История отечественной литературы (6/6)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету История отечественной литературы (6/6)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Особые условия
Практические задания по дисциплине «История отечественной литературы 6/6» выполняются в форме письменных ответов на задания, приведённые в файлах Практическое занятие 1 и Практическое занятие 2.
Необходимо выполнить задания ОДНОГО Практического занятия – по выбору студента: 1 ИЛИ 2.
Страницы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).
Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5ный межстрочный интервал.
Оригинальность текста представленных ответов на задания – не менее 60 %.
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с полными текстами художественных произведений, а также рекомендуемой литературой. Обратите внимание на примеры рассуждений при ответе на вопросы, которые приводятся в файлах с практическими заданиями.
Практическое занятие 1 включает два задания – необходимо выполнить оба задания:
Задание 1. Доклад о жизни и творчестве одного из поэтов «шестидесятников» (в письменной форме).
Задание 2. Письменный анализ стихотворения (поэзия «шестидесятников»).
В среднем ответ на каждое задание составляет 3 – 4 тыс. знаков с пробелами.
Практическое занятие 2 включает два задания – необходимо выполнить оба задания.
Задание 1. Доклад о жизни и творчестве одного из отечественных драматургов 1980 – 1990х гг. (в письменной форме).
Задание 2. Письменный анализ драмы А.В. Вампилова «Утиная охота» (см. схему анализа в задании).
В среднем ответ на каждое задание составляет 3 – 4 тыс. знаков с пробелами.
Выполняются задания одного занятия на выбор студента:
1 – «Тема 36. Поэзия 1960х» ИЛИ 2 – «Тема 40. Драматургия 1980 – 1990х».
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие №1 к теме 36
«Поэзия «шестидесятников»: основные темы лирики, особенности
поэтического языка (Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский и др.)»
Аннотация: целью занятия является знакомство с поэтическим
наследием «шестидесятников».
План занятия:
1. Обобщенная теоретическая характеристики поэзии
«шестидесятников»
2. Выступления студентов с небольшими сообщениями, посвященными
жизни и творчеству конкретных поэтов (на выбор: Е.А. Евтушенко,
А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Б.Ш. Окуджава, Ю.И. Визбор,
Б.А. Ахмадулина, Ю.П. Мориц, А.А. Галич, Н.Н. Матвеева, Ю.Ч. Ким).
3. Письменный анализ одного стихотворения (на выбор: «А снег идет, а
снег идет…» Е.А. Евтушенко, «По улице моей который год…»
Б.А. Ахмадулина, «Эхо любви» Р.И. Рождественский).
1. Обобщенная теоретическая характеристики поэзии
«шестидесятников»
Период «оттепели» в литературе отмечен расцветом поэзии. Во многом
это связано с тем, что в это время пробудились мечты об обновлении
советского общества, об изменении жизни к лучшему, о возвращении к
высоким идеалам коммунизма. Очевидно также, что новый голос поэзии
обрела и благодаря тому, что ослабло давление системы на личность,
появилась возможность говорить о многом, что раньше было под запретом.
Романтический настрой молодых авторов, за которыми закрепилось
название «шестидесятников», особенно ярко проявился в творчестве таких
поэтов, как Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений
Евтушенко, Белла Ахмадулина и др.
Поэты этого периода активно выходили к слушателю, читали свои
произведения перед публикой. Общим мотивом творчества поэтов-
«шестидесятников» явился страстный эмоциональный порыв, стремление к
освобождению от теней прошлого и воплощению в жизнь светлых идеалов.
Высокий эмоциональный накал гражданской лирики стал одной из
главных особенностей поэзии «шестидесятников». Реакция поэтов на
события в стране и мире стала независимой от официальной идеологии.
Поэзия отражала наиболее естественные духовные потребности личности –
не приспосабливаться к чему бы то ни было, а сохранять верность
собственным идеалам, быть самим собой. Более того, в поэтических строках
все чаще звучало требование и к руководству страны, и к обществу – не
отступать от нового курса.
«Шестидесятники» романтизировали революцию и коммунизм,
нередко использовали в своем творчестве соответствующие символы.
Утопические идеалы, пронизывающие «оттепельную» поэзию, выступали
своего рода религией.
Разоблачение сталинских репрессий не могло не найти отклика в
литературе и, естественно, в поэзии, в которой зазвучало и негодование по
поводу преступлений режима, и ликование ввиду возврата на путь к
светлому будущему. В тот период многие искренне верили, что жизнь страны
и людей принципиально изменится, что создание справедливого общества
уже близко.
