Управление карьерой (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Управление карьерой (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» по данной дисциплине необходимо выполнить 3 любых задания. Студент может выполнить все необходимые задания из одного занятия, а может выбрать по одному заданию из разных практических занятий. При выполнении работы необходимо загрузить 1 файл с 3 заданиями, каждое задание необходимо подписать. Например, «практическое занятие 3, задание 2» и т.д. В загрузочное окно дисциплины «Ответы на задания по практическим занятиям» Вам необходимо загрузить 1 файл, в котором будет выполнено 3 задания.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме «Деловая карьера, ее виды и этапы»
Задание 1.
Используя средства массовой информации, проведите анализ востребованности в разрезе специальности «Управление персоналом организации». Приведите не менее трѐх аргументов, почему данная специальность, профессия востребована или недостаточно востребована на рынке труда региона (на выбор студента).
Задание 2.
Используя сеть Интернет найдите три вакансии по специальности «Управление персоналом организации», запишите: название вакансии; название, адрес, контакты предприятия работодателя. Обоснуйте свой выбор.
Задание 3. Выберите из Задания 2 одного из работодателей, найдите в сети Интернет его ИНН и ОГРН. Проанализируйте предприятие работодателя, заполнив таблицу:
Критерии для
анализа
Информация об организации,
предприятии
Рекомендуемые сайты для
получения информации
Полное наименование
организации
https://egrul.nalog.ru/index.html
Сайт организации
Место нахождения юридического лица
https://egrul.nalog.ru/index.html
Сайт организации
Дата регистрации
https://egrul.nalog.ru/index.html
Сайт организации
Основной вид деятельности
https://egrul.nalog.ru/index.html
Сайт организации
Дополнительные виды деятельности
https://egrul.nalog.ru/index.html
Сайт организации
Отзывы об организации
Своевременность выплаты
заработной платы (отсутствие
задолженности по выплате заработной платы работникам)
https://git18.rostrud.gov.ru
https://rostrud.gov.ru/
Определите, не является ли
Предприятие банкротом
https://bankrot.fedresurs.ru/bank
rupts
Своевременно ли работодатель
платит налоги
https://service.nalog.ru/zd.do
Практическое занятие 2 по теме «Управление карьерой в системе развития персонала»
Задание 1.
Тест Дж. Голланда (Дж. Холланда) на определение профессионального типа личности
Назначение теста: методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией профессионального типа личности. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 42 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Методические рекомендации
1. Из каждой пары вам необходимо выбрать одну профессию (таблица 1)
Таблица 1 – Перечень профессий
Вариант А
Вариант В
1) инженер-технолог
1) инженер-конструктор
2) электрорадиотехник
2) врач-терапевт
3) оператор станков с числовым программным управлением
3) кодировщик (обработка информации)
4) фотограф
4) коммерсант
5) спасатель МЧС
5) дизайнер
6) политолог
6) психиатр
7) ученый химик
7) бухгалтер
8) философ
8) частный предприниматель
9) лингвист
9) модельер
10) инспектор службы занятости населения
10) статист
11) социальный педагог
11) биржевой маклер
12) тренер
12) искусствовед
13) нотариус
13) менеджер
14) перфораторщик
14) художник
15) лидер политической партии, общего
движения
15) писатель
16) закройщик
16) метеоролог
17) водитель
17) работник пресс-службы
18) чертежник
18) риэлтор
19) специалист по ремонту компьютеров и
оргтехники
19) секретарь-референт
20) микробиолог
20) психолог
21) видеооператор
21) режиссер
22) экономист
22) провизор
23) зоолог
23) главный инженер
24) программист
24) архитектор
25) работник инспекции по делам
несовершеннолетних
25) коммивояжер (сетевой маркетинг)
26) преподаватель
26) биржевой маклер
27) воспитатель
27) декоратор
28) реставратор
28) зав. отделом предприятия
29) корректор
29) литератор и кинокритик
30) фермер
30) визажист
31) парикмахер
31) социолог
32) экспедитор
32) редактор
33) ветеринар
33) директор (финансовый)
34) автомеханик
34) стилист
35) археолог
35) эксперт
36) библиограф
36) корреспондент
37) эколог
37) актер
38) логопед
38) контролер
39) адвокат
39) директор (глава АО)
40) кассир
40) продюсер
41) поэт, писатель
41) продавец
42) криминалист (баллистик)
42) композитор
2. Обработка результатов
Для подсчета баллов вам необходимо отмечать в своем листке ответов совпадения по шести шкалам таблицы. Чем больше совпадений с одним из шести типов шкал, тем больше ваша предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Вначале отмечаются совпадения по первой шкале и подсчитывается сумма баллов (по числу совпадений), затем по второй и т. д.
