Основы журналистской деятельности (3/3)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Основы журналистской деятельности (3/3)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
1. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
2. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
3. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Особые условия
Практические задания по дисциплине «Основы журналистской деятельности 3/3» выполняются в форме письменных ответов на задания, приведённые в файлах Практическое занятие 1, Практическое занятие 2, Практическое занятие 3, Практическое занятие 4.
Необходимо выполнить задания ОДНОГО Практического занятия – по выбору студента: 1, 2, 3 ИЛИ 4.
Страницы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).
Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5ный межстрочный интервал.
Оригинальность текста представленных ответов на задания – не менее 60 %.
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с лекциями, рекомендуемой литературой, а также (в оговорённых случаях) обратиться к материалам средств массовой информации за текущий год.
Практическое занятие 1: включает ответы на контрольные вопросы и два задания.
Ответы на контрольные вопросы: 1-2 абзаца на каждый вопрос (на основе изученных материалов лекций и использованной литературы).
Объём каждого задания: 500 – 1000 печатных знаков, шрифт 14 пт; 1.5 межстрочный интервал.
Методические рекомендации приведены в описании каждого задания. После текста заданий даны перечень рекомендуемых периодических изданий для выполнения анализа и образцы публикаций в жанрах «статья» и «комментарий».
Практическое занятие 2: включает ответы на контрольные вопросы и три творческих задания (следует выполнить из них любые два задания – на выбор студента).
Ответы на контрольные вопросы: 1-2 абзаца на каждый вопрос (на основе изученных материалов лекций и использованной литературы).
Методические рекомендации приведены в описании каждого задания, в том числе рекомендуемый объём текста.
После текста заданий даны перечень рекомендуемых периодических изданий для выполнения анализа и образец публикации в жанре «обозрение».
Практическое занятие 3: включает ответы на контрольные вопросы и три творческих задания (следует выполнить из них любые два задания – на выбор студента).
Ответы на контрольные вопросы: 1-2 абзаца на каждый вопрос (на основе изученных материалов лекций и использованной литературы).
Объём каждого задания: 1,5 – 2 тыс. печатных знаков, шрифт 14 пт; 1.5 межстрочный интервал.
После текста заданий даны перечень рекомендуемых периодических изданий для выполнения анализа и образец публикаций в жанрах «очерк» и «эссе».
Практическое занятие 4: включает ответы на контрольные вопросы и два задания.
Ответы на контрольные вопросы: 1-2 абзаца на каждый вопрос (на основе изученных материалов лекций и использованной литературы).
Объём каждого задания: 1,5 – 2 тыс. печатных знаков, шрифт 14 пт; 1.5 межстрочный интервал.
Задание № 2 включает анализ публикации в жанре «памфлет» и подготовку сравнительной таблицы жанров фельетона и памфлета.
После текста заданий даны перечень рекомендуемых периодических изданий для выполнения анализа и образец публикации в жанре «памфлет».
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 2 по теме 5
«Жанры обозрения, обзора и рецензии»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Как определяется жанр «обозрения» в справочной литературе и
трудах теоретиков журналистики?
2. Каким образом разграничиваются понятия «обозрение» и
«обзор»?
3. К какой группе жанров относится «обозрение» в концепциях
современных исследователей?
4. Назовите жанровые признаки обозрения?
5. В чём сходства и различия обозрения и статьи?
6. Когда в зарубежной и отечественной журналистике появляется
жанр обозрения?
7. Какие виды обозрений выделяются по различным параметрам
классификации?
8. Что в переводе означает слово «рейтинг»?
9. Какие жанровые особенности присущи рейтингу?
10. Какие сходства и отличия между рейтингом и обзором?
11. Когда в зарубежной и отечественной журналистике появляется
жанр «обзор печати»?
12. Какую основную функцию выполнял обзор печати в советской
журналистике?
13. Какие виды современного жанра «обзор СМИ» выделяет
А.А. Тертычный? В чём их специфика?
14. Какие особенности имеет жанр «обзор писем»? Какие функции
выполняет?
15. Дайте краткое определение понятия «рецензия»?
16. Какие жанровые признаки отличают рецензию?
17. К какой жанровой группе относят рецензию современные
исследователи А.А. Тертычный, С.С. Распопова, Л.Е. Кройчик?
