Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Современные концепции менеджмента (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. В зависимости от формы практических заданий конкретной дисциплины преподаватель уточняет со студентом порядок их выполнения.
УТОЧНЕНИЕ. Каждый обучающийся должен выполнить 6 практических занятия, в которых даны от 4 до 10 конкретных задач и заданий. Чтобы получить положительную оценку, в каждом из 6-ти практических занятий магистр обязан выполнить, как минимум, одну задачу (или задание) по собственному выбору. Ответы оформлять в виде таблиц, решения задач, схем, эссе и др в зависимости от содержания выполняемого задания
7. Результаты выполнения всех практических заданий сгруппировать и отправлять ОБЯЗАТЕЛЬНО ОДНИМ файлом!
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Тема 1. Теория и методология современного менеджмента
Практическое задание 1
Задание 1.
Каждому из приведенных ниже положений (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие (таблица 2)
Таблица 1 — Определения и понятия
№
п/п Определения и понятия Вставить буквенные обозначения терминов
1.Функциональная сфера бизнеса, связанная со сбором, обработкой, классифицированием, анализом и оформлением различных видов финансовой информации
2.Однородный вид деятельности, объективно необходимой для реализации целей функционирования и выделенной по определенному признаку.
3.Наблюдаемое на практике явление, когда суммарная активность нескольких элементов, входящих в систему, превышает арифметическую сумму активностей этих элементов эффект совместного действия.
4.Подход в теории менеджмента, предполагающий применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем
5.Низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).
6. Соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, получения синергетического эффекта благодаря объединению и взаимодополнению стратегических ресурсов компаний
7.Количество работников, которые непосредственно подчиняются конкретному руководителю, устанавливающиеся посредством делегирования линейных полномочий
8.Выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации и координирования , а также уточнения характера действия исполнителей.
9.Процесс организационного обособления, группирования специализированных работ в организации
10.Затраты руководства и специалистов предприятия на разнообразные контакты
11Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач
12Временное организационное образование людей с руководителем во главе, имеющее целью достижение обычно одной важной цели, включающее в себя набор всех необходимых специалистов для выполнения задания в запланированные сроки
Таблица 2 — Термины и категории для выбора ответов, соотносящиеся с заданиями таблицы 1
А. Норма управляемости
Б. Стратегический альянс
В. Издержки трансакционные
Г. Эффект синергии
Д. Бихевиоризм
Е. Регулирование
Ж. Департаментизация
З. Функции управления
И. Проектная группа
К. Бюрократия
Л. Количественный подход (школа науки управления)
Н. Диверсификация
М. Организационные полномочия
О.Эккаунтинг
П. Lower management
*) среди приведенных терминов и понятий могут быть дистракторы – лишние понятия или терминов.
Задание 2.
Соотнести содержание принципов управления по А.Файолю с их названием (таблица 1). Сделать выводы о соответствии их актуальным требованиям менеджмента
Таблица 1 — Принципы эффективного управления А. Файоля
Перечень и обозначение принципов Содержание и обозначение принципов
№ Принципы Содержание Букв. обозначение
1 Дисциплина Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются усилия работающих). А
2 Власть (полномочия и ответственность Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении – сила») Б
3 Разделение труда Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте В
4 Единоначалие или единство распорядительства Установленные правила и соглашения должны действовать справедливо на всех уровнях скалярной цепи Г
5 Единство действий Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов Д
6 Подчиненность личных интересов общим Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану Ж
7 Вознаграждение персонала Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины З
8 Централизация Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником Е
9 Скалярная цепь Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность И
10 Порядок Рациональное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов К
11 Справедливость Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы Л
12 Стабильность работы персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд М
13 Инициатива Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). Н
14 Корпоративный дух Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ О
Таблица 2 — ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Задание 3. В чем особенности корпоративного менеджмента. Ответ в виде краткого эссе.
Задание 4.
Каждому из приведенных ниже названий научных трудов и концепций (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите автора из перечня в таблице 2.
Таблица 1 — Определения и понятия
№
п/п Названия научных трудов, концепций и теорий менеджмента Вставить буквенные обозначения авторов
1.“Принципы научного управления”
2.Школа административного менеджмента
3.Бюрократический менеджмент
4.Психоаналитическая школа
5.Школа “человеческих отношений”
6.Эмпирическая школа управления возникла в 60-е гг.
7.Школа научного управления
8.«Задачи менеджмента в XXI веке»,
9.Производственный менеджмент
10.«Практика менеджмента»
*) среди приведенных авторов есть те, кто является и автором научных трудов, и автором концепций и теорий, то есть буквенные обозначения могут быть использованы несколько раз. Кроме того, основоположниками теорий и концепций могут быть несколько ученых.
Таблица 2 — Термины и категории для выбора ответов, соответствующим заданиям таблицы1
А. М. Вебер
Б. З.Фрейд
В. П.Друккер,
Г. А.Файоль
Д. Д.Миллер
Е. Ф. Тейлор
Ж. К.Юнг
З Э.Мэйо,
И. Р.Дэвис,
К. Ф. и Л.Гилберты
Л. А.Гостев,
М. Г.Форд
Тема 2. Современные подходы и концепции к управлению организацией
Практическое задание 2
Задание 1.
Каждому из приведенных ниже положений (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин, характеризующий концепцию менеджмента (таблица 2)
Таблица 1 — Определения и понятия
№
п/п Определения и понятия Вставить буквенные обозначения концепций и терминов
1. Реинжиниринг бизнес-процессов, суть которых в технологиях фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования бизнес-процессов предприятия, которое необходимо для того, чтобы достичь коренных улучшений в ключевых показателях деятельности организации
2. Функционально — стоимостное управление. Методология, описывающая средства и способы управления организацией для совершенствования бизнес-процессов и повышения прибыльности на основе информации, предоставляемой в результате ABC-анализа.
3. Класс систем управления эффективностью бизнеса, позволяющих автоматизировать процессы бюджетирования, планирования, финансового анализа и управленческой отчетности, подчинив их все стратегическим задачам развития предприятия
4. Концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс Интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчающих его взаимодействие с клиентами.
5. Концепция управления по целям
6. Сбалансированная система показателей — это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и нефинансовые.
7. Концепция, основанная на использовании ключевых показателей эффективности – системе количественных индикаторов, отражающих результативность работы каждого сотрудника и компании в целом.
8. Концепция, заключающееся в том, что управление компанией должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости предприятия и ее акций.
9. Планирование ресурсов предприятия.
