История отечественной журналистики (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету История отечественной журналистики (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Особые условия
Практические задания по дисциплине «История отечественной журналистики 1/1» выполняются в форме письменных ответов на задания, приведённые в файлах Практическое занятие 1, Практическое занятие 2, Практическое занятие 3 и Практическое занятие 4.
Необходимо выполнить задания ОДНОГО Практического занятия – по выбору студента: 1, 2, 3 ИЛИ 4.
Практическая работа состоит из кратких (один-два абзаца) ответов на контрольные вопросы + одно задание по выбору студента.
Страницы практической работы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).
Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5ный межстрочный интервал (в настройках документа «Абзац»).
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с материалами лекций, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.
Заполните титульный лист по образцу (см. бланк на странице дисциплины).
Нумеруйте практические задания и вопросы (содержание заданий копировать не нужно).
В заданиях, которые предполагают выполнение реферата-презентации в MS Power Point (например, задание в Практическом занятии 2):
необходимо выбрать одну тему для подготовки иллюстрированного реферата-презентации из перечня, приведённого в задании;
сохранить скриншоты презентации в документ Word (можно копировать слайды из ppt в Word).
Задания на подготовку инфографики: созданная Вами инфографика копируется как изображение формата png/jpeg в документ Word.
Практическая работа предоставляется единым документом в формате doc/docx: титульный лист, ответы на вопросы и задание (презентация).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1 по теме 1
«Возникновение периодической печати в России»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Периодизация истории отечественной журналистики: назовите
основные этапы?
2. Что такое «пражурналистика»?
3. Какие формы пражурналистики были представлены в России?
4. Назовите основные особенности рукописной газеты «Куранты»?
5. Какие содержательные и формальные характеристики были
присущи Петровским «Ведомостям»?
Выполните задания:
Задание 1. Периодизация истории печати в России.
Подготовьте инфографику, представив основные этапы и их ключевые
характеристики с использованием изображений, пиктограмм, рисунков и
минимальным объёмом текста.
Методические рекомендации по выполнению задания:
Форма представления готовой работы – 1 изображение в формате png,
jpeg или 1 страница в формате pdf.
Программы для создания коллажей/обработки изображений: Adobe
Photoshop, MS Power Point или программы с аналогичными функциями.
Онлайн-ресурсы и приложения для создания инфографики: некоторые
из них перечислены в статье https://vc.ru/p/infographics.
Инфографика – это «информационная графика», графико-вербальный
способ подачи информации, используемый в журналистике («визуальная
журналистика»), научных и научно-популярных изданиях и др., а также жанр
и результат применения этого способа. Различают статическую и
динамическую (интерактивную) инфографику. На телевидении и в
мультимедийных СМИ широко представлена видеоинфографика.
Инфографика:
Компактно и креативно передаёт знания
Наглядно представляет цифры и другую абстрактную информацию
Лучше усваивается и запоминается
Этапы создания инфографики:
Формулирование цели создания инфографики и определение
аудитории.
Сбор материала по теме.
Аналитика и обработка информации.
Вёрстка – выбирается формат (в зависимости от целей и количества
данных): презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.
Примеры современной творческой инфографики можно посмотреть на
сайте журнала «Инфографика»: http://infographicsmag.ru.
Мультимедийный сайт с подборкой инфографики РИА Новости: http://
www.visualrian.ru.
Задание 2. Формы пражурналистики в России.
Подготовьте инфографику (1 изображение в формате png, jpeg / 1
страница в формате pdf), представив формы пражурналистики,
существовавшие в России, с использованием изображений, пиктограмм,
рисунков и минимальным объёмом текста.
См. методические рекомендации к заданию 1.
Задание 3. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Ознакомьтесь с письмами Ивана Грозного и Андрея Курбского и
составьте сравнительную таблицу, сопоставляя письма двух авторов:
– тематика;
– основные идеи;
– стилистические особенности, средства художественной
выразительности.
