Основы нейропсихологии (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Основы нейропсихологии (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» достаточно выполнить любых три задания из двух практических занятий.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1.
Тема 11. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий
Задание № 1.
Напишите эссе по одной из тем по Вашему выбору.
1. Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Задачи и принципы.
2. Синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур.
3. Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры.
4. Синдромы поражения зоны ТРО – третичных височно-теменно-затылочных областей коры.
5. Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга.
6. Синдромы поражения конвекситальной префронтальной области.
7. Синдромы поражения медиобазальной префронтальной области.
8. Синдромы поражения медиобазальных отделов височной области мозга.
Задание № 2.
1. Раскройте данный феномен. С чем он связан?
Больная Л. не замечает зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения и не может их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ею замечается, т. е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой.
2. Раскройте данный феномен. С чем он связан?
Больной С. не может прочитать слово, предъявленное в левое поле зрения (т. е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие), больной может прочесть и написать правильно. Если больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или
выбирает предмет из того же семантического поля (ручка — карандаш,
сигарета — пепельница и т. п.).
3. Раскройте данный феномен. С чем он связан?
Больной М. может левой рукой только рисовать, а правой — только писать.
Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию
рисунка по образцу
4. Раскройте данный феномен. С чем он связан?
Предложим больному поднять руку. Если его рука лежит на одеяле и
если, таким образом, выполнение действия облегчено, нужное движение
начинает выполняться, но почти сразу же замедляется, и больной, продолжая
повторять «да, да… поднять руку…», перестает выполнять требуемое
движение. В случае если рука больного находится под одеялом, адекватное
выполнение действия для него недоступно. Он, эхолалично повторяя «да,
да… поднять руку…», не производит никакого движения либо упрощает.
Очень часто требуемое речевой инструкцией действие замещается другим,
более привычным и хорошо упроченным. Больной, которому предлагается
зажечь свечу, успешно зажигает спичку, но вместо того чтобы поднести ее к
свече, которую он держит в руке, берет свечу в рот и начинает «раскуривать»
ее как папиросу; новое и относительно мало упроченное действие
заменяется, таким образом, хорошо упроченным стереотипом.
5. Какой нейропсихологический синдром можно выделить у данного
больного?
У больного Д., 25 лет, после полученной во время спортивной
тренировки черепно–мозговой травмы утратилась способность различать
людей по голосу, узнавать музыкальные мелодии и снизилась
чувствительность на левой стороне тела. В отделении неврологии, куда он
был доставлен, при проведении нейропсихологического исследования
обнаружены следующие нарушения: а) снижение тактильной
чувствительности преимущественно на левой руке, проявившееся в пробах
на локализацию точки прикосновения, Ферстера и при переносе поз слева
направо, б) трудности при воспроизведении простых ритмов обеими руками, в) невозможность дифференциации индивидуальной принадлежности голоса, в) избирательное узнавание бытовых шумов. 6. Какие нейропсихологические синдромы можно выделить у данной больной? Больная З, 52 лет, заметила, что ей стало трудно распознавать голоса звонивших по телефону людей. Одновременно она перестала различать доносившиеся до нее шумы и звуки, хотя слышала их достаточно отчетливо. Кроме того, появились трудности пространственной ориентировки: она не всегда находила дорогу домой, так как шла в противоположную от него сторону. Ранее подобного рода нарушений у З. не отмечалось. Она обратилась за помощью к невропатологу, была госпитализирована в неврологическое отделение, где ей проведено нейропсихологическое исследование. В ходе исследования выявились: а) трудности при воспроизведении простых ритмов обеими руками, б) невозможность дифференцировки половой и индивидуальной принадлежности голоса, в) избирательное узнавание бытовых шумов, г) трудности ориентировки в реальном и формализованном пространстве.
1
Практическое занятие 2
Тема 12. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга
Задание № 1.
Напишите эссе по одной из тем по Вашему выбору:
1. Различный вклад левого и правого полушарий мозга в мозговую организацию каждой психической функции.
2. Роль лобных долей в формировании высших психических функций.
3. Высшие психические функции как результат работы мозга как целого.
4. Горизонтальная и вертикальная организация мозга как субстрата психических процессов.
5. Синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга.
6. Синдром «расщепленного мозга» 7. Синдромы поражения срединных комиссур мозга. 8. Синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур (базальные ганглии). Задание № 2.