I
II
III
IV
V
VI
1а
2а
3а
4а
5а
16а
17а
19а
21а
28а
31а
32а
33а
34а
1в
6а
7а
8а
9а
16в
20а
22а
23а
24а
31в
35а
36а
37а
2в
6в
10а
11а
12а
17в
20в
25а
26а
27а
36в
38а
39а
41в
3в
7в
10в
13а
14а
18а
19в
22в
29а
32в
35в
38в
40а
42а
4в
8в
11в
13в
15а
18в
23в
25в
26в
28в
30а
33в
39в
40в
5в
9в
12в
14в
15в
21в
24в
27в
29в
30в
34в
37в
41а
42в
Итого:
Итого:
Итого:
Итого:
Итого:
Итого:
Интерпретация результатов
I. Реалистический – предпочитает работать с вещами, а не с людьми. Это несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Ориентирован на настоящее, определенное. Занимается конкретными объектами и их использованием (вещи, инструменты, техника). Хорошо приспосабливается к обстановке, пластичен, трудолюбив. В структуре способностей преобладает невербальные, то есть математические. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Предпочитает занятия требующие конкретности, четкости (оператор ПК, техник, шофер, ювелир, автомеханик, фермер, инженер и др.).
Близкие типы: интеллектуальный и конвенциальный.
Противоположный тип: социальный.
II. Интеллектуальный (исследовательский) – ориентирован на труд с идеями и с вещами (объектами). Присуща как пластичность, так и ригидность в действиях. Характеризуется как любознательный, методичный (система в работе), любит работать в одиночку. Отличается целеустремленностью, настойчивостью, терпеливостью. Предпочитает изыскательные профессии (узнать, распознать). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом.
Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для их обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии: метеоролог, научный работник, автор научно-популярных книг и статей, физик, химик, хирург, биолог и др.).
Близкие типы: реалистический и артистический.
Противоположный тип: предприимчивый.
III. Социальный – ориентирован на общение, взаимодействие с другими людьми. Нуждается в контактах, не терпит уединение. Предпочитает работать с людьми, а не с вещами. Ответственен, терпелив, эмпатичен. Развитые вербальные способности, повышенная приспособляемость «пластичность» к меняющейся обстановке. Профессии (сферы деятельности) – обучение, лечение, обслуживание и т. д. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие,
живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.
Рекомендуемые профессии: учитель, преподаватель, психолог, логопед, священнослужитель, врач, продавец др.
Близкие типы: артистический и предприимчивый.
Противоположный тип: реалистический.
IV. Конвенциальный – отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирает такие цели и задачи, которые четко подтверждаются обществом и обычаями. Связан с традиционными видами деятельности – канцелярскими, конторскими. Подход к чему-либо – практичен, стереотипен, он не оригинален. Характерны консерватизм, ригидность, но обладает хорошими навыками общения, а также моторными навыками. Настойчив, практичен, дисциплинирован, добросовестен. Преобладают невербальные способности, прекрасный исполнитель. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.
Рекомендуемые профессии: экономист, кассир в банке, налоговый инспектор, ревизор, оператор ЭВМ, судебный исполнитель, архивариус, бухгалтер, нотариус, библиотекарь и др. Близкие типы: реалистический и предприимчивый. Противоположный тип: артистический.
