Методика преподавания психологии (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Методика преподавания психологии (1/2)
Рекомендации
к выполнению практических заданий по курсу
«Методика преподавания психологии» 1.2
Учебным планом предусмотрено прохождение практических (семинарских) занятий по дисциплинам.
В рамках практических (семинарских) занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре).
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины)).
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо представить задания следующим образом:
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 5 занятиям сразу в одном файле или папке).
Семинарско-практическое занятие по теме 1.
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – тема по выбору студента (из предложенных).
Задание 2. Выполнить задание на один из предложенных вопросов (на выбор студента) – письменно.
Семинарско-практическое занятие по теме 2.
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – тема по выбору студента (из предложенных).
Задание 2. Выполнить задание на один из предложенных вопросов (на выбор студента) – письменно.
Семинарско-практическое занятие по теме 3.
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – тема по выбору студента (из предложенных).
Задание 2. Выполнить задание на один из предложенных вопросов (на выбор студента) – письменно.
Семинарско-практическое занятие по теме 4.
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – тема по выбору студента (из предложенных).
Задание 2. Выполнить задание на один из предложенных вопросов (на выбор студента) – письменно.
Семинарско-практическое занятие по теме 5.
Задание 1. Написать один небольшой письменный доклад (можно с презентацией) – тема по выбору студента (из предложенных).
Задание 2. Выполнить задание на один из предложенных вопросов (на выбор студента) – письменно.
Таким образом, всего должно быть выполнено 10 заданий.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Семинарско-практическое занятие по теме 1
«Методика преподавания психологии как прикладная отрасль психологии»
Методические рекомендации
Главная цель практического занятия – обеспечить возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой дисциплины. Данный вид занятия представляет собой средство развития культуры научного мышления; предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
При подготовке к практическому занятию обучающимся необходимо внимательно изучить материалы лекций по данным темам, рекомендованную литературу, а также самостоятельно обращаться к другим источникам с целью получения дополнительной информации и усвоения материала.
При выполнении задания 1 (см. ниже) необходимо выбрать одну из предложенных тем, изучить литературу по данной теме и составить текст доклада (сообщения). Объем работы – 2-3 страницы печатного текста.
Доклад – вид самостоятельной работы по определённому вопросу, в процессе которой формируются навыки исследовательской работы.
Доклад – это информативное краткое сообщение о результатах проведённого исследования, анализа изученной литературы по какому-либо вопросу.
Сообщение – информация, содержащаяся в высказывании.
При выполнении задания 2 необходимо ознакомиться с содержанием предложенного источника, выбрать один из вопросов, внимательно изучить его в данном источнике и составить тезисы по прочитанному.
Тезисы (тезирование) (от греч. ihesis — «положение, утверждение») – краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли.
Тезисы бывают текстуальные, свободные, смешанные.
К текстуальным тезисам относятся записи, которые соответствуют авторскому тексту.
Свободные тезисы – передача авторской мысли собственными словами.
Смешанные тезисы – соединение текстуальных и свободных тезисов.
Методические рекомендации по составлению тезисов
Сначала познакомьтесь с содержанием текста. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием). Определите главную мысль каждой части. Осмыслив суть выделенного, сформулируйте его своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте. Тезисы можно пронумеровать, что позволит сохранить логику авторских суждений.
Объем работы по составлению тезисов – 1-3 страницы печатного текста.
Оформление текстовой части работы
Текст выполненной практической работы должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman размером 14 пт. с использованием текстового редактора Microsoft Word, либо аналогичным по размеру и типу шрифтом при использовании других текстовых редакторов, используя полуторный межстрочный интервал. Каждый абзац должен начинаться с красной строки, отступ абзаца – 1,25 см от левой границы текста, выравнивание по ширине.
Поля страницы: левое поле — 30 мм; правое поле -10 мм; верхнее поле — 20 мм; нижнее поле — 20 мм.
Если при выполнении заданий вы делаете презентацию (PowerPoint), ее можно прикрепить к файлу Word, либо вложить все выполненные задания в папку, перевести в архив и отправить на проверку (по всем 5 занятиям сразу в одном файле или папке).
Не забудьте, пожалуйста, ознакомиться с рекомендациями по выполнению практических заданий.
1. Подготовьте небольшой письменный доклад (сообщение) на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1). Понятие и предмет методики преподавания психологии.
2). Цели, задачи и принципы обучения психологии.
3). Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии.
4). История преподавания психологии в высшей школе.
5). Современное психологическое образование.
2. Теоретическое задание (тезисы)
В учебном пособии Карандашева В.Н. «Методика преподавания психологии» ознакомьтесь с содержанием главы 1. «История преподавания психологии в высшем образовании России», напишите тезисы по одному из вопросов (на выбор студента):
1). Преподавание психологии в XVIII-XIX веках.
2). Преподавание психологии в первой половине XX века.