Концепция, в основе которой рассматривается интегрированная совокупность методов, процессов, технологий и средств, куда, в числе прочего, входят следующие элементы: APS; CRM; PDM; HRM; SCM; BI; OLAP-технологии, а главная задача заключается в том, чтобы добиться оптимизации (по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.
10. Концепции основанные на технологии графического анализа стратегических позиций компании (элементов её бизнеса), предусматривающие систему обозначений для объектов анализа и их позиционирование в квадрантах n-мерного пространства.
Таблица 2 — Термины и категории для выбора ответов, соотносящиеся с заданиями таблицы 1
А.Corporate Performance Management Systems (CPM)
Б. Business-To-Consumers (B2C)
В. Balanced ScoreCard (BSC).
Г. Key Performance Indicator (KPI)
Д. Business Process Reengineering (BPR)
Е. Activity Based Management (ABM)
Ж. Boston Consulting Group (BCG)
З General Electric/ McKinsey (GE/McKinsey)
И. Management by Objectives (MBO)
К. Economic Value Added (EVA)
Л. Shell / DPM (Direct Policy Matrix)
М. Enterprise Resource Planning (ERP)
Н. Electronic Document Management Systems (EDMS)
*) среди приведенных терминов и понятий могут быть дистракторы – лишние понятия или терминов, а также содержание может соответствовать нескольким концепциям.
Задание 2.
Разработать систему сбалансированных показателей — BSC для крупной компании, занимающейся производством реализацией продукции (дросселя, стрелки и др) для Российских железных дорог по следующим направлениям:
Первая группа: финансовые показатели. Показатели финансовой отдачи на вложенные средства. Сбалансированная система должна начинаться (в классификации) и заканчиваться (в конечной оценке) финансовыми показателями.
Вторая группа: описание внешнего окружения предприятия, его отношение с клиентами. Основными фокусами внимания могут быть:
способность предприятия к удовлетворению клиента
способность предприятия к удержанию клиента
способность приобретения нового клиента
доходность клиента
объем рынка
рыночная доля в целевом сегменте
Третья группа: оценка внутренних процессов предприятия:
инновационный процесс
разработка продукта
подготовка производства
снабжение основными ресурсами
изготовление
сбыт
послепродажное обслуживание
Четвертая группа: показатели способности предприятия к обучению и росту, которая фокусируется в следующие факторы:
люди с их способностями, навыками и мотивацией,
информационные системы, позволяющие поставлять критическую информацию в режиме реального времени,
организационные процедуры, обеспечивающие взаимодействие между участниками
Задание 3.
Примечание: задание повышенной сложности
Рассчитать показатель экономической добавленной стоимости (EVA) (данные предприятия выбрать самостоятельно или рассчитывать для ОАО РЖД)
Показатель EVA выступает как инструмент, позволяющий измерить действительную прибыльность как отдельной компании, входящей в группу, так и группы как единого хозяйствующего субъекта, а также управлять им с позиции собственников.
Метод расчета показателя экономической добавленной стоимости, складывается из двух компонентов:
1. определения величины операционной прибыли, скорректированной на налоговые выплаты;
2. определения величины стоимости совокупного капитала корпорации, которая складывается из затрат на собственный капитал и затрат на заемный капитал.
Средневзвешенная стоимость капитала является показателем, характеризующим стоимость капитала так же, как ставка банковского процента характеризует стоимость привлечения кредита. Отличие WACC от банковской ставки заключается в том, что этот показатель не подразумевает равномерных выплат, вместо этого требуется, чтобы суммарный приведенный доход инвестора был таким же, какой обеспечила бы равномерная выплата процентов по ставке, равной WACC [3].
Расчет показателя WACC можно преобразовать в следующее выражение:
WACC = WE * dE + WL * dL(1-T)
где, dE — доля собственного капитала в структуре инвестированного капитала, %;
dL — доля заемного капитала в структуре инвестированного капитала, %.
Стоимость заемного (WL) и собственного капитала (WE) может быть рассчитана на основе модели CAPM:
WL = r(1-T)
r = (rb + kr)/100
где, r — годовая процентная ставка за пользование заемным капиталом, %;
rb — стоимость капитала, предоставляемого коммерческим банкам Банком России, или ставка рефинансирования, %;
kr — коэффициент, учитывающий экономический интерес (экономическую выгоду) банка-кредитора, предоставляющего заемные средства для операционной деятельности, %.
WE = R + b(Rm — R) + x + y + f
где, R — безрисковая ставка доходности (например, ставка по депозитам российских банков высшей категории надежности), %;
b — коэффициент «бета», измеряющий уровень рисков и вносящий соответствующие коррективы и поправки;
Rm — средняя доходность акций на фондовом рынке, %;
x — премия за риски, связанные с недостаточной платежеспособностью, %;
y — премия за риски закрытой компании, связанные с недоступностью информации о финансовом состоянии и решениях менеджмента, %;
f — премия за страновой риск, %.
Рассмотрим пример формирования экономической добавленной стоимости (EVA) на основе информации, которая получена из консолидированной отчетности ОАО «РЖД», составленной в соответствии с МСФО. (сайт Российских железных дорог — http://www.rzd.ru/)
Вариант расчета показателя EVA провести по данным отчетности компании на основе методики группы специалистов (Е.О. Венкова, А.А. Гусев, В.В. Ковалев), считающих, что при расчете добавленной стоимости необходимо использовать чистую прибыль, увеличенную на сумму уплаченных процентов, приведен в таблице .