Для поэзии «шестидесятников» характерны риторизм, использование
довольно прозрачных аллегорий. Зачастую используется прямая декламация,
хотя многое угадывается скрытым текстом. В целом же поэзия этого периода
пронизана жаждой перемен, свежих веяний.
Необходимо отметить, что 60-е гг. XX в. были довольно
противоречивыми, и эти противоречия нашли отражение в поэзии. В тот
период идеалы коммунизма каким-то образом сочетались с
индивидуалистическими ценностями. Однако в 70-х гг. это шаткое
равновесие постепенно разрушалось, преобразуясь в противостояние.
Руководство страны резко ограничивало социальную активность поэтов,
многие лишились возможности выступать перед публикой. Менялась и
аудитория: она взрослела и теряла прежние иллюзии. Естественно, эти
изменения находили отражение в творчестве поэтов.
2. Выступления студентов с небольшими сообщениями,
посвященными жизни и творчеству конкретных поэтов (на выбор: Е.А.
Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р. И. Рождественский, Б.Ш. Окуджава,
Ю.И. Визбор, Б.А. Ахмадулина, Ю.П. Мориц, А.А. Галич, Н.Н. Матвеева,
Ю.Ч. Ким)
Задание 1. Представьте заранее подготовленные доклады.
3. Письменный анализ одного стихотворения (на выбор: «А снег
идет, а снег идет…» Е.А. Евтушенко, «По улице моей который год…»
Б.А. Ахмадулина, «Эхо любви» Р.И. Рождественский)
Задание 2. Проанализируйте одно из стихотворений, используя
представленный ниже план.
План анализа лирического произведения:
1. Название стихотворения, его автор.
2. Время написания, дополнительная информация (кому посвящено, с
какими событиями связано и т.п.).
3. Особенности жанра (монолог, исповедь, послание, завещание и т.д.)
4. Содержание произведения (тематика, основная мысль, чувства,
которые передаются в стихотворении, ощущения, которые оно вызывает при
прочтении),
5. Структура произведения (основные образы, основные
изобразительные средства, речевые особенности, стихотворный размер,
рифма, звукопись, строфика).
Некоторые рекомендации по анализу стихотворения:
Следует отметить, что образ лирического героя является ключевым для
понимания содержания и смысла стихотворения. Поэтому необходимо найти
ключевые слова, выражающие переживания лирического героя.
При изложении содержания стихотворения нужно обратить внимание
на мысли и переживания лирического героя, отметить художественные
средства, посредством которых они передаются.
Также стоит изложить собственное впечатление от произведения,
отметить то, что показалось наиболее важным.
Практическое занятие №2 к теме 40
«Творчество Вампилова как представителя новой волны драматургии.
Образ «безгеройного героя» («Утиная охота»). Новаторство и традиции в
драме 80–90-х гг.»
Аннотация: цель занятия – познакомиться с творчеством драматурга
А.В. Вампилова, а также с особенностями советской драматургии 80–90-х гг.
XX в.
План занятия:
1. Краткий обзор творчества А.В. Вампилова.
2. Устный анализ драмы А.В. Вампилова «Утиная охота».
3. Краткий обзор драматургии 80–90-х гг. XX в.
4. Выступления студентов с докладами о творчестве драматургов 80–
90-х гг. XX в. (Л.С. Петрушевская, А.Н. Соколова, В.И. Славкин, В.К. Арро,
Д.А. Пригов, В.В. Ерофеев и др.).
1. Краткий обзор творчества А.В. Вампилова
Александр Валентинович Вампилов прожил короткую, но творчески
насыщенную жизнь. Он погиб за два дня до своего 35-летия. Писать начал
еще в студенческие годы. Первые его пьесы были одноактными: «Двадцать
минут с ангелом» (1962), «Дом окнами в поле» (1963). Первым крупным
произведением стала комедия «Прощание в июне» (1964), которая получила
одобрение известных драматургов А.Н. Арбузова и В.С. Розова. Другое
название этой пьесы – «Ярмарка»; автор не раз возвращался к ней,
существует много вариантов этого произведения. Другими значимыми
произведениями Вампилова признаны комедия «Старший сын» (1965, первое
название «Предместье»), пьеса «Утиная охота» (1967), драма «Прошлым
летом в Чулимске» (1971, первое название «Валентина»).
Одна из основных мыслей, которую Вампилов развивал в своих пьесах
– то, что случай, незначительное, на первый взгляд, стечение обстоятельств
порой становится самой важной, драматической, поворотной точкой в
человеческой жизни.