V. Предприимчивый – выбирает цели и задачи, которые позволяют ему проявить энергию, энтузиазм. Сочетаются импульсивность и холодный расчет.
Наделен как вербальными, так и невербальными способностями, обладает интуицией и навыками эффективного межличностного взаимодействия.
Интересуется различными сферами жизни и деятельности. Предпочитает работать с людьми и идеями. Самоуверен, тщеславен, склонен к авантюризму.
Настойчив в достижении цели, лабилен. Типы темпераментов – холеристический и сангвиник. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Рекомендуемые профессии: руководитель, директор, судья, адвокат, брокер, предприниматель, риэлтор и др.
Близкие типы: конвенциальный и социальный.
Противоположный тип: исследовательский.
VI. Артистический – сложный взгляд на жизнь, гибкость и независимость в принятии решений. Часто свойственен фатализм. Очень чувствителен, не социален, оригинален. Имеет богатое воображение, склонности к творческой деятельности, обладает хорошей интуицией, независим, эмоционален.
Предпочитает занятия творческого характера. Преобладают вербальные способности. Для этого типа характерны исключительные способности восприятия и моторики, высокая чувствительность всех анализаторов. Имеет высокий жизненный идеал, нетривиален. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь,
гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством (писатель, фотограф, музыкант, художник, певец, журналист, архитектор, актер, дизайнер).
Близкие типы: интеллектуальный и социальный.
Противоположный тип: конвенциальный.
Задание 2.
Проведите мини-исследование, цель которого собрать представления людей о карьере: что такое карьера в вашем понимании, ее место в жизни современного человека.
1. Задачи исследования:
− собрать бытовые определения «карьеры»;
− выявить различия в представлениях о карьере двух поколений.
2. Разработайте анкету, включающую в себя необходимые вопросы.
3. Для проведения исследования необходимо сформировать две выборки: молодежь 16-23 лет (старшеклассники и студенты) и взрослые люди 40-55 лет (родители).
4. Проведите опрос.
5. Обработайте анкеты, проведите анализ полученного материала,
интерпретируйте его.
6. Сформулируйте выводы на основе полученных данных, поставьте новые задачи, вытекающие из исследования.
Практическое занятие 3 по теме «Мотивация и демотивация карьеры»
Задание 1.
Ситуационные задачи. Прочитайте ситуации, выберите подходящий/ие вариант/ы ответов. Обоснуйте свой выбор.
Ситуация 1.
В Японии в основе управления организацией лежит феномен группизма.
Долг и обязанность управляющего заключается в том, чтобы формировать атмосферу взаимовыручки, взаимодействия среди подчиненных. Какие, по вашему мнению, из приведенных ниже мер являются наиболее эффективными для культивирования такой атмосферы?
А. Будь то сфера производства или сфера торговли, на предприятии следует создавать своего рода атмосферу соперничества между рабочими группами.
Б. Определить объем работы в рамках предприятия, распределить ее между всеми подчиненными, сделать так, чтобы каждый не выходил за рамки своей компетенции. Одновременно с этим осуществлять руководство таким образом, чтобы гарантировать успешное выполнение работы каждым работником, и чтобы никто не мешал друг другу.
В. Провести неофициальные мероприятия, например, дружеские встречи или экскурсии, в ходе которых работники могли бы с удовольствием и непринужденно пообщаться друг с другом. Наряду с этим надо с помощью собраний и других мероприятий способствовать тому, чтобы работники стали понимать характер работы друг друга.
Методические рекомендации
Для создания атмосферы взаимовыручки, сотрудничества нужно принимать во внимание следующие основополагающие правила:
а) углублять взаимопонимание всех членов организации;
б) устранять элементы антагонизма, столкновения интересов членов
организации и одновременно добиваться согласованности, совпадения этих
интересов путем постановки общей цели.