Таблица 1 – Показатели для расчет EVA с учетом скорректированной прибыли
Показатель Ед.изм. Обозначение 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Совокупный капитал (совокупные активы) млн. руб. NBV 2407417 2555135 2732322 3138282 3486913 3800220
Беспроцентные текущие обязательства млн. руб. NPL 379687 383850 356643 435432 501703 500774
Инвестированный капитал млн. руб. IC 2027730 2171285 2375679 2702850 2985210 3299446
Собственный капитал млн. руб. E 1360527 1481183 1763044 2013358 2152380 2264704
Доля собственного капитала в инвестированном капитале % dE 67,1% 68,2% 74,2% 74,5% 72,1% 68,6%
Заемный капитал млн. руб. L 667203 690102 612635 689492 832830 1034742
Доля заемного капитала в инвестированном капитале % dL 32,9% 31,8% 25,8% 25,5% 27,9% 31,4%
Безрисковая процентная ставка* % R 6,6% 8,8% 4,8% 4,9% 6,2% 5,6%
Коэффициент «бета»** b 0,49 0,47 0,35 0,34 0,37 0,31
Премии за риск* % x + y + f 5,5% 6,0% 6,0% 7,5% 7,6% 7,3%
Стоимость собственного капитала % WE 9,3% 11,6% 6,9% 7,5% 9,0% 7,9%
Годовая процентная ставка по кредитам*** % r 12,0% 15,0% 11,0% 10,0% 10,5% 10,5%
Ставка налога на прибыль % T 20,0% 20,0% 20,0% 20,0% 20,0% 20,0%
Стоимость заемного капитала % WL 9,6% 12,0% 8,8% 8,0% 8,4% 8,4%
Средневзвешенная стоимость капитала % WACC 8,8% 11,0% 6,9% 7,2% 8,4% 7,5%
Затраты на использованный капитал млн. руб. DCC 177702 238363 164780 194123 249939 247608
Прибыль, скорректированная на налоговые выплаты (чистая прибыль + уплаченные проценты) млн. руб. NOPAT 94304 148425 220512 180041 103965 61584
Экономическая добавленная стоимость млн. руб. EVA -83398 -89938 55732 -14082 -145974 -186024
Продолжить таблицу и рассчитать EVA ОАО РЖД для 2014-2015г.г.. (http://www.rzd.ru/) или выполнить задание 4.
Задание 4. По данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, представленных в таблице 1, рассчитывать EVA Ниже приводятся упрощенные формы этих отчетов. Единицы измерения показателей — млн, руб
Таблица 1 — Данные для расчета экономической добавленной стоимости (EVA)
Активы Обязательство и капитал
Краткосрочные активы 365 000 Краткосрочные обязательства 625 000
Денежные средства и их эквиваленты 150 000 Краткосрочные финансовые обязательства 275 000
Краткосрочная дебиторская задолженность 175 000 Краткосрочная кредиторская задолженность 225 000
Запасы 15 000 Прочие краткосрочные обязательства 125 000
Прочие краткосрочные активы 25 000 Долгосрочные обязательства 850 000
Долгосрочные активы 2 833 000 Долгосрочные финансовые обязательства 850 000
Долгосрочная дебиторская задолженность 850 000 Капитал 1 723 000
Основные средства 1 558 000 Выпущенный капитал 500 000
Нематериальные активы 25 000 Резервы 50 000
Прочие долгосрочные активы 400 000 Нераспределенный доход (непокрытый убыток) 1 173 000
Баланс 3 198 000 Баланс 3 198 000
Отчет о финансовых результатах (млн. руб)
Доход от реализации 750 000
Себестоимость реализации, в т.ч. 125 000
Операционные расходы 75 000
Амортизация 50 000
Административные расходы 75 000
Маркетинговые расходы 15 000
Прибыль от операционной деятельности 535 000
Расходы на выплату процентов 125 000
Прибыль (убыток) до налогообложения 410 000
Расходы по КПН, 30% 123 000
Итоговая прибыль (убыток) за период 287 000
Выполнить необходимые расчеты.
Задание 5.
С помощью каких показателей можно жать оценку эффективности менеджмента предприятия?
Задание 5.
Как вы понимаете, что такое частные и обобщающие показатели эффективности менеджмента. Привести примеры.
Практическое занятие 3
Задание 1.
В зависимости от назначения и предоставляемых пользователю возможностей, можно выделить три типа интеллектуальных систем:
1. экспертные системы (ЭС)
2. системы поддержки принятия решений (СППР)
3. автоматизированные системы экспертного оценивания (АСЭО).
Экспертные системы. ЭС относятся к числу интеллектуальных систем, предназначенных для массового использования, и выполняют две основные функции: консультанта, помогающего в той или иной задачи, и эксперта, непосредственно эту задачу решающего. Они содержат значительный объем знаний в какой- либо предметной области — базу данных. Эти знания хорошо организованы, т.е. структурированы, закодированы, сопровождены системой правил логического вывода и готовы для использования в условиях конкретной ситуации, представляющий интерес для пользователя. В ответ на его запрос ЭС выдает диагноз ситуации, рекомендации и советы, по своему качеству вполне соответствующие уровню эксперта высокой квалификации. Таким образом, опыт, знания, логически объяснимые заключения, которые делает высококвалифицированный эксперт в определенной области деятельности, благодаря экспертным системам становятся достоянием широкого круга специалистов. Такие системы нашли применение медицине и геологии, экономики и техники, сельском хозяйстве и т.д.
Важной особенностью ЭС является то, что любая рекомендация, выбранная ею, любое суждение могут быть объяснены при запросе пользователя. Экспертная система в любой момент должна быть готова объяснить, почему сделано то или иное заключение, и предоставить логическую цепочку рассуждений и фактов, приводящих к нему. Желание пользователя понимать то, что делает ЭС, и имеет возможность контролировать ход рассуждений вполне естественно и должно быть удовлетворено. Поэтому большое значение при создании экспертных систем кроме базы данных уделяется другому важнейшему их элементу — интерфейсу — организация диалога — «пользователь — компьютер».
Вывод: экспертная система — эффективный инструмент повышения обоснованности и качества решений менеджера за счет обращения к знаниям и опыту высококвалифицированных специалистов экспертов.
Системы поддержки и принятия решений. СППР предназначена для информационной поддержки ЛПР (менеджера) в процессе принятия решений и может быть определена как интерактивная, реализованная на компьютере система, обеспечивающая простой доступ к моделям и информации, используемым для разработки альтернатив и выбора решений. Область применения СППР — прежде всего нестандартные ситуации и слабо структурированные проблемы. Для них характерно наличие неопределенности, делающие практически невозможным отыскание единственной альтернативы решения. Процедура принятия решений в таких ситуациях требует механизма определение системы подчинений ЛПР и более глубокого сравнительного анализа альтернативных вариантов.
Ответить на следующие вопросы:
1.Привести примеры сфер деятельности и управленческих функций, где применение СППР будет эффективным?
2. Какие принципы формирования и использование СППР вам известны?
3. Чем ограничивается и сдерживается внедрение СППР на современных предприятиях?
Задание 2..
Каждому из приведенных ниже положений (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие (таблица 2)
Таблица 1 — Определения и понятия
№
п/п Определения и понятия Вставить буквенные обозначения терминов
1.Вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-подрядчик.
2. Технология, представляющая собой форму временного или срочного привлечения работников со стороны, при которой кадровое агентство предоставляет находящихся в его штате сотрудников клиенту на относительно
длительный срок (от трех месяцев и до нескольких лет), применяется для упрощения процедуры отношений компании с привлеченными специалистами.
