История отечественной журналистики (2/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету История отечественной журналистики (2/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом, см. бланк титульного листа на странице дисциплины).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Порядок выполнения практических заданий по дисциплине «История отечественной журналистики»:
Практическое занятие № 1 – необходимо подготовить краткие (один-два абзаца) ответы на контрольные вопросы и одно задание по выбору студента.
Практическая работа предоставляется единым документом в формате doc/docx.
Страницы практической работы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5-ный межстрочный интервал (в настройках документа «Абзац»).
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с материалами лекций, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.
Заполните титульный лист по образцу (см. бланк на странице дисциплины в разделе «Учебно-методические материалы»); форма обучения, номер учебной группы указаны в профиле обучающегося.
Обратите, пожалуйста, внимание на особенности выполнений заданий, которые предполагают создание инфографики или иллюстрированной презентации (методические рекомендации приведены в практических занятиях).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие № 1
по темам № 12, 15
«Отечественная журналистика в условиях буржуазно-демократического государства (февраль – октябрь 2017). Советская журналистика в послевоенный период (1946 – 1985 гг.)»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Какие типы газетных изданий были представлены на рубеже XIX – ХХ веков (с примерами изданий)?
2. Назовите основные типы журналов на рубеже XIX – ХХ веков (с примерами изданий)?
3. Назовите основные изменения в положении печати в период первой русской революции?
4. Какие особенности характеризуют развитие периодической печати во второй половине 1940 – начале 1980-х гг.?
5. Назовите основные особенности телевидения советского времени, приведите примеры телепрограмм различных типов (для разных аудиторий).
6. Какие типы радиопрограмм (по аудиторной направленности, жанровой принадлежности) были представлены в 1950–1980-е гг.? Приведите примеры.
Выполните задания:
Задание 1. Революционная публицистика в 1917 году.
Публицистика В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, В.М. Чернова. М. Горького в 1917 году. Выполните анализ идейно-тематического содержания одного из публицистических произведений указанных авторов за 1917 год. Методические рекомендации по выполнению задания: Рекомендуется ознакомиться со следующими публицистическими произведениями. Ленин В.И. «О задачах пролетариата в данной революции» (Апрельские тезисы), «О двоевластии», «И.Г. Церетели и классовая борьба», «Куда привели революцию эсеры и меньшевики», «О конституционных иллюзиях», «Уроки революции», «О героях подлога и об ошибках большевиков», «Кризис назрел», «Прощальное письмо швейцарским рабочим». Горький М. «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (цикл, можно ознакомиться с отдельными статьями). Плеханов Г.В. «Война народов и научный социализм», «Отечество в опасности», «Революционная демократия и война», «Революционная демократия должна поддержать свое Правительство», «Логика ошибки», «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен», «Открытое письмо к петроградским рабочим». Мартов Ю.О. «Единство революционной демократии», «Революционная диктатура», «Разоблачение Михаэлиса», «О рыцарской тактике», «Что же теперь?». Чернов В.М. «Социалистические этюды», «Ленин», «Правда-истина и казённая «Правда»; «Дело мира», «История повторяется», «Курс зигзагов».
Публицистика (от лат. publicus – общественный) – вид литературы, посвящённый обсуждению насущных социальных и политических вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение. Выделяют аналитическую и художественную публицистику. Жанры публицистики: статья, очерк, памфлет, фельетон и др. Однако для публицистической деятельности используется не только пресса: выступление оратора, документальное кино, агитационный плакат и др. Телевизионная и радиопублицистика используют широкий спектр жанров, выполняя задачи публицистики с применением свойственного телевидению и радиовещанию инструментария (беседа, ток-шоу, зарисовка, очерк). Публицистика и журналистика явления неравнозначные, но пересекающиеся: не все журналистские материалы и материалы, транслируемые СМИ, являются публицистикой, и публицистика использует для распространения не только СМИ. Тема и идея – ведущие категории, определяющие содержание текста. Тема – о чём? Идея – зачем? Так можно объяснить одним словом данные понятия. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») – предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения. Тема журналистского произведения – узкий круг проблем, относящихся к определенной сфере бытия. Идея – собственный взгляд автора на эту проблематику: что нового и каким образом собирается сообщить автор по известной теме. Задание 2. Многопартийная журналистика.
Газеты – центральные органы партий: издания большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов, «Союза 17 октября», «Союза русского народа» и др. (выполните анализ одного из периодических изданий по выбору студента).
Методические рекомендации по выполнению задания: Результаты анализа представьте в виде таблицы.
Типологические параметры
Газета / Журнал
«…название…»
№____год__________
Издатель
Главный редактор
Политическая направленность, интересы какой партии представляло издание
Место издания
Аудитория
Авторский состав
Содержание, тематика, жанры публикаций
Внутренняя структура (разделы, рубрики)
Оформление, иллюстрации, формат
Периодичность
Тираж
Объём номера (количество страниц)
Рекомендуемый перечень периодических изданий
для выполнения задания Газеты «Рабочая газета», «Искра», «Революционная Россия», «Земля и воля», «Правда», «Голос социал-демократа», «Отклики социал-революционной мысли», «Революционное слово», «Гласность», «Русь», «Вестник партии народной свободы», «Речь», «Товарищ», «Народное дело», «Знамя труда» и др. Журналы «Освобождение», «Вестник Русской Революции», «Заветы» и др.
Задание 3. Очерк в отечественной журналистике второй половины ХХ века. Выполните письменную контрольную работу, ответив на следующие вопросы (объём текста 2-3 стр., 14 шрифт, 1.5-ный межстрочный интервал).
1. Очерк как жанр (определение, основные черты).