Определите симптомы и синдромы в ситуативных заданиях:
Ситуационное задание 1 Больная, увидев на столе журнал с фотографией тигра в клетке, убежденно заявляет: «Все понятно. Специально положили эту картинку, чтоб подсказать, что скоро переправите меня в тюрьму». Другой больной, увидев на одной из студенток желтую кофточку, со злобой стал кричать преподавателю: «А, я знаю, вы нарочно привели ее сюда, чтоб всем студентам стало известно о моей импотенции, вы же знаете, что желтый цвет об этом сигнализирует».
Ситуационное задание 2 Больная, страдающая много лет последствиями перенесённой травмы черепа, целыми днями лежит в постели, ни к чему не проявляя
2
никакого интереса. Остается такой же безучастной и при посещении ее
родителями, никак не прореагировала на сообщение о смерти старшей
сестры. Оживляется только тогда, когда слышит из столовой звон
расставляемой посуды или видит в руках посетителей сумку с
продуктами, причем реагирует уже не на то, какую домашнюю еду ей
принесли, а в каком количестве.
Ситуационеое задание 3
Больная эпилепсией, желая сообщить врачу об очередном припадке,
описывает свое состояние следующим образом: «Так вот, когда я встала, п.
пошла умываться, полотенца еще не было, его наверное, Нинка-гадюка взяла,
я ей это припомню. Пока я полотенце искала, уж на завтрак надо было идти,
а я еще и зубы не чистила, мне няня говорит: «Иди скорее», а я ей про
полотенце, тут как раз и упала, а что потом было, не ПОМНЮ»!
Ситуационное задание 4
Больного, страдающего тяжелой формой церебрального
атеросклероза, спрашивают, где он лечится. Больной отвечает: «В больнице
имени. Соловьева».— «Сколько времени вы здесь?» — «Больница
Соловьева».— «Ваша специальность до болезни?» — «Больница
Соловьева». — «Чем вы сегодня занимались?» — «Больница Соловьева».
Задание № 3
Проведите нейропсихологическое обследование двигательных
нарушений с применением следующих диагностических проб (тестов),
направленных:
— на локализацию прикосновения;
— на кожно-кинестетическое чувство;
— на узнавание объектов на ощупь;
— проба Ромберга;
— простая и сложная сенсомоторная реакция.
Результаты обследования напишите в виде заключения.
3
Задание № 4
Проведите нейропсихологическое обследование нарушения внимания с применением следующих диагностических проб (тестов):
— корректурная проба Бурдона;
— проба счет Крепелина;
— таблица Шульте
— красно-черная таблица Горбова.
Результаты обследования напишите в виде заключения.
Задание № 5
Проведите нейропсихологическое обследование нарушения эмоционально-личностной сферы и сознания с применением следующих диагностических проб (тестов):
— оценка общего психоэмоционального фона;
— опросник Спилбергера-Ханина для оценки тревожности;
— цветовой тест Люшера;
— метод свободных ассоциаций.
Результаты обследования напишите в виде заключения.
Задание № 6
Проведите нейропсихологическое обследование нарушения мышления с применением следующих диагностических проб (тестов), направленных на:
— понимание сюжетных картин;
— решение простых арифметических задач;
— заканчивание фраз;
— подбор аналогий;
— трактовка смысла пословиц;
Результаты обследования напишите в виде заключения.
4
Задание № 7
Проведите анализ локализации нарушений внимания в отделах головного мозга. Поставьте знак + в соответствующих клетках таблицы.
Симптомы,
диагностические признаки
Отделы мозга
продолго-ватый и средний мозг
диэнце-фальные и лимби-ческие
лобные медио-базальные
корковые
передние
задние
П Л
П Л
П Л
Модально-неспецифические нарушения внимания:
1) Непроизвольный уровень:
Угнетение, угасание ориентировочного рефлекса
Неугасание ориентировочного рефлекса на часто предъявляемый стимул
Нарушение избирательности (нарушение реакций на раздражители, входящие в систему ориентировочных рефлексов и инстинктов)
2) Произвольный уровень:
Трудности концентрации
5
внимания
Растормаживание ориентировочных реакций («полевое поведение»)
Возможность компенсации через мотивацию, речевой контроль и организацию деятельности
Флуктуация, нестойкость внимания
Модально-специфические нарушения внимания:
Игнорирование одного из двух стимулов одной модальности, предъявляемых билатерально, при сохранном восприятии их по отдельности