3. Технологии, для которых характерно следующее:
1)консультации по трудоустройству сокращаемых сотрудников за счет бывшего работодателя.
2)услуга по консультированию и продвижению на рынок труда сокращаемого персонала.
3)услуга по организации процесса увольнения сотрудников наиболее щадящим способом, форма расторжения трудовых отношений между компанией и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания помощи в трудоустройстве уволенным сотрудникам
4.Передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
5.Технология оценки кадров, представляющая собой комплекс взаимодополняющих методов, включающая в себя ранее известные методы оценки — психологическое тестирование, интервью, анкетирование.
*) среди приведенных терминов и понятий могут быть дистракторы – лишние понятия или терминов.
Таблица 2 — Термины для выбора ответов, соотносящиеся с заданиями таблицы 1
А. Аутплейсмент (англ. Outplacement)
Б. Аутсорсинг (англ. Outsourcing: внешний источник)
В. Ассессмент-центр ( англ. Assessment Center)
Г. Лизинг персонала (staff leasing)
Д. Аутстаффинг (анг. out — «вне» + агл. staff — «штат»)
Е. Бизнес для бизнеса (B2В)
Задание 3
Провести сравнительный анализ и выявить отличительные черты АСЭО (Автоматизированных системы экспертного оценивания) от других типов интеллектуальных систем – ЭС (экспертных систем) и СППР (системы поддержки принятия решений).
Автоматизированные системы экспертного оценивания. Эти системы предназначены для автоматизации сложных экспертных процедур и повышение эффективности использования высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов при выработке управленческих решений. Основная задача АСЭО – решение сложных управленческих проблем на основе надежной, профессионально отработанной и корректно применимой информации. АСЭО предусматривает анализ результатов экспертизы, в частности, возможность определения результирующей экспертной оценки, а также степени согласованности мнений.
Задание 4.
Охарактеризовать критерии эффективности технологии управления.
Задание 5.
Модель какой из современных управленческих кадровых технологий представлена на рисунке 1?
Задание 6.
В современной научной литературе и хозяйственной практике существует разный подход к обозначению коммуникаций. На рисунке 1 представлены коммуникационные сети, присущие малым группам. Продолжив заполнение таблицы, охарактеризовать каждую коммуникационную сеть в малых группах и привести примеры их использования для реализации конкретных управленческих функций и организаций. Какая коммуникационная сеть сложилась и преобладает на вашем месте работы?
Рис. 1 — Конфигурации коммуникационных сетей в малых группах
Таблица 2 – Виды и характеристика коммуникационных сетей
Виды коммуникационных сетей Характеристика коммуникационных сетей Примеры функций (или ситуаций), где их использование целесообразно
а.– «круг» Равномерный поток информации между всеми членами команды, лидер отсутствует, сеть не организованна, неустойчивая, но активная Использование коммуникационной сети типа «круг» часто возникает при реализации функций с существенной долей творческого инициативного труда, в том числе реализуемого как коллективно, так и индивидуально например, в дизайнерской работе, IT компаниях, рекламных агентствах, а также на стадии формирования организации или структурного подразделения. Достоинства: возможность проявить инициативу, всем виден вклад каждого, высокая информированность. Проблемы: отсутствие лидера снижает оперативность, неустойчивость, низкий уровень организованности, сложности в выделении приоритетов при нехватке ресурсов.
б – « штурвал»
в – « цепь»
г — «игрек»
д.-« тент»
е – « палатка»
ж – « дом»
з – « паутина»
Рис.1 — Конфигурации коммуникационных сетей в малых группах:
Задание 7.
Охарактеризовать сущность АРМ и привести примеры программного обеспечения АРМ по какой-либо функции.
Задание 8.
Провести сравнительный анализ достоинств и проблем различных методов принятия УР, заполнив следующую таблицу:
Таблица 3 — Достоинства и проблемы различных методов принятия управленческих решений (УР)
Методы
принятия УР
Достоинства (+)
Проблемы (-)
Экспертные методы
Методы моделирования
Тема 4. Современная система менеджмента человеческих ресурсов
Практическое задание 4
Задание 1.
1. Дать характеристику и привести схему структуры предприятия (организации) (по вашему выбору).
2. Дать характеристику одной группы в организации (по выбору студента), выявить особенности поведения.
3. Определить эффекты группы.
Большое значение для эффективного управления человеческими ресурсами имеет управление трудовым коллективом, в частности группами людей. Менеджер должен знать особенности группового поведения и уметь так выстраивать свою политику, управлять групповым поведением таким образом, чтобы группа была созидательной, а не деструктивной.
Задание 2.
На основании информации о японском и американском подходах в управлении, заполнить графу 3 таблицы 1, сформулировав критерии, свойственные американскому подходу в управлении человеческими ресурсами. Сделать выводы о достоинства и проблемах каждого подхода. Определить функциональные и деловые области управления и бизнеса где эффективно преобладание той или иной сферы. Идет ли интегрирование японского и американского подходов в управлении?
Таблица 1 – Критерии японского и американского подходов в управлении
Критерий Японский подход Американский подход
Ключевой принцип организацииГармония
Отношение к работеНаправлено на выполнение обязанностей
Должностная конкуренцияНе ярко выраженная, проявляется в определенных условиях
Гарантия должностиВысокая
Принятие решенийСистема принятия решений «ринги-се» — спроси подчиненного, обдумай
Делегирование власти
Мало распространено
Отношение с подчиненнымиСемейные, длительные, отеческая забота до пенсии
Метод найма на работуПосле окончания учебных заведений
Оплата трудаГарантированная, в большой зависимости от стажа
Основные качества руководителяУмение координировать, осуществлять контроль
КонтрольНеформальный, коллективный
Задание 3.
Провести сравнительный анализ теорий организационных изменений :теории О и теории Е. Какая из этих теорий соответствует изменениям, происходящим в вашей организации?
Сравнительные характеристики теорий организационных изменений
Характеристики Теория Е Теория О
Цель изменений Увеличение прибыли (экономические цели) Развитие организационных способностей
Лидерство Сверху вниз (автократичное) Участвующее (партисипативное)
Объект изменений Структура и системы («жесткие» элементы) Организационная культура («мягкие» элементы)
Планирование изменений Программируемые и планируемые изменения Спонтанные изменения (реакция на появляющиеся возможности)
Мотивация изменений Финансовые стимулы Сочетание разных стимулов
Участие консультантов Консультанты используют готовые технологии и решения Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений
Задание 4
Оценить влияние стиля руководства на процесс принятия решений, используя модель принятия решений Врума—Йеттона. Привести примеры ситуаций, когда рационально использовать каждый из стилей. Охарактеризовать достоинства и проблемы каждого стиля. Определить, какой стиль управления доминирует в вашей организации?
