Кройчик?
11. В чѐм состоят различия между краткой и расширенной заметкой?
12. Объясните понятия «мягкая» и «жѐсткая» новость?
13. Объясните, как в структуре заметки реализуются принципы
«прямой» и «перевѐрнутой» пирамиды?
14. Расшифруйте формулу «5 W + 1 H»?
15. Назовите основные правила для проверки качества заметки?
Выполните задания:
Задание 1.
Найдите актуальный пресс-релиз (на специализированных сайтах,
например Пресс.релиз.ру – http://www.press-release.ru; на корпоративных
сайтах). Переработайте текст пресс-релиза в заметку (1000 – 1500 знаков),
предназначенную для новостной полосы конкретного российского издания
(по Вашему выбору).
Заметку следует выстроить по схеме «перевѐрнутой пирамиды».
Напишите в комментарии к подготовленной заметке: достаточно ли
информации, представленной в данном пресс-релизе, для написания хорошей
заметки? Каких дополнений и уточнений требует материал? Какие источники
информации необходимо задействовать?
Приложите к Вашей работе текст пресс-релиза.
Задание 2.
Прочитайте рассказ Марка Твена «Разговор с интервьюером».
Проанализируйте поведение корреспондента и интервьюируемого. Какие
ошибки допустил журналист?
Задание 3.
Найдите в современной прессе пример публикации в жанре интервью
(приложите текст/скриншот с указанием выходных данных).
Проанализируйте вопросы, заданные журналистом (формулировка,
этичность, последовательность).
Какие типы вопросов использует журналист (открытые/закрытые,
прямые/косвенные, нейтральные/уточняющие и др.)?
К какому типу принадлежит данное интервью (портретное, проблемное и др.)?
Получены ли на них исчерпывающие ответы?
Какие вопросы Вы бы сами задали герою данной публикации?
Задание 4.
Попробуйте взять интервью (у своих однокурсников или других героев), используя различные его формы:
1. Личное общение.
2. Разговор по телефону.
3. Видеоинтервью с использованием технологии/приложения для проведения телеконференций.
4. Интервью по переписке (личные сообщения в социальных сетях или мессенджерах).
Обсудите преимущества и недостатки той или иной формы интервью, представьте результаты в сравнительной таблице.
Задание 5.
Составьте список вопросов, которые Вы не стали бы задавать людям ни при каких обстоятельствах.
Методические материалы
Краткая заметка (пример)
Кинофестиваль «Зеркало» открывается сегодня
Первый Международный кинофестиваль «Зеркало», приуроченный к 75-летию Андрея Тарковского, пройдѐт с 6 по 13 июля на родине режиссера в Ивановской области.
В конкурсную программу «Зеркала» войдѐт 14 зарубежных картин. Международное жюри возглавит обладатель наград различных фестивалей, включая Каннский и Венецианский, греческий режиссер Тео Ангелопулос.
Ожидается, что фестиваль посетит знаменитая польская актриса Беата Тышкевич.
Расширенная заметка (пример)
Часы с бриллиантами подняты со дна Невы
Петербургские водолазы обнаружили на дне Невы украшенные бриллиантами часы, которые несколько дней назад уронил в реку иностранный турист.
Часы стоимостью 200 тысяч долларов, пролежавшие в воде с минувших выходных, продолжали работать, только оторвался ремешок, который был поднят со дна отдельно. Напомним: некий иностранец, пожелавший остаться инкогнито, объявил награду в размере десяти тысяч долларов тем, кто найдѐт оброненные и утонувшие часы. В минувшие выходные гость Северной Пальмиры прогуливался по берегу Невы, в восхищении красотами взмахнул рукой, и находившийся на ней хронограф Hellmuth упал в воду. На место происшествия быстро прибыли дайверы- любители, однако на илистом дне найти пропажу им не удалось. Огорчѐнный владелец часов нанял для поиска профессиональных водолазов. По словам президента Ассоциации водолазов РФ Владимира Киркина, деньги получат два профессиональных аквалангиста, которые непосредственно занимались поисками и вернулись с «добычей».