Ситуация 2.
Управляющие хорошо знают, что в малой рабочей группе значительно
легче добиться единства действий, чем в большой. Почему в малой группе
легче добиться этого единства? Какие из приведенных ниже причин
являются обоснованными?
А. Образ мышления одного человека отличается от образа мышления
другого. Поэтому в малой группе легче найти общую для всех точку
соприкосновения. В большой же группе добиться этого значительно труднее,
поскольку общение в малой группе интенсивнее, чем в большой.
Б. Если группа малочисленна, то в ней легче обеспечить единство
действий. Это связано со стремлением людей к взаимопониманию.
В. В любой группе всегда есть люди, чье мнение расходится с мнением
окружающих. Если группа малочисленна, то, естественно, и меньше таких
людей. Поэтому не требуется затрачивать слишком много усилий на уговоры
таких людей.
Методические рекомендации
Мнения людей, естественно, могут отличаться. Однако данный факт
вовсе не означает, что невозможно найти единую точку соприкосновения.
Если каждый хорошо поймет мнение другого и постарается согласиться с
ним, то появится перспектива достижения согласованности, единства.
Стремление достичь единства с коллегой порождает чувство доверия к нему,
усиливает дух корпоративности, приводит к интенсификации взаимных
коммуникаций.
Ситуация 3.
Чтобы повысить коэффициент полезного действия работников в торговле и на производстве, их вовлекают в соревнование. Какое из приведенных ниже положений, касающихся соревнования, является правильным?
А. Поскольку считается, что человек стремится одержать над другим верх, его следует вовлекать в соревнование.
Б. Соревнования нередко повышают коэффициент полезного действия человека в трудовой деятельности. Однако человек, не имеющий перспективы победить в соревнованиях, постепенно отказывается от них. Соревнования, проводимые в течение длительного времени, не только не повышают, а, наоборот, понижают коэффициент полезного действия работников.
В. В соревновании только часть работников напрягает свои силы, вкладывает душу в работу. Большинство же не меняет привычного для себя трудового ритма. Поэтому соревнование почти не изменяет коэффициента полезного действия работников.
Задание 2.
Кейс «Профессионализм или амбиции»
Прочитайте ситуацию и ответьте на вопросы в конце.
В одной финансово-кредитной организации начальником юридического отдела был назначен молодой (25 лет) человек с незаконченным на тот момент финансово-экономическим образованием. В его подчинении оказались трое специалистов высочайшей юридической квалификации с высоким стажем и большим опытом работы.
Приняли его спокойно и нейтрально. В первый же день в отдел поступил заказ на юридическое обслуживание от очень крупного клиента. Финансово-кредитная организация очень любила своих клиентов, поэтому молодой начальник отдела принял заказ в устной форме и пообещал выполнить его в кратчайшие сроки – к 16 часам этого же дня. И
официальным тоном поручил работу ведущему специалисту отдела, женщине 36 лет. Назовем ее Мария Ивановна. Она кивнула головой и погрузилась в работу. 16.00, затем прошел еще час. Клиент уже оборвал все телефоны. Но на раздраженный вопрос руководителя: «Сколько же можно?» Мария Ивановна спокойно ответила: «Мне на эту работу по инструкции положено 12 часов. Конечно, если вы не хотите получить халтуру. Поэтому завтра в 10.00 она будет у вас на столе». И не было в ее голосе ни тени раздражения.
Попытки поручить работу двум другим сотрудникам вообще успехом не увенчались: одна сотрудница сослалась на более низкую квалификацию, а второй коллега заявил, что кроме Марии Ивановны никто не сделает работу для столь крупного клиента на должном уровне. Начальник отдела сорвался и позволил себе гневные высказывания в адрес сотрудницы. После чего отлучился на время. На коллектив отдела его вспышка не оказала никакого воздействия, только вызвала улыбки.
Вопросы:
1. Как можно охарактеризовать данную ситуацию с точки зрения отношений нового руководителя с починенными ему сотрудниками?