Важным аспектом психологии принятия управленческих решений является проблема стиля руководства и его взаимосвязи с процессом разработки и принятия решений.
Руководитель должен знать, как вести себя с подчиненными в ситуации, требующей выбора. При проблемных ситуациях, ситуациях выбора руководитель должен выбрать такие варианты поведения и взаимодействия с подчиненными, чтобы достичь максимально эффективного результата. При этом, исходя их сложности значимости, важности и особенностей проблемы нужно четко ответить на следующие вопросы:
1.Всегда ли следует обсуждать с ними возникшую проблему и возможные варианты ее решения?
2.Нужно ли добиваться согласия подчиненных с принятым решением?
3. Какие варианты управления поведением подчиненных могут обеспечить наибольший эффект при определенных ситуациях и др.?
Ответы на эти вопросы помогает дать достаточно простая и эффективная модель принятия решений Врума-Йеттона.
Ее суть в следующем. Модель принятия решений руководством Врума—Йеттона концентрирует внимание руководителя на процессе принятия решений. Модель Врума — Йеттона, несмотря на отличия от ряда других ситуационных моделей (в центре ее не влияние на поведение подчиненных, а принятие решения руководителем с учетом их ожидаемого поведения), аналогична по своей сути им, так как подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Модель предусматривает, что оптимальность стиля зависит от конкретной ситуации.
Согласно модели Врума—Йеттона можно выделить пять стилей руководства, которые могут быть использованы руководителем с учетом разрешенной им степени участия подчиненных в принятии решения.
AI — Руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него на данный момент информацию.
АН — Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам решает проблему. Получая информацию, руководитель может сказать или не сказать подчиненным, в чем состоит проблема. Роль подчиненных в принятии решений ограничена предоставлением необходимой информации, но не поиском или оценкой альтернативных решений.
CI — Руководитель излагает проблему своим подчиненным индивидуально (тем, кого она касается) и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает подчиненных вместе (в одну группу). После чего руководитель самостоятельно принимает решение, которое учитывает или не учитывает мнение подчиненных.
СП — Руководитель излагает проблему группе подчиненных, коллектив выслушивает все идеи и предложения членов группы. Руководитель принимает решение с учетом или без учета высказанных идей и предложений.
GI — Руководитель излагает проблему группе подчиненных. Вместе они находят и оценивают решение, пытаясь достигнуть консенсуса при выборе варианта. Роль руководителя схожа с ролью председателя. Руководитель не пытается навязать свое решение и старается принять решение, которое вся группа считает наиболее приемлемым.
Эти пять стилей представляют континуум (от лат. continuum — непрерывное) в математике, термин, употребляемый для обозначения образований, обладающих известными свойствами непрерывности (полные формулировки см. в 1 и 2)., начиная с автократического стиля принятия решения (AI и АН), затем идет консультативный стиль (CI и СП) и завершается ряд стилей полным участием подчиненных в принятии решений (GI). Применение конкретного стиля зависит от характеристик ситуации и проблемы. В рамках предложенной модели Врум и Йеттон разработали 7 критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные — руководитель» при принятии решения, и модель процесса принятия самого решения («дерево решения»).
Критерии решения проблемы в модели Врума-Йеттона:
1. значение качества решения;
2. наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения;
3. степень структурированности проблемы;
4. значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективности выполнения решения;
5. вероятность (определяемая на основе прошлого опыта), что авторитарное решение руководителя получит поддержку подчиненных;
6. степень мотивации подчиненных достичь целей организации;
7. степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценки ситуации. Первые три вопроса относятся к качеству решения, последние четыре — к факторам, определяющим согласие подчиненных.
Задание 4
Гибкий график рабочего дня. В российской практике бизнеса все чаще используются различные нововведения в мотивации труда, чтобы сделать его более плодотворным, эффективным. Среди таких инноваций – установление для конкретного работника нестандартного, льготного рабочего режима. Этот вид мотивации в нашей стране используется пока мало. Тем не менее, он считается одним из эффективных, особенно на малых частных предприятиях, среди лиц таких профессий, как врачи, юристы, преподаватели, управляющие, технические работники, и в сфере обслуживания.
Работники назначают себе рабочие часы по своему усмотрению, лишь бы они устраивали компанию и их было достаточно, чтобы выполнить требуемую работу. Один трудится с 8 до 16 ч, другой – с 12 до 20 ч. Если вы справляетесь с работой скорее, ваше дело — идти домой или работать дополнительно. В некоторых компаниях имеется четыре или даже пять смен. Иногда гибкие смены приводят к сокращенной рабочей неделе, обычно четырехдневной, с тремя выходными.
Некоторые компании установили «материнские смены», которые приспособлены к часам посещения школы детьми. Многие предприятия дают возможность студентам работать во время «окон» в их учебных расписаниях.
Гибкие смены снижают уклонение от работы, опоздания и текучесть рабочей силы, повышают настроение и производительность труда.
1. Как вы полагаете: в чем интерес руководства компании при предоставлении работникам льготного режима работы?
2. Если бы вы были руководителем, то каким образом организовали бы работу по контролю за количеством и результатами труда сотрудников
3. Как организовать эффективный контроль за работой сотрудников?
Тема 5. Управление организационными изменениями в современных условиях
Практическая работа 5
Задание 1.
Упражнение-ситуация «Омрон Татеиси»
Руководство японской компании «Омрон Татеиси» осуществило целый ряд организационных изменений, чтобы ликвидировать «заболевание», которое было названо синдромом большого бизнеса.
Синдром большого бизнеса можно распознать по следующим типичным признакам:
крайне централизованный и разбухший управленческий аппарат;
всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений;
рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений и передача возникающих проблем из одного отдела в другой и обратно.
Окончательное решение откладывается до бесконечности, поскольку каждый администратор стремится избежать ответственности. Взаимодействие подразделений внутри компании заметно ослабло. Например, когда товарные запасы неимоверно разбухли, то даже конкретные требования «сократить запасы» не могли принести желаемого эффекта. Значительно уменьшилась реакция и на требования рынка. Компания стала медленнее реагировать на запросы клиентов. Увеличилось время выполнения заказов.