Большинство героев Вампилова молоды и кажутся беспечными, пока
не наступает момент, когда необходимо сделать выбор, показать свою
истинную сущность. Особенностью вампиловских пьес является то, что
автор оставляет финал открытым, оставляет за героями возможность
изменить свою жизнь.
Критики отмечали, что Вампилов в своем творчестве продолжил
традиции А.П. Чехова. Самой «чеховской» пьесой принято считать
«Прошлым летом в Чулимске». В этой пьесе в качестве образа-символа
выступает забор палисадника, который постоянно разрушают прохожие и
который упорно чинит главная героиня, хотя все вокруг недоумевают зачем
она это делает.
Вампилов показывает в своих пьесах и новый тип героя времени –
чудак, странный человек, таким героеи можно назвать и Валентину из
пьесы «Прошлым летом в Чулимске».
Помимо темы случая как поворотного момента, важной темой пьес
Вампилова является тема дома, семейного очага как символа мироздания.
Впервые автор затронул эту тему в комедии «Старший сын».
Пьесу «Утиная охота» критики характеризовали как наиболее
мрачную, безотрадную из пьес Вампилова.
2. Устный анализ драмы А.В. Вампилова «Утиная охота»
Задание 1. Проанализируйте пьесу, используя план, представленный
ниже.
План анализа драматического произведения
1. Время создания, вид и жанр произведения (трагедия, комедия, драма,
водевиль, фарс и т.д.).
2. Особенности организации действия (выделены действия, сцены,
акты, явления и т.д.). Оригинальные компоненты (например, «сны» вместо
актов или действий).
3. Действующие лица: особенности имен («говорящие» имена и т.п.);
главные, второстепенные и внесценические персонажи.
4. Особенности конфликта (трагический, комический, драматический;
социальный, бытовой, философский и т.д.).
5. Особенности драматургического действия (внешнее – внутреннее;
«на сцене» – «за сценой», динамическое – статическое и т.д.).
6. Особенности композиции пьесы (основные элементы – экспозиция,
завязка, нарастание действия, кульминация, развязка, финал, эпилог).
7. Особенности диалогов и монологов.
8. Основные темы пьесы и ключевые эпизоды, их раскрывающие.
9. Основные проблемы пьесы, ключевые сцены, в которых они
наиболее остро звучат, авторское видение их решения.
10. Особенности авторских ремарок.
11. Смысл названия произведения.
3. Краткий обзор драматургии 80–90-х гг. XX в.
Творчество Вампилова оказало большое влияние на молодых авторов,
которых со временем стали именовать «новой драматургической волной»
или поствампиловской волной. Неформальным лидером поствампиловской
волны считается Л.С. Петрушевская.
В творчестве драматургов поствампиловской волны возродились
традиции критического реализма. В то же время некоторые авторы заложили
основы постреализма, в котором соединились черты реализма и модернизма.
По сравнению с Вампиловым в их творчестве усилились критические
тенденции. Авторы поствампиловской волны более пристально исследовали
проблематику эпохи «застоя», ее конфликты и душевный настрой. В их
произведениях главным испытанием для героев выступает быт, а не война,
тяжелые болезни или тюремное заключение. Основными проблемами,
оказывающимися в центре внимания драматургов, становятся
безнравственность, отчужденность, одиночество, нехватка любви и
счастья.
Если сравнивать творчество Петрушевской с пьесами Вампилова,
можно отметить следующее. Для пьес Вампилова характерно динамичное
развитие сюжета, между тем как в пьесах Петрушевской сюжет статичен,
герои не действуют, а выясняют отношения. Поэтому именно язык отражает
их психологию, их внутренний облик. Другим отличием пьес Петрушевской
является отсутствие просвета в финале, впечатление, что добиться успеха
может лишь циничный и беспощадный человек.
Основоположниками постмодернистской драмы стали Д.А. Пригов и
В.В. Ерофеев. В своих произведениях они использовали сквозное
цитирование с перекодированием, в результате чего создали новых для
русской литературы персонажей, сконструированных из отсылок к другим
литературным героям, которых нетрудно узнать. Подобные персонажи
демонстрируют эволюцию социальных типов в течение большого периода
времени, показывают главное в коллективном бессознательном.
4. Выступления студентов с докладами о творчестве драматургов 80–
90-х гг. XX в. (Л.С. Петрушевская, А.Н. Соколова, В.И. Славкин, В.К. Арро,
Д.А. Пригов, В.В. Ерофеев и др.)
Задание 2: Представьте заранее подготовленные доклады.