2. Можно ли назвать поведение молодого руководителя «грамотным»? Почему?
3. Как можно оценить отношение руководителей этой организации к сотрудникам описанного подразделения? В чем ошибка руководства?
4. Укажите на ошибки начальника юридического отдела.
Практическое занятие 4 по теме «Планирование карьеры персонала в организации»
Задание 1. Решение ситуационных задач.
Ситуация 1. Вы находитесь в поиске работы. На очередном конкурсном отборе Вам предлагают заполнить анкету. В графы «Ф.И.О.», «Пол», «Профессия» Вы вписываете свои данные автоматически, а вот под графой «Цель» Ваша авторучка «замерла». Сформулируйте цель так, чтобы Вы прошли отбор и заинтересовали работодателя.
Ситуация 2. Вам предлагают повышение. Новая должность выше оплачивается и весьма престижна. Но Вы не знаете, будет ли эта работа доставлять Вам удовлетворение, более того, предполагаете, что не будет. Как Вы поступите?
Ситуация 3. По предложенным ниже характеристикам определите тип руководителя, специалиста. На какой участок его лучше направить?
Вариант А:
− обладает большим опытом работы и практическими знаниями;
− хорошо ориентируется в вопросах бизнеса;
− разбирается в различных технических вопросах, легко ориентируется в технической документации;
− хорошо знает парк имеющегося на предприятии оборудования;
− хорошо знаком с организацией и планированием производства.
Вариант Б:
− имеет представление об учете и отчетности на своем участке работы,
знает, откуда можно получить необходимую справку;
− знает основные вопросы финансирования и кредитования;
− имеет необходимые экономические знания;
− имеет представление о проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации;
− не умеет реально оценивать возможные последствия различных нормативных актов и управленческих решений, не может просчитывать их на несколько шагов вперед.
Вариант В:
− в целом справляется с планированием работы;
− нерешителен, иногда не может своевременно принять необходимые решения;
− обладает хорошими навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы.
− достаточно разумно действует при производственном сбое;
− не умеет использовать возможности стимулирования деятельности подчиненных.
Ситуация 4. Вам предлагается выбрать себе заместителя из кандидатов, которые отличаются следующими особенностями во взаимоотношениях с вышестоящим начальством.
Первый кандидат сразу соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнять все его задания.
Второй претендент может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.
Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контактах.
Четвертый кандидат очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.
Практическое занятие 5 по теме «Развитие карьеры персонала в организации»
Профессиограмма – это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии.
Методика «Матрица выбора профессии» разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Работа с данной методикой поможет уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Методика есть в приложении к «Практическое занятие 5».
Задание 1.
Определите перечень подходящих профессий с учетом своих возможностей, требований профессии и рынка труда с использованием методики «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной. Проанализируйте свои результаты с выбранной и осваиваемой Вами специальностью.
Задание 2.
Опираясь на Виды и Сферы труда из методики «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной, придумать 2 новые профессии, которые могут появиться в ближайшем будущем на рынке труда. Составьте профессиограмму одной из придуманных Вами профессий.
Наименование профессии
Знания и навыки
Профессиональная область
Условия работы
Личностные требования
Медицинские противопоказания
Задание 3.
Составьте профессиограмму своей профессии, специальности.
Практическое занятие 6 по теме «Управление личной карьерой»
Задание 1.
Принципы построения карьерной цели.
Инструкция: выберите одну из ваших профессиональных целей, соотнесите ее с прочитанным и ответьте на вопросы.
Шесть принципов постановки карьерной цели.
1. Привлекательность. Выбор карьерной цели часто связывается с престижностью какого-то положения в общественном мнении. Это условие нужно учитывать, но важно, чтобы это положение было привлекательным в индивидуальном плане. В этом отношении оно должно соответствовать личным интересам, ценностям, представлениям. Такой выбор цели помогает увлечься ею и, следовательно, легче преодолевать трудности «черновой» работы при движении к ней.