18. Какие выделяются жанровые разновидности рецензии?
19. Назовите структуру и основные приёмы подготовки рецензии?
Выполните задания:
Задание 1. Жанр обозрения в современной журналистике.
Найдите в современной прессе (публикация за текущий год) пример
публикации в жанре обозрения.
Какие признаки позволили отнести выбранный текст к данному жанру?
Какой тип обозрения (по тематике, периодичности) иллюстрирует
текст?
Приложите копию (скриншот) анализируемой публикации.
Задание 2. Жанр обзора в современной журналистике.
1. Найдите в прессе (выпуски за текущий год) по одному примеру
публикаций в жанрах обзора СМИ и обзора писем.
По каким жанровым признакам выявлены эти материалы?
К каким разновидностям относятся данные примеры обзора СМИ и
обзора писем.
Приложите копию (скриншот) анализируемых публикаций.
2. Напишите обзор важнейших событий прошедшей недели по
материалам новостных публикаций российских информационных агентств
(ТАСС, REGNUM, «Интерфакс», «Россия сегодня» и др.).
Требования к выполнению задания: объём текста 1,5 – 2 тыс. знаков,
14-й шрифт, полуторный интервал.
Задание 3. Особенности жанра рецензии.
1. Найдите пример текста в жанре рецензии, опубликованного в
рубрике о культуре или в специализированных журналах (о литературе,
кинематографе, театре и др.). К какому виду рецензии относится этот текст,
назовите его жанрообразующие признаки?
Приложите копию (скриншот) анализируемой публикации.
2. Напишите собственную рецензию на недавно прочитанную книгу,
просмотренный фильм или спектакль.
Требования к выполнению задания: объём текста 1 – 1,5 тыс. знаков,
14-й шрифт, полуторный интервал.
Рекомендуемый перечень периодических изданийдля выполнения задания
Газеты:
«Российская газета», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ»,
«Ведомости», «Новая газета», «Независимая газета», «Комсомольская
правда», «Известия», «Литературная газета», «Труд», «РБК daily»,
«Московский комсомолец», «Трибуна», «Новые известия», «Аргументы
недели», «Вечерняя Москва», «Совершенно секретно», «Учительская газета»,
«Финансовая газета».
Журналы:
«Эксперт», «Профиль», «Русский репортёр», «Наука и жизнь»,
«Дилетант», «Популярная механика», «Вокруг света», «Forbes», «Кот
Шрёдингера», «Искусство кино», «Историк», «GEO», «National Geographic»,
«Наука и техника», «Знание – сила», «Россия в глобальной политике»,
«Международная жизнь», «Геополитика и безопасность», «Коммерсантъ-
Власть», «Бизнес-журнал».
Студент может выбрать для поиска и анализа текстов и другие издания,
не вошедшие в список рекомендованных. Можно использовать электронные
версии печатных изданий и интернет-СМИ.
Практическое занятие 3 по теме 6
«Жанры очерка и эссе»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Дайте краткое определение очерка как жанра?
2. Назовите жанровые признаки очерка?
3. С какими причинами связано снижение популярности жанра
очерка в современной журналистике?
4. Какие виды очерка выделяются в современной теории
журналистики? Кратко поясните разницу между ними.
5. Какие сходства и отличия имеются между очерком и жанрами
статьи, обозрения, корреспонденции?
6. Какое определение можно дать путевому очерку?
7. Какие типы произведений можно считать прототипом
путевого очерка в древнерусской литературе?
8. Когда в отечественной журналистике и литературе появляется
путевой очерк?
9. Какие содержательные и структурные особенности характерны
для путевого очерка?
10. Дайте краткое определение эссе как жанра?
11. Назовите жанровые признаки эссе?
12. Кто считается родоначальником жанра эссе в мировой
традиции?
13. Обрисуйте краткую историю развития эссе в отечественной
литературе и публицистике?
14. Какие существуют подходы к классификации эссе?
15. Какие сходства и отличия имеются между эссе и другими
очерковыми жанрами?
16. В чём основные причины распространения эссе и эссеизма в
современной медиасфере?
Выполните задания:
Задание 1. Жанр очерка в современной журналистике.
Найдите в современной прессе три очерка разных видов (путевой,
портретный, проблемный).