[Тексты публикаций цитируются по изданию: Лазутина, Г.В., Распопова, С.С. Жанры журналистского творчества: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 320 с.]
Практическое занятие 1 по теме 3
«Жанрообразование и система жанров журналистики»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Как определяется понятие «жанр» в журналистике?
2. Каким образом соотносятся понятия «жанр» и формат»?
3. Назовите и кратко охарактеризуйте основные жанровые признаки?
4. Какую типологию жанров журналистики предлагает А.А. Тертычный?
5. Какие группы жанров выделяет Л.Е. Кройчик?
6. Каким образом выстраивают типологию жанровых моделей Г.В. Лазутина и С.С. Распопова?
Выполните задания:
Задание 1. Найдите этимологию слова «жанр».
Выпишите статью из этимологического словаря, указав выходные данные (автор, наименование) источника.
Задание 2. Найдите определение понятия «жанр» применительно к
журналистике (см. определения А.А. Тертычного, Г.В. Лазутиной,
С.С. Распоповой и др.).
Выпишите данные определения и кратко прокомментируйте, в чём
состоят основные различия в подходах указанных исследователей к
трактовке понятия «жанр».
Задание 3. Сравните понимание категории «жанр» в теории
журналистики и литературоведении.
Для этого выпишите 2-3 определения понятия «жанр» (литературный),
обратившись к специализированным словарям и энциклопедиям
литературных терминов и понятий. Рекомендуем обратиться для поиска
информации к материалам интернет-портала Академик.Ру
https://dic.academic.ru.
Определения понятия «жанр» (в журналистике) можно взять из
учебных пособий авторов, рекомендованных для ознакомления в Задании 2.
Дайте краткий комментарий на основе сравнительного анализа
определений.
Задание 4. Прочитайте учебную литературу, посвящённую жанрам
журналистики, и ознакомьтесь с основными подходами к типологии жанров
(А.А. Тертычный, Л.Е. Кройчик, Г.В. Лазутина и С.С. Распопова и др.).
Сделайте краткий конспект, зафиксировав основные положения
концепции каждого исследователя.
Задание 5. Типология жанров журналистики.
Подготовьте инфографику с помощью программы Adobe Photoshop,
MS Power Point или аналогичных программ, приложений, онлайн-сервисов.
Следует отобразить основные подходы к типологии жанров журналистики (с
именами исследователей).
*Примечание. Для подготовки к заданию прочитайте раздел электронной лекции 2 (темы 3-5) о современных подходах к типологии жанров журналистики.
Методические рекомендации по выполнению задания: Форма представления готовой работы – 1 изображение в формате png, jpeg или 1 страница в формате pdf. Программы для создания коллажей/обработки изображений: Adobe Photoshop, MS Power Point или программы, мобильные приложения, онлайн-ресурсы с аналогичными функциями.
Инфографика – это «информационная графика», графико-вербальный способ подачи информации, используемый в журналистике («визуальная журналистика»), научных и научно-популярных изданиях и др., а также жанр и результат применения этого способа. Различают статическую и динамическую (интерактивную) инфографику. На телевидении и в мультимедийных СМИ широко представлена видеоинфографика.
Инфографика:
Компактно и креативно передаёт знания
Наглядно представляет цифры и другую абстрактную информацию
Лучше усваивается и запоминается
Этапы создания инфографики:
Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории.
Сбор материала по теме.
Аналитика и обработка информации.
Вёрстка – выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных): презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.
Примеры современной творческой инфографики можно посмотреть на сайте журнала «Инфографика»: https://infogra.ru/infographicsmag.
Мультимедийный сайт с подборкой инфографики РИА Новости: https://riamediabank.ru (раздел «Графика»).