3). Преподавание психологии во второй половине XX века.
Практическое занятие по теме 2.
«Характеристика психологии как научной и учебной дисциплины»
1. Подготовьте небольшой письменный доклад (сообщение) на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1). Психология как научная и учебная дисциплина.
2). Отрасли психологии как научной дисциплины.
3). Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании будущих психологов, педагогов.
4). Преподавание психологии студентам непсихологических специальностей.
2. Теоретическое задание (тезисы)
В учебном пособии Карандашева В.Н. «Методика преподавания психологии» ознакомьтесь с содержанием главы 3. «Современное психологическое образование», напишите тезисы по одному из вопросов (на выбор студента):
1). Базовое психологическое образование .
2). Последипломное психологическое образование в России.
3). Основные подходы к обучению психологии в школе.
Практическое занятие по теме 3
«Психологические основы методики преподавания психологии»
Рекомендации по конспектированию и составлению планов
Конспект (констпектирование) (от лат. conspectus — «обзор, очерк») – краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их подтверждение фактами, примерами. Главная информация записывается полностью, без существенных сокращений. Основное содержание конспектирования составляет переработка второстепенной информации в целях ее обобщения и сокращения.
Хороший конспект – это хорошо структурированный текст, который позволяет быстро вспомнить суть прочитанного материала.
При составлении конспекта сначала нужно понять смысл текста в целом, затем разбить его на основные части, т. е. составить план.
Основные требованиями к написанию конспекта:
— системность и логичность изложения материала;
— краткость;
— убедительность и доказательность.
Приступая к конспектированию, необходимо прочитать текст, отметить в нем новые слова, непонятные места, имена, даты, выбрать вид конспекта.
План-конспект – сжатый в форме плана пересказ прочитанного. Такой конспект краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления, написании конспекта.
Этапы работы:
1. Составить план текста.
2. Разъяснить кратко и доказательно каждый пункт плана, выбрать разумную и эффективную форму записи.
3. Сформулировать и записать вывод.
Текстуальный (цитатный) конспект – конспект, созданный из отрывков подлинника, цитат. Он строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; им пользуемся для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы:
I. Прочитать текст, отметить в нем основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.
2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь.
3. Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.
4. Сделать общий вывод.
Свободный конспект – это сочетание выписок, цитат, тезисов. Он требует серьезных усилий при составлении, в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы:
1. Изучить и глубоко осмыслить источник.
2. Выписать основные мысли, цитаты, составить тезисы.
3. Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.
Объем конспекта – 1-3 страницы печатного текста.
1. Подготовьте небольшой письменный доклад (сообщение) на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1). Учебная деятельность как научное понятие в психологии.
2). Основные положения теории учебной деятельности.
3). Учебная деятельность как особая форма активности субъекта.
2. Теоретическое задание (конспект)
В учебном пособии Бадмаева Б.Ц. «Методика преподавания психологии» ознакомьтесь с содержанием главы 1 «Психология учебной деятельности студента» и главы 2 «Теория обучения и преподавание в вузе», составьте краткий конспект по одному из вопросов (на выбор студента):
1). Психологическая теория учебной деятельности.
2). Формирование учебной деятельности студентов.
3). Понятие теории обучения в психологии.
4). Преподавание в вузе – развивающее обучение.
Практическое занятие по теме 4
«Педагогические основы методики преподавания психологии»
1. Подготовьте небольшой письменный доклад (сообщение) на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1). Понятие теории обучения в психологии.
2). Классификации принципов обучения.
3). Классификации методов обучения психологии.
4). Теория развивающего обучения в психологии.
2. Теоретическое задание (конспект)
В учебном пособии Бадмаева Б.Ц. «Методика преподавания психологии» ознакомьтесь с содержанием главы 3. «Активные методы обучения», составьте краткий конспект по одному из вопросов (на выбор студента):
1). Психология активных методов обучения.
2). Методы программированного обучения.
3). Методы проблемного обучения.
4). . Методы интерактивного обучения.
Практическое занятие по теме 5
«Личность преподавателя и педагогический процесс»
1. Подготовьте небольшой письменный доклад (сообщение) на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1). Профессиональная подготовка преподавателя психологии.
2). Профессиональная культура и педагогическое мастерство преподавателя психологии.
3). Виды деятельности преподавателя.
4). Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.
2. Практическое задание (выбрать одно из предложенных заданий)
При выполнении данного задания необходимо представить свои рассуждения по выбранному вопросу, привести примеры из литературы/личного опыта.
1). Как вы думаете, какие страхи могут возникать у молодого преподавателя в начале преподавательской деятельности. Предложите решение для соответствующей ситуации.
2). Определите и опишите, какие способности и личностные качества необходимы преподавателю психологии (можно с помощью примеров).
3). Опишите ролевые позиции преподаватели психологии с помощью примеров.
4). Опишите виды и позиции педагогического общения с помощью примеров.