Руководство применило следующий способ «лечения болезни». Компания должна вести себя таким образом, будто каждый из ее отделов является маленьким самостоятельным бизнесом. Для того чтобы каждый проникся духом изменений, были избраны три лозунга, которые повторяли на каждом шагу: «Продает каждый», «Реагировать немедленно», «Действовать молниеносно». Две главные идеи лежали в основе плана организационных изменений: приблизить руководство компании к реальным условиям работы и создать в разумных пределах несколько предприятий, которым можно было бы предоставить полную самостоятельность и которые действовали бы в рамках компании как отдельные небольшие фирмы.
Вопросы.
1. Какой тип изменений вы предложили бы для данных преобразований?
2. Какой стиль проведения изменений может быть предложен?
3. Какие методы преодоления сопротивления организационным изменениям будут уместны в данном случае?
4. Такие организационные преобразования, очевидно, потребуют изменения культуры. Какие предложения в этой области вы можете внести?
Задание 2.
Организации меняются вследствие множества причин, при этом они могут реализовывать самые разнообразные типы изменений. На практике к организационному изменению можно подходить с разных аспектов. Его можно рассматривать с точки зрения внутренней политики организации с постоянно меняющейся структурой и связями. Концепция организационных изменений охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных ресурсов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Силы, влияющие на перемены, существуют как внутри самой организации, так и во внешней среде. Изменения в любой части организации, как правило, оказывают влияние на организацию в целом. Плановые организационные изменения являются преднамеренными и осуществляются людьми внутри. В сущности, они представляют собой инновации, хотя этот термин чаще используется для обозначения изменений в технологии и новой продукции.
Деловая организация обладает собственным уникальным набором товаров, услуг, целей, стратегии, структуры, культуры и технологий, который позволяет ей быть конкурентоспособной и удерживать крепкие рыночные позиции.
Изменения в технологии — это инновации в процессе производства, в том числе в основных навыках и знаниях персонала организации, которые дают им возможность приобрести особую, только для них характерную компетентность. Эти инновации планируются в целях повышения эффективности производства или увеличения объема выпускаемой продукции.
Изменения в товарах и услугах имеют отношение к конечным продуктам организации. Новая продукция, как правило, разрабатывается, чтобы увеличить долю рынка компании, проникнуть на другие рынки, расширить группы потребителей и клиентов. Изменения в стратегии и структуре организации относятся к административной сфере, включающей контроль и управление. Изменения происходят в структуре организации и функциях управления, стратегическом менеджменте, политике, системе мотивации и вознаграждения, трудовых отношениях и коммуникациях, мониторинге финансово-экономической деятельности, отчетности и планировании бюджета.
Культурные изменения происходят в ценностях, установках, ожиданиях, убеждениях и поведении сотрудников организации, они затрагивают ментальные модели. Это изменения в стереотипах мышления и взгляде на имидж компании, корпоративных формальных нормах и неформальных правилах, этике бизнеса и трудовых отношений. Изменения в культуре рассматриваются на примерах проведения реинжиниринга и внедрения системы всеобщего управления качеством и создания обучающейся организации.
Для определения логики управления организационными изменениями необходимо выделить различные критерии, на основании которых их можно классифицировать в зависимости от:
1) источников, порождающих изменения:
• порожденные факторами внешней среды;
• порожденные факторами внутренней среды организации;
2) вероятности событий:
• непредвиденные (спонтанные) изменения;
• планомерные (целенаправленные) изменения;
3) направленности действия изменения во времени:
• стратегические;
• тактические;
• оперативные;
• стабилизационные;
4) подхода к управлению изменениями:
• эволюционные (постепенные) изменения;
• революционные изменения (кардинальные, быстрые, предполагающие полное обновление);
5) элементной направленности в составе организационной системы
управления:
• изменения, ориентированные на цели (обычно реализуются в управлении по целям);
• изменения, ориентированные на задачи (управление по результатам);
• изменения, ориентированные на организационную структуру (структурно-функциональное управление);
• изменения, ориентированные на технологию (технологическое управление);
• изменения, ориентированные на поведение персонала (управление организационным поведением командообразованием);
• изменения, ориентированные на опыт (управление через контрольные сравнения — бенчмаркинг);
6) формы проведения изменений:
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные;
7) направленности в составе процесса управления:
изменения, связанные с планированием (диагностика, моделирование, программирование, прогнозирование);
изменения, связанные с функцией организации процесса управления (подготовка к реализации, регулирование, координирование);
изменения, связанные с контролем (анализ, учет, коррекция);
изменения, связанные с мотивацией (потребности, стимулы, удовлетворенность);
изменения, связанные с коммуникацией (обратная связь, передача информации, групповая и командная работа, делегирование);
изменения, связанные с технологией принятия решений, например,: подготовка, принятие, централизация/децентрализация, отчет, контроль,
8) функциональной направленности в составе менеджмента организации:
производственно-технологические изменения;
изменения в управлении финансами;
изменения в управлении маркетингом;
изменения в управлении персоналом;
изменения в управлении внешнеэкономической деятельностью;
изменения в управлении инновациями и т.д.;
9) радикальности и глубины преобразований:
изменения, связанные с перестройкой организации (предполагают фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию);
радикальные изменения (организация не меняет вид деятельности, но при этом в ней происходят кардинальные изменения, связанные с глубоким преобразованием процессов или слиянием с другой организацией);
умеренные изменения (в одной или нескольких функциях менеджмента);
частичные (слабые) изменения;
10) качества и результатов преобразований:
изменения прогрессивные;
изменения регрессивные.
Изменения, происходящие в организации, можно разделить на две ключевые группы, каждая из которых обладает двумя определенными возможностями.
1) Первая группа фокусируется на локализации изменения, так управляют внешними или внутренними переменами.
2) Вторая характеристика касается причины или намерения, связанного с изменением. В данном случае также имеются альтернативные возможности: изменение может быть намеренным, умышленным или желаемым, т.е. плановым или наоборот — случайным или незапланированным. Здесь осуществляется простое разграничение между планируемыми и спонтанными изменениями.
Управление плановым изменением, независимо оттого, внешнее оно или внутреннее, в целом, предусматривает использование принципов руководства процессами изменения.
Управление динамическим изменением больше связано с характером организационного стиля и культуры.
Существует классификация изменений, основывающаяся на системном представлении об организации: изменение стадии, формы, состояния, содержания, структуры.