2. Виды очерков (перечислите, приведите краткие определения).
3. Анализ одного произведения в жанре очерка (идейно-тематическое содержание, композиция, изобразительно-выразительные приёмы, приёмы работы журналиста при сборе и предъявлении информации, укажите вид очерка – и обоснуйте свой ответ).
Авторы на выбор: В. Овечкин, В. Песков, А. Аграновский, В. Аграновский и др.
Задание 4. Типология печатных изданий, теле- и радиопрограмм конца 1940 – начала 1980-х годов. Подготовьте иллюстрированный реферат-презентацию, используя программу MS Power Point или её аналоги на одну из перечисленных далее тем, объём 7–10 слайдов, не более 500 знаков на каждом слайде:
1. Центральные советские газеты (издание на выбор).
2. Женская пресса советского периода.
3. Спортивная пресса в советский период.
4. Научно-популярные журналы советского времени.
5. Литературные журналы советского периода.
6. Советские сатирические журналы послевоенного времени. Журнал «Крокодил».
7. Журнал «Огонёк»: история и современность.
8. Советские журналы для детей: типология, проблематика.
9. Киножурнал «Фитиль»: история, особенности жанра, проблематика.
10. Научно-популярные передачи советского телевидения или радио (на выбор).
11. Детские передачи советского телевидения или радио (на выбор).
12. Молодёжные передачи советского телевидения или радио (на выбор).
13. Спортивные передачи на советском телевидении или радио (на выбор).
14. Новостные передачи советского телевидения или радио (на выбор).
15. Культурно-просветительские передачи советского телевидения или радио (на выбор): программы о культуре широкого профиля или специализированные – музыкальные, кинематографические и т.д. (в этом случае выбирается одно из направлений).
Методические рекомендации по выполнению задания:
Реферат следует начать с краткой характеристики того или иного типа программ или периодических изданий в советский период и объяснения основных понятий: например, реферат о киножурнале «Фитиль» должен начинаться с определения «киножурнал» и общей характеристики этого типа программ.
В темах № 10 – 15 необходимо выбрать радиовещание или телевидение.
В каждом реферате кроме общих сведений о том или ином типе СМИ в советское время должен содержаться анализ конкретного СМИ: газеты, журнала, теле- или радиопередачи. Достаточно проанализировать 1–2 выпуска выбранной теле- или радиопрограммы или печатного периодического издания (обязательно укажите номер и год). Можно выбрать программу любой тематики – новостную, спортивную, молодёжную, детскую, научно-популярную. Рекомендуется готовить реферат-презентацию, придерживаясь следующего плана.
План анализа газеты или журнала: 1. Название периодического издания. 2. Проблематика (кратко изложите и проанализируйте содержание тех выпусков, которые вы выбрали), основные герои публикаций. 3. Структура издания (рубрики, разделы), жанры публикаций. 4. Периодичность издания и объём номера (количество полос/страниц). 5. Целевая аудитория. 6. Авторский состав издания (журналисты, внештатные авторы), речевые особенности публикаций. 7. Оформление издания: иллюстрации, цветность, шрифтовые и нешрифтовые элементы оформления. 8. Выходит ли данное издание в настоящее время, какие характеристики издания изменились? 9. Можете ли Вы назвать аналоги анализируемого издания в системе современной прессы? План анализа теле- или радиопрограммы: 1. Название теле- или радиопрограммы. 2. Проблематика (кратко изложите и проанализируйте содержание тех выпусков, которые вы выбрали), герои и гости передач, эксперты. 3. Жанр и структура программы (рубрики). 4. Время и периодичность выхода программы в эфир, хронометраж (продолжительность) выпуска. 5. Целевая аудитория. 6. Ведущий (-ие) – ф.и.о, характеристика работы ведущего (внешний вид – для ТВ, манера ведения беседы, речевые особенности). 7. Оформление студии (для телепрограмм), заставки, музыкальное сопровождение и иные изобразительно-выразительные средства и т.п. 8. Выходит ли данная программа в настоящее время, какие
характеристики программы изменились? 9. Можете ли Вы назвать аналоги анализируемой программы на современном телевидении или радио? Примерный перечень СМИ для выполнения задания: Пресса советского периода конца 1940-х – начала 1980-х гг.: газеты «Труд», «Правда», «Литературная газета», «Книжное обозрение», «Известия», «Советский спорт», «Комсомольская правда»; журналы «Огонёк», «Крестьянка», «Работница», «Новый мир», «Нева», «Знамя», «Иностранная литература», «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Наука и жизнь», «Вокруг света», «Крокодил», «Хочу всё знать», «Костёр» и др. Телепрограммы советского периода конца 1940-х – начала 1980-х гг.: «Время», «Международная панорама», «Кинопанорама», «Вокруг смеха», «Кабачок “13 стульев”», «Клуб путешественников», «В мире животных», «Здоровье», «Сельский час», «Фитиль», «Наука «Музыкальный киоск», «12 этаж», «До 16 и старше…», «Марафон-15», «Взгляд», «600 секунд», «Будильник», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши», «КВН», «Следствие ведут знатоки», «Служу Советскому Союзу», «Футбольное обозрение», «Это вы можете», «Очевидное – невероятное», «Мир и молодёжь» и др. Радиопрограммы советского периода конца 1940-х – начала 1980-х гг.: «Здоровье», «Служу Советскому Союзу», «Производственная гимнастика», «Лесная радиогазета», «Радионяня», «Пионерская зорька», «Клуб знаменитых капитанов», «В рабочий полдень», «Научный радиотеатр», «Театр у микрофона», «Встреча с песней», «С добрым утром!», «КОАПП», «В стране литературных героев», «На всех широтах» и др.