Управление коммуникациями (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Управление коммуникациями (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо выполнить одно любое (по усмотрению студента) практическое занятие: Практическое занятие. Тема 1. Теория коммуникации. Основные понятия Практическое зантятие. Тема 2. Коммуникационный процесс
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме 1.
Теория коммуникации основные понятия
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень
вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также
ряд заданий, решение которых Вам поможет научиться применять
полученные знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование
План занятия. Занятие включает в себя:
1) вопросы по теме: Теория коммуникации основные понятия.
2) задачи по теме работы: Теория коммуникации основные понятия.
3) ситуационные задания
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию коммуникация.
2. Раскройте основные понятия: коммуникация, общение,
информация, информационный обмен.
3. Дайте характеристику коммуникации как процессу.
4. Раскройте объект и предмет управления коммуникациями.
5. Назовите отличие понятий общение и коммуникация.
Задачи
№ 1. Прокомментируйте следующие высказывания: «Молчат гробницы,
мумии и кости, – лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом
погосте, звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья ! Умейте же
беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный –
речь» И. А. Бунин « Слово ».
«Всякий, кого занимает вопрос, почему у каждого человеческого
сообщества свое миропонимание, как последнее воспринимается,
сохраняется и становится общим достоянием, должен прислушаться к речи,
правящей этим сообществом, прислушаться к разговора» Майкл Моэрман «
Говорящая культура »
№ 2. Прочитайте письмо, посланное редактором одной из пекинских
газет британскому журналисту, и ответьте на вопросы:
1) Какова была коммуникативная цель высказывания?
2) Чем характеризуется речевой стиль данного письма?
3) Является ли он типичным для китайской деловой коммуникации?
4) Как, по вашему мнению, воспринял ответ редакции журналист?
5) Предположите возможную интерпретацию этого сообщения
представителями русской, японской и немецкой лингвокультур.
«Мы прочитали Вашу рукопись с безграничным наслаждением. Но если
бы мы напечатали Вашу работу, то лишили бы себя возможности в будущем
публиковать работы более слабого уровня. Поскольку представляется
совершенно исключённым увидеть что-либо равноценное в ближайшее
тысячелетие, мы, к нашему глубочайшему сожалению, вынуждены
отклонить Вашу божественную рукопись. Мы приносим тысячу извинений и
просим снисхождения за нашу неосмотрительность и боязливость ».
№3. Прочитайте текст и объясните причины расхождения информации
на « входе » и « выходе », используя свои знания о механизмах
коммуникации: «09.01.1991 министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз и
госсекретарь США Джеймс Бейкер встретились в Женеве, чтобы в последний
раз попытаться найти компромисс и избежать войны. Рядом с Азизом сидел
брат иракского президента Саддам Хусейн. Бейкер в ходе переговоров
использовал только вербальный канал коммуникации, не учитывая
особенностей использования паралингвистических средств коммуникации в
арабской культуре. Он четко и ясно заявил, что США атакуют Ирак, если тот
не выведет свои войска из Кувейта. Однако члены иракской делегации
больше внимания уделили не тому, что он сказал, а тому, как это было
сказано, и пришли к выводу о том, что американцы своей угрозы не
реализуют. В Багдад было передано следующее: «The Americans will not
attack. They are weak. They are calm. They are not angry. They are only talking» (
букв. « Американцы атаковать не будут. Они слабы. Они спокойны. Они не
сердиты. Они только говорят »). Через 6 дней американцы начали операцию
«Буря в пустыне », унесшую жизни 175.000 человек».
№4 Социальный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, общение —
категория более широкая, чем коммуникация, она предлагает выделять в
структуре общения три взаимосвязанные стороны первые две из них это:
1. коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая
заключается в обмене информацией между общающимися индивидами;
2. интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия
между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями,
но и действиями;
Назовите третью сторону общения, раскройте ее функции.
Ситуационная задача:
Прочтите отрывок интервью Доменика Гаултиери (ЮАР ), начальника
Управления рынков и акций Альфа Банка, газете « Мир Аэрофлота » ( No 9,
2000). Обсудите те позиции, которые занимают авторы материала с точки
зрения русской культуры. Найдите собственные выдержки статей из газет и
журналов с описанием особенностей быта русских и иностранцев. Какое
отношение к ним заложено в этих текстах?