Проявляющиеся тенденции организационных (системных) изменений определяют такие характеристики развития, как:
• экстенсивное и интенсивное;
• эволюционное и революционное;
• внешнее и внутреннее;
• последовательное и скачкообразное (непоследовательное);
• устойчивое и неустойчивое;
• быстрое и вялое; явное и скрытое;
• системное и бессистемное;
• равномерное (ритмичное) и спародическое (хаотичное);
• регрессивное (нисходящее) и прогрессивное (восходящее);
• реальное и виртуальное;
• социально-экономическое и организационно-техническое;
• коммуникативное и индивидуально-личностное.
По рассмотренным характеристикам можно, применяя методики социометрических исследований, оценивать тип развития и разрабатывать мероприятия по его изменению.
Задание 3.
1. Перечислить наиболее типичные причины сопротивления изменениям на российских предприятиях?
2. Перечислить наиболее значимые причины, препятствующие организационным изменениям?
3. Назвать и охарактеризовать действия руководства, направленные на снижение сопротивления изменениям.
Задание 4.
Привести примеры организационных изменений в вашей организации и оценить их с точки зрения конечной эффективности менеджмента.
Тема 6. Формирование компетенций современного менеджера
Практическое задание 6
Задание 1
Дать характеристику структуры и содержания должностной инструкции менеджера по продажам (источник: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Должностная_инструкция_менеджера). Внести предложения по ее улучшению.
Примечание. Можно проанализировать любую должностную инструкцию менеджера в вашей организации. Предложить способы ее совершенствования.
Задание 2
Построить компетентностную модель для членов научно-технологического Совета Инжинирингового центра (ИЦ) ОАО «Л» с применением экономико-математических методов.
Эффективность функционирования предприятия во многом зависит от уровня управления научно-технологическим развитием (НТР) промышленного предприятия. В этом отношении ключевую роль играют компетенции соответствующих корпоративных органов управления и менеджеров, занимающихся управлением НТР. Для оценки их компетенций и повышения эффективности работы рекомендуется использовать компетентностную модель.
При построении модели использован один из наиболее распространенных способов количественной оценки компетенций – проведение структурированного анкетирования менеджеров по принципу «всех всеми».
Данная методика универсальна и может быть применена практически в любой организации.
Перечень компетенций может быть изменен в зависимости от объекта и целей исследования.
Базовые и наиболее значимые компетенции могут быть предложены самими анкетируемыми или экспертами, проводящими анкетирование.
Объективность результатов анкетирования обеспечивалась соблюдением следующих условий:
— отбор компетенций, предложенных нами, осуществляли члены ИЦ;
— самооценка не проводилась (собственная строка не заполнялась);
— ранжирование мнения опрашиваемого осуществлялось по следующему принципу: оценка уровня компетенции сотрудников по отношению к собственному по шкале рангов.
Для повышения объективности выбора компетенций автором диссертации было предложено 22 компетенции. По результатам предварительного опроса всех 16 членов были определены 10 ключевых компетенций, названные абсолютным большинством участников ИЦ. Именно они были использованы в итоговом анкетировании и учитывались при построении компетентностной модели.
В таблице 1, таким образом, представлены ключевые, по мнению менеджеров ИЦ ОАО «Л», компетенции, обозначенные соответственно 1, 2, 3…10.
Таблица 1 — Ключевые компетенции для оценки менеджеров ИЦ
1. Способность к стратегическому мышлению 6. Наличие коммуникационных навыков
2. Набор профессиональных знаний 7. Умение аргументировать свое мнение
3. Наличие практического опыта в изучаемой сфере 8. Умение реализовывать идеи
4. Способность работать в команде 9. Креативность мышления
5. Знание особенностей производства предприятия и базовых основ операционной деятельности 10. Способность к анализу и объективной оценке проектов и решений
При проведении расчетов использовались сертифицированная методика, закрепленная соответствующим ГОСТом и пакет статистических вычислений*.
Каждый член коллегиального органа оценивал каждого члена группы по предложенной 5-бальной шкале рангов, что представлено в таблице 2.
Таблица 2 — Ранжирование мнения анкетируемого
Шкала рангов
(уровень компетенции анкетируемых сотрудников по отношению к собственному) Нумерация шкалы рангов
Определенно ниже 1
Скорее ниже 2
На том же уровне (собственный уровень) 3
Скорее выше 4
Определенно выше 5
* ГОСТ Р ИСО 5479-2002 Статистические методы. Проверка отклонения распределения вероятностей от нормального распределения [Электронный ресурс].
Уровень компетенции анкетируемых сотрудников оценивается по отношению к собственному.
Расчеты средних величин рангов, выполненные по результатам анкетирования, представлены в таблице 3. Среднее значения ранга по всем компетенциям и по всем анкетируемым равно 3. Этот результат является первым значимым критерием достоверности показателей, определяющим, что члены Инжинирингового центра соответствуют друг другу, адекватны в оценке компетенций своих коллег, что и является основой эффективного взаимодействия команды при решении проблем научно-технологического развития.
Таблица 3 — Результаты анкетирования менеджеров ИЦ ОАО «Л»
Аттестуемый
номер Виды компетенций
12345678910
1 2,8 3,0 4,6 1,9 2,8 1,6 3,3 4,3 1,1 1,1
2 4,5 4,4 1,4 3,9 3,7 1,5 4,9 4,0 4,8 5,0
3 3,1 1,5 4,9 1,1 4,1 1,7 1,4 3,5 4,0 2,8
4 3,6 1,0 3,7 4,0 4,7 1,7 2,6 3,4 4,3 4,3
5 1,9 3,8 1,4 2,3 3,6 2,8 4,8 3,2 2,8 2,1
6 1,7 3,6 3,8 2,1 2,5 3,5 4,9 1,5 3,6 2,0
7 3,8 1,1 1,4 3,0 2,7 3,1 2,6 1,4 4,9 1,3
8 2,7 4,4 3,7 3,6 3,0 3,7 4,0 2,3 3,9 2,3
9 4,0 4,9 2,1 1,1 1,5 4,1 3,7 3,3 3,6 4,0
10 2,2 2,4 2,4 3,8 4,3 3,1 1,9 1,2 1,7 4,7
11 4,4 3,9 1,9 3,8 1,4 3,6 3,6 3,4 3,6 3,4
12 2,3 4,0 4,1 4,6 3,4 3,5 2,3 4,9 3,1 3,2
13 4,8 2,8 2,6 2,4 4,5 1,9 2,3 3,2 3,3 1,9
14 1,2 4,0 1,4 4,6 3,1 1,4 4,9 1,7 1,3 2,2
15 1,0 2,9 1,0 1,9 1,0 4,4 1,7 2,7 3,9 1,2
16 2,2 4,1 3,1 2,2 3,5 3,7 1,5 4,8 4,7 1,5
Среднее значение 3,0 3,2 2,7 2,9 3,1 2,8 3,2 3,0 3,4 2,7
Полученные данные были обработаны методами математической статистики. В результате их применения получены расчеты среднего значения, нормального отклонения, симметрии распределения (скоса), нормальности распределения по критерию Шапиро-Уилка.