Контрольный вопрос: Вам очень нравится то, что вы выбрали в качестве своей карьерной цели?
2. Реальность. Начинающий работник не ставит целью должность министра отрасли или руководителя департамента. Реальнее цели профессионального продвижения и развития способностей к исполнению ближайшей в организационной иерархии должности.
Контрольный вопрос: Вы знаете, какую должность сможете занять как молодой специалист, получив профессиональное образование? Она Вам нравится? Видите, каким может быть следующий профессиональный шаг?
3. Последовательная близость. Дальность целей рассеивает устремления. Разбивка движения по этапам концентрирует усилия. Последовательная постановка задач приближает конечную цель.
Контрольный вопрос: Вы видите этапы в достижении своей профессиональной цели? Вы знаете, что уже сегодня нужно сделать для продвижения по выбранному пути?
4. Прогрессивность и последовательность. Каждая из последующих
подцелей должна предполагать наращивание способностей и возможностей.
Если цель достигнута рывком, без обеспечения готовности к освоению
нового положения, карьерный процесс теряет устойчивость.
Контрольный вопрос: Вы понимаете, какие знания, опыт и
способности потребуются от Вас при получении профессионального
образования?
5. Возможность корректировки цели. В процессе продвижения могут
меняться его мотивы. Двигаться к цели, жестко ориентируясь на исходные
мотивы – насилие над собой и торможение карьерного процесса.
Контрольный вопрос: Вам достаточно легко отказаться от
задуманного, когда на полпути к достижению цели Вы разочаровались в
результате?
6. Возможность оценки результативности. Цель должна быть
формализована и предполагать критерии оценки ее достижения. Соотнесение
полученных результатов с поставленной ранее целью – основа оценки
эффективности и дальнейшего планирования карьерного движения.
Контрольный вопрос: Ваши профессиональные цели имеют
качественно-количественные показатели? Их можно измерить?
Комментарий:
Если на все вопросы дан положительный ответ, стоит задуматься,
действительно ли вы объективно оцениваете сложившуюся ситуацию. Не
слишком ли идеально? Если на все вопросы дан отрицательный ответ,
подумайте, а действительно ли Вы хотите достичь заявленную цель. Может
быть это не Ваша цель?
Если положительные и отрицательные ответы чередуются, скорее
всего это реальная карьерная цель.
Процесс постановки цели для построения карьеры включает в себя
три основные фазы:
-Фаза № 1 – нахождение целей: «Чего Я хочу?» (цели должны быть ясными).
-Фаза № 2 – ситуационный анализ: «Что Я могу?» (регистрация личных ресурсов).
-Фаза № 3 – формулирование целей: «К чему Я приступаю?» (конкретные практические цели с четкими результатами и сроками).
Задание 2.
Самомаркетинг
Информация для задания:
Самомаркетинг – это организация самопродвижения и выгодного представления себя, своих возможностей и навыков целевой аудитории.
Самомаркетинг – процесс, состоящий из двух частей: сосредоточение внимания на себе, своих знаниях, умениях, навыках, личностных качествах; презентация себя в обществе.
Этапы самопродвижения:
Этап 1. Определить свое место на рынке труда, поставить цель в поиске работы.
Этап 2. Заявить о себе через публикации объявлений и резюме в периодических изданиях, на специальных сайтах Интернета, предоставить в офис интересующей компании информацию о себе.
Этап 3. В случае личного контакта или по телефону с потенциальным работодателем представлять себя как специалиста, идеально подходящего к данной должности.
Этап 4. После получения предложения о работе, провести в правильном русле переговоры с целью утверждения для себя выгодных условий работы. Постараться сделать все, чтобы стать хорошим работником.
Инструкция: найти и проанализировать с точки зрения восприятия и самопродвижения профили (не менее 3-х) специалистов вашего направления в социальных сетях, заполнить чеклисты по профилям, сделать выводы.