Проанализируйте эти тексты (вид очерка, проблематика, жанровые
признаки, язык публикации).
К работе приложите копии анализируемых публикаций (за текущий
год).
Задание 2. Жанрообразующие признаки эссе.
Основоположником жанра эссе считается Мишель Монтень («Опыты»,
фр. «Les Essais»).
Прочитайте хотя бы одну главу из этой книги и на её примере выделите
основные характеристики жанра эссе, приводя иллюстрации из текста.
Задание 3. Жанр эссе в современной журналистике.
Напишите эссе на тему «Есть ли будущее у печатных СМИ»?
Требования к выполнению задания: объём текста 1,5 – 2 тыс. знаков,
14-й шрифт, полуторный интервал.
Практическое занятие 4 по теме 6
«Фельетон и памфлет»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. От какого слова произошло название жанра «фельетон»?
2. Какие значения имеет понятие «фельетон»?
3. Назовите жанровые признаки фельетона?
4. Каково происхождение понятия «памфлет»?
5. Дайте характеристику памфлета как жанра?
6. В чём состоит основное отличие памфлета от фельетона?
7. В чём видятся причины утраты популярности фельетона и
памфлета в современной журналистике?
Выполните задание:
Задание 1. Жанр фельетона в современных СМИ.
1. Найдите в современной журналистике пример публикации в жанре
«фельетона». Какие жанрообразующие признаки определяются в данном
тексте? Какие литературные приёмы использует автор (с примерами).
2. Напишите небольшой фельетон, посвящённый любой актуальной
проблеме.
Требования к выполнению задания: объём текста 1,5 – 2 тыс. знаков,
14-й шрифт, полуторный интервал.
Задание 2. Жанр памфлета в современных СМИ.
1. Найдите в современной журналистике пример публикации в жанре
«памфлета». Какие жанрообразующие признаки определяются в данном
тексте? Какие литературные приёмы использует автор (с примерами).
2. Сделайте сравнительную таблицу жанров фельетона и памфлета,
заполните жанрообразующие признаки (теоретические положения),
проиллюстрировав их примерами из найденных вами публикаций в заданиях
1 и 2. Примеры выделить курсивом.
Жанрообразующий признак Фельетон Памфлет
Предмет отображения ….
Пример:
…..
Пример:
Функциональная
предназначенность
….
Пример:
….
Пример:
Структура ЭВС ….
Пример:
….
Пример:
Способ организации ЭВС ….
Пример:
….
Пример:
Практическое занятие 1 по теме 5
«Жанры статьи и комментария»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Дайте краткое определение понятия «статья»?
2. Какие жанровые признаки характеризуют статью?
3. К какой жанровой группе относят статью современные
исследователи А.А. Тертычный, С.С. Распопова, Л.Е. Кройчик?
4. Какие выделяются жанровые разновидности статьи?
5. Назовите особенности подготовки различных видов статьи?
6. Дайте краткое определение комментария как жанра?
7. Назовите основные жанровые признаки комментария?
8. Какой предмет отображения и функциональная
предназначенность характеризуют жанр комментария?
9. Какие задачи выполняет комментарий?
10. Опишите структуру публикации в жанре комментария?
11. Какие приёмы обычно используются при подготовке
комментария?
Выполните задания:
Задание 1. Жанр статьи в современной журналистике.
Найдите в современной прессе (публикация за текущий год) пример
публикации в жанре статьи.
Определите вид статьи, аргументировав примерами из текста.
Выделите «факты» и «мнения» в тексте статьи (приложите
копию/скриншот публикации).
Задание 2. Жанр комментария в современной журналистике.
1. Найдите в современной журналистике пример текста в жанре
«комментарий», проанализируйте его содержание и структуру.
2. Напишите текст в жанре комментария (до 1 тыс. знаков),
обратившись к эксперту в той или иной области. Ориентируйтесь на
определённое СМИ, в котором теоретически может быть опубликован ваш
материал.
*Примечание: Для подготовки к заданию прочитайте электронные
лекции 1 и 2, посвящённые общей характеристике и технологии подготовки
аналитических жанров, лекции 5 и 8, раскрывающие особенности жанров
статьи и комментарий.
Объём работы: 500 – 1000 печатных знаков, шрифт 14, 1.5
межстрочный интервал.