Стандартное отклонение вычислялось по следующей формуле (1):
(1)
где — дисперсия;
— i-й элемент выборки;
n — объем выборки;
— среднее арифметическое выборки рассчитано по формуле (2):
(2)
Показатели асимметрии ( ) позволяют делать качественные выводы о форме эмпирического распределения выборки, полученной в результате анкетирования.
Величины асимметрии рассчитаны по формуле (3):
(4).
Обозначения те же, что в формуле (3).
Выяснение соответствия распределения изучаемого признака нормальному закону является одной из важнейших задач при статистической обработке данных. Нормальность наблюдаемых данных является необходимой предпосылкой для корректного применения большинства классических методов математической статистики, поэтому проверка на нормальность является обязательной процедурой в ходе проведения измерений, контроля и испытаний, что и было выполнено применительно к результатам анкетирования членов ИЦ.
Для выявления признака нормальности имеющегося распределения был использован критерий Шапиро-Уилка, применяемый к диапазону выборки от 8 до 50. В исследуемой выборке анализировались 16 анкет, что соответствует оценочному критерию.
Значение критерия рассчитывалось на основе анализа линейной комбинации разностей порядковых статистик. Критерий рекомендуют применять при отсутствии априорной информации о типе возможного отклонения от нормальности.
При использовании критерия определяющими являются следующие основные показатели:
— значение показателя коэффициента Шапиро-Уилка (W);
— уровень статистической значимости (р).
Так как нулевая гипотеза сформулирована о том, что распределение нормальное, то она будет приниматься при условии, что уровень статистической значимости p > 0,05 и высоких значениях W > 0,9. В ином случае принимается альтернативная гипотеза.
Результаты отражены расчетов таблице 4.
Таблица 4 – Результаты математических расчетов критерия Шапиро-Уилка по итогам анкетировании менеджеров ИЦ ОАО «Л»
Показатели Результаты по компетенциям (1-10)
Виды компетенций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Средняя 3,0 3,2 2,7 2,9 3,1 2,8 3,2 3,0 3,4 2,7
Стандартное. отклонение 1,2 1,2 1,3 1,2 1,1 1,0 1,3 1,1 1,2 1,3
Скос 0,1 0,74 0,26 0,05 0,05 0,21 0.16 0,17 0,8 0,52
Критерий Шапиро-Уилка W 0,96 0,91 0,92 0,92 0,95 0,89 0,9 0,94 0,9 0,92
p0,410,110,160,190,460,050,090,350,090,19
Полученный расчет показывает, что коэффициент Шапиро-Уилка стремится к 1 и является стабильно высоким (W > 0,9), а уровень статистической значимости p > 0,05.
Таким образом, можно сделать вывод о нормальности распределения и, следовательно, о корректности произведенных расчетов.
Графическая форма рассчитанных данных о распределении среднего ранга по компетенциям 1-10 представлена на рисунке 1.
Графическая форма рассчитанных данных о распределении среднего ранга по компетенциям 1-10 представлена на рисунке 3.3.
Рисунок 1 — Диаграмма распределения среднего ранга по компетенциям 1-10 менеджеров ИЦ ОАО «Л»
На основании осуществленных расчетов мы получили результаты, которые позволяют сформулировать рекомендации для повышения эффективности функционирования ИЦ предприятия и совершенствования качества управленческих решений в ООО «Л».
Так по результатам исследования предложено усилить следующие компетенции менеджеров предприятия:
3 — наличие практического опыта в изучаемой сфере;
4 — способность работать в команде;
6 — наличие коммуникационных навыков;
10 — способность к анализу и объективной оценке проектов и решения.
В целом полученные результаты обследования всей группы говорят о высоком уровне профессионализма и наличии большого практического опыта у членов ИЦ предприятия.
Для решения проблем, связанных с коммуникативными навыками и умением работать в команде, предложено:
1. Усиление состава ИЦ ведущими инженерами-конструкторами и технологами производственных процессов с целью принятия ключевых решений на основе текущей ситуации на производстве и ожидаемых перспектив.
2. Внедрение инструментов self-management.
3. Проведение тренингов и тим-билдингов, направленных на развитие творческих навыков, а равно способности к эффективной генерации новых идей.
4. Осуществление не реже 1 раза в год процедур последконтроля реализации предложений, сформулированных ИЦ (возможно привлечение независимого эксперта).
Ряд компетенций, в том числе, способность к стратегическому мышлению, умение аргументировать собственную позицию и реализовывать поставленные задачи по управлению научно-технологическим развитием, достаточно сбалансированы. Наконец, креативность мышления членов команды является явным конкурентным преимуществом исследуемого предприятия и может рассматриваться как основа инновационной активности. Как представляется, эффективные изменения, в системе управления, составе и структуре ИЦ, осуществленные с использованием результатов компетентностного моделирования, станут драйвером для устойчивого роста бизнеса и предопределят основные стратегические решения руководства.
Несмотря на весьма эффективное управление НТР, что следует из итогов проведенных расчетов, совершенствование управления на основании применения результатов исследований, полученных от использования предложенной модели оценки профессиональных компетенций, может обеспечить рост эффективности менеджмента предприятия по таким направлениям как:
снижение влияния такого объективного явления как «противодействие организационным изменениям», как при управлении НТР, так и при осуществлении иных направлений деятельности в рамках бизнес-процессов;
рост KPI — ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators) от групповой работы, в том числе, в рамках ИЦ;
возможность более гибкого осуществления мероприятий в рамках компенсационного менеджмента, позволяющего мотивировать как отдельных менеджеров, так и целые группы.
Предлагаемая методика оценки компетенций применительно к структурам по управлению научно-технологическим развитием предприятий достаточно универсальна и может быть применена к разным предприятиям.
Задание 3.
Кто разрабатывает и утверждает должностные инструкции и определяет компетентностные критерии в вашей организации?
Задание 4
Учитывается ли компетентностный фактор при подборе управленческого персонала в вашей организации? Как при этом оценивается уровень компетентности?