Чек-лист № …
Социальная сеть:
Специалист:
№
Критерии оценки:
Наличие\отсутствие; плюсы\минусы; ваша оценка
1.
Целевая аудитория
2.
Фотография (соответствие стилю страницы, вызывает ли доверие …)
3.
Имя (отражает ли суть услуги или личный бренд)
4.
Контент (визуальная составляющая: четкость, понятность, естественность; картинки или фото отражают ли тематическую концепцию профиля)
5.
Контент (содержание, стиль, описание услуги, есть ли и какие сведения о квалификации, сфере профессиональной деятельности…)
6.
Общий вывод (вызывает ли доверие, оценка профессионализма и компетентности…):
Практическое занятие 7 по теме «Компетентность в общении и решение проблемы собственного трудоустройства»
Задание 1. Самопрезентация.
Вам позвонили из отдела кадров по присланному Вами резюме и пригласили на собеседование. Подготовьтесь к самопрезентации на должность по профилю Вашей специальности, профессии. При подготовке к встрече с потенциальным работодателем важно ответить себе на следующие вопросы:
Что я знаю о компании?
Что я могу предложить компании?
Какая от меня будет польза?
Почему именно эта компания?
С кем будет проходить собеседование?
Что хочет услышать мой собеседник?
Почему на вакантную позицию должны принять именно меня?
Чаще всего для подготовки используется следующий план:
1. Вступление: представление, установление невербального контакта.
2. Рассказ о себе: возраст, семья, образование, опыт работы, навыки, достижения.
3. Выделите, почему вас заинтересовала данная компания и вакансия, чем вы будете полезны, в чем ваше преимущество (изюминка).
Рекомендации для подготовки рассказа о себе:
Ваш рассказ должен быть логичным и поступательным.
По возможности используйте цифры, факты, подтверждающие вашу компетентность и успех.
Не пересказывайте резюме (его уже изучили до встречи с вами).
Употребляйте глаголы совершенного вида: разработал, внедрил,
выполнил, создал, сделал, предложил, инициировал, наладил, организовал и
др.
Выделите, почему вас заинтересовала данная компания и вакансия,
чем вы будете полезны, в чем ваше преимущество.
От чего стоит отказаться в самопрезентации:
критики в адрес текущей компании, руководства и коллег;
информации, что у вас недостаточно опыта и знаний, но вы быстро
учитесь;
подробного рассказа о личной жизни и увлечениях.
Задание: используя полученную информацию и лекцию, составьте
короткий план самопрезентации для собеседования.
Задание 2. Оценка качества самопрезентации.
Задание выполняется в двух ролях. Сначала выполните задание как
«Соискатель», а затем как «Работодатель». Придумайте вакансию, на
которую работодатель ищет работника, а соискатель хочет трудоустроиться.
«Соискатель» проводит самопрезентацию, а «Работодателем» даѐт оценку,
отмечая «плюсы» и «минусы».
Самопрезентация
«плюсы» «минусы»
Задание 3. Решение модельных ситуаций.
В жизни случаются различные обстоятельства, проведите свою
самопрезентацию исходя из заданных ситуаций. Выберете одну из трех
предложенных ситуаций и опишите свои действия в письменном виде. Ответ
должен быть обоснован.
Ситуация 1
По дороге на собеседование вас окатила машина из лужи грязной водой. Вам пришлось возвращаться домой и переодеться. А дома из официальной одежды у вас больше ничего нет, есть только серый трикотажный костюм. Вы опоздали к назначенному времени, но пришли. Как можно сгладить сложившиеся «отрицательное» впечатление менеджера?
Ситуация 2
С утра Вы готовились к собеседованию, но ближе к назначенному времени у Вас заболел живот. Вы выпили таблетки, но они быстро не помогают. Что Вы предпримете в данной ситуации?
Ситуация 3
У Вас есть особенность организма, Вы начинаете заикаться при сильном волнении. Как пройти собеседование и провести самопрезентацию так, чтобы у менеджера не сложилась «неправильное» впечатление?