Список текстов:
Первое послание Курбского Ивану Грозному
Первое послание Ивана Грозного Курбскому
Второе послание Курбского Ивану Грозному
Второе послание Ивана Грозного Курбскому
Третье послание Курбского Ивану Грозному
[Ознакомиться с текстами посланий и научными комментариями к ним
можно на сайте ИРЛ РАН http://lib.pushkinskijdom.ru (Библиотека литературы
Древней Руси].
Задание 4. Рукописная газета «Куранты»: характеристика издания.
Проанализируйте особенности газеты «Куранты» и заполните таблицу:
Параметры Газета «Куранты»
Кем выпускалась газета
Аудитория
Авторский состав
Содержание, тематика
Основные источники информации
Внешний вид, формат
Периодичность
Тираж
[Подробнее с исследованием русской рукописной газеты и её
материалами можно ознакомиться в изданиях Российской Академии Наук
«Вести-Куранты 1656 г. 1660-1662 гг. 1664-1670 гг.: в 2х частях» и за другие
годы].
Задание 5. Первая русская печатная газета «Ведомости»: история и
характеристика деятельности.
Найдите в электронных архивах выпуск газеты Петровские
«Ведомости» (1702 – 1727) за любой год. Проанализируйте содержание
номера, структуру выпуска, жанровый характер публикаций.
Методические рекомендации по выполнению задания:
Объём работы: 1 стр., 14-й шрифт, 1.5-й интервал.
Заполните таблицу, представленную ниже.
Укажите дату выхода выпуска газеты «Ведомости», который вы
выбрали для анализа.
Параметры Газета «Ведомости»
Дата выхода номера_____________
Кем выпускалась газета
Аудитория
Авторский состав
Содержание, тематика, жанры
публикаций
Основные источники информации
Оформление, иллюстрации, формат
Периодичность
Тираж
Практическое занятие 2 по теме 6
«Журналистика первой четверти XIX в. в России»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое цензура и цензурный устав?
2. Назовите основные положения цензурного устава 1804 года?
3. Основные особенности журналистики первой четверти XIX
века?
4. Охарактеризуйте крупнейшие издания декабристов («Полярная
звезда», «Северные цветы»)?
5. Назовите и кратко охарактеризуйте издания «журнального
триумвирата»?
Выполните задания:
Задание 1. Подготовьте иллюстрированный реферат-презентацию,
используя программу MS Power Point или её аналоги на одну из
перечисленных далее тем, объём 10–15 слайдов, не более 500 знаков на
каждом слайде:
1. Цензурный устав 1804 года и его влияние на развитие отечественной
журналистики.
2. Альманах декабристов «Полярная звезда».
3. Альманах «Северные цветы» А.А. Дельвига.
4. Полемика о литературном языке в журналах начала XIX века, её
политическое значение.
5. Борьба литературных направлений в журналах начала XIX века: полемика
сентименталистов и романтиков с классиками.
6. «Афиши» Ф.В. Ростопчина: проблематика, жанр, историческое значение.
7. Литературные обзоры А.А. Бестужева.
8. Журнал «Вестник Европы»: характеристика деятельности в первой
четверти XIX века.
9. Журнал «Северный вестник» (1804 – 1805): характеристика издания.
10. Журнал «Чтения в беседе любителей русского слова» (1811 – 1816):
характеристика издания.
11. Журналы «Вольного общества любителей словесности, наук и
художеств» (1801 – 1825).
12. Отечественная война 1812 года и её влияние на развитие журналистики.
13. Газета «Русский инвалид»: характеристика издания в первой четверти
XIX века.
14. «Библиотека для чтения» как тип энциклопедического журнала первой
половины XIX века.
15. Фельетоны О.И. Сенковского.
16. Н.А. Полевой – литературный критик.
17. Журнал «Московский телеграф» Н.А. Полевого.
18. Газета «Северная пчела» Ф. Булгарина: типологический анализ.
19. Журнал «Сын Отечества» Н. Греча и Ф. Булгарина: типологический
анализ, основная проблематика.
20. Памфлеты А.С. Пушкина («О записках Видока