Вопрос: Какими чертами должен обладать российский банк, чтобы
вызвать доверие у западных партнеров?
Ответ: Когда я несколько лет назад работал здесь с российскими
банками как иностранный инвестор, я очень ценил три вещи. В первую
очередь, профессионализм людей, которые имеют опыт и которым не надо
по десять раз все объяснять. Во-вторых, есть известная фраза, что время –
деньги, и я всегда ценил, когда люди серьезно относились к тому, что они
делают. И третье, я бы сказал, это желание делать все правильно с первого
раза и со скрупулезной точностью. Западные бизнесмены стараются иметь
дело с такими компаниями, которые наиболее профессиональны и открыты к
общению.
Вопрос: Что нового с вашим приходом сделано в Альфа Банке для того,
чтобы он стал предприятием с привычным западному человеку уровнем
ведения дел?
Ответ: Я здесь всего два месяца, так что нельзя говорить о том, что я
что-то кардинально изменил за это период. Я думаю, что руководитель
должен не спешить и правильно оценить ситуацию. Но сразу я понял, что
бизнес в России делается на доверии и на личных контактах, а на Западе
многое делается с людьми, которых ты никогда не видел и, скорее всего,
никогда не увидишь, по телефону и другим средствам связи. Таким образом,
многое зависит от хорошей подготовки информационной и
документационной базы, потому что кроме работы с российскими
инвесторами мы должны иметь все необходимые документы для работы с
инвесторами разных стран, от Америки до Японии. Так что мы занимаемся
тем, чтобы установить такие правила игры, которые позволят нам
сотрудничать со всеми.
Вопрос: Скажите как работодатель, чем русский работник отличается от
западного в позитивном и в негативном плане?
Ответ: Я не готов принять ваш тезис, что есть русская манера бизнеса и
западная. Но если уж обобщать эти различия, то я бы сказал, что российские
сотрудники очень хваткие. Им не надо объяснять по три раза, они сразу
поймут суть дела и уже готовы применять новое на практике. У них есть
стремление к освоению навыков, идей и знаний. Это очень заметно и
хорошо. А что касается отрицательной характеристики, единственное, что я
могу сказать, это то, что они часто недооценивают свои способности,
считают, что они не могут что-то делать, когда у них есть для этого все
необходимое. Но в России я нашел коллег, с которыми легко вести дело.
Вопрос: В России говорят, что существует два метода воздействия: кнут
и пряник. Вам какой ближе?
Ответ: Я думаю, пряник должен быть всегда на виду, но в то же время
люди должны понять, что на всякий случай кнут у тебя всегда за спиной.
Вопрос: Какие наиболее приятные и наиболее неприятные черты
русского характера вы здесь для себя открыли?
Ответ: Сложный вопрос. Я здесь не делю людей: русский или нерусский.
Для меня есть друг, знакомый, незнакомый и т. д. Но одна черта, которая мне
одновременно и нравится и не нравится – это тенденция впадать в крайности
и стремление делать всё на 120 процентов, считая, что одна бутылка хорошо,
две лучше, а три – тем более. Но крайность имеет и положительное
выражение – в любви, щедрости, отношениях, дружбе.
Вопрос: А дружеские отношения на работе вам не мешают? У вас же
наверняка на работе есть друзья? Они не злоупотребляют вашим хорошим к
ним отношением или, может быть, вы сами делаете им какие-то поблажки?
Ответ: Нет, по блату люди в моём управлении не работают. Я считаю,
что дружба не должна мешать ни в коем случае нашей работе. Бизнес есть
бизнес. А у нас очень серьёзный бизнес. И все к этому серьёзно подходят.
Дружеские отношения создают более приятные условия труда, но труд
остаётся
Практическое занятие 2 по теме 2.
Коммуникационный процесс
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень
вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также
ряд заданий, решение которых Вам поможет научиться применять
полученные знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование
Задание 1
Развитие информационных технологий привело к «виртуализации»
отношений людей. В глобальных сетях возникают временные и относительно
постоянные группы «по интересам». Чем такие образования отличаются от
реальных групп? Как в них происходят процессы формирования отношений,
групповых норм, сплочения? Как отражается в этих процессах анонимность
их участников?
Задание 2
Рассмотрите ситуацию, определите тип данной группы, социальный
статус и роли членов групп, а также групповые нормы.
В лицее сразу же обнаружились шалуны. Бесстрастный вид и
медлительная походка выдавали их. Таков был Данзас, белобрысый,
сумрачный, со вздёрнутыми бровями, вздёрнутым носом и торчащим на
затылке вихром. Он был внимателен и, видимо, выжидал случая.
Таков же был Броклио, француз, жирный, чёрный, с ястребиным носом.
Видно было, что они в лицее покажут себя. Позвали к чаю. Все сидели,
поглядывая друг на друга искоса, исподлобья. Тот высокий, кого звали
Кюхельбекером, был неловок: пролив чай, он побледнел и дёрнулся. Шалуны
быстро и молча обменялись взглядом, Пушкин понял, что участь высокого
была решена.
К его удивлению, вскоре таким же взглядом многие посмотрели на
него: в забывчивости он сел, поджав ногу под себя, как часто делывал дома.
Матушка тщетно старалась отучить его от этой дурной привычки. Пушкин
почувствовал, как нога его тяжелеет, но досидел до конца и выдержал общие
взгляды. Он решил не сдаваться. (Тынянов Ю.Н. Пушкин. – Саратов, 1988).
Задание 3
Рассмотрите определения понятия «общение». Какое из них вы считаете
наиболее точным? Обоснуйте свой ответ.
1) Общение – это процесс передачи информации от одного субъекта к
другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов.
Целью общения выступает достижение взаимопонимания (Ковалёв А.Г.).
2) Общение есть взаимодействие людей, а передача информации является
лишь необходимым условием, но не сутью общения (Леонтьев А.А.).
3) Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является
обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для
установления взаимоотношений между людьми (Бодалёв А.А.).
4) Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми
как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического
контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен
эмоциями (Руденский Е.В.).
5) Общение может выступать в одно и то же время и как процесс
взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение
людей друг к другу, как процесс их влияния друг на друга, и как процесс их
взаимного переживания и взаимного понимания друг друга (Парыгин Б.Д.).
Задание 4
Маму называли «крепким специалистом». Это определение очень к ней
подходило. Всегда собранная, одетая скромно, но безупречно, с иголочки,
мама была человеком волевым и «с убеждениями». Бездумно мама не
бросала слов ни на ветер, ни на безветренную погоду. Она выстраивала
мысли с алгебраической точностью, вынося за скобки все лишнее. И почти
никогда не меняла свои твердые точки зрения на какие-либо точки с
запятыми или многоточиями. Мама всюду была как бы при исполнении
служебных обязанностей.
Даже заводские трубы, мне казалось, в ее присутствии дымили
застенчиво, не в полную силу. А курить вообще никто не решался. (Алексин
А. Г. Раздел имущества. 1979).
Вопросы.
Какие личностные свойства героини говорят о её профессии?
Можно ли увидеть в её характеристике профессиональные деформации?
Обоснуйте свой ответ.
Задание 5
Начальника отдела контроллинга В. И. Попова подчинённые уважают и
побаиваются. Он редко кого хвалит, даже если и есть за что. Если
подчинённые проявляют активность, демонстрируют положительные
результаты деятельности, чаще всего такие попытки остаются без внимания.
При этом В. И. Попов может иметь и положительное мнение о
работнике. Только считает, что высказывать положительные оценки в слух –
значит дать повод подчинённому «зазнаваться». Он как будто ждёт, что вот-
вот такой работник допустит ошибку или провинится, тогда получится, что
похвала досталась не достойному.
Вопросы.
Какой тип власти не использует данный руководитель?
Как такое поведение руководителя может влиять на взаимоотношения в
коллективе?
Задание 6
Начальник отдела несколько раз делал замечания сотруднику, который
периодически опаздывает на работу. Затем назначил ему время для
индивидуальной беседы, чтобы высказать свои претензии. Но в назначенное
время сам не пришёл, опоздав на 20 минут. Подчинённый же пришёл
вовремя.
Вопросы.
Каковы должны быть действия руководителя:
– извиниться за опоздание и высказать претензии по поводу трудовой
дисциплины работника;
– отложить встречу, сославшись на занятость;
– спросить работника о его ощущениях, когда недисциплинированность
других отражается на нём самом.
Обоснуйте ответ. Исходя из своего выбора, опишите личностные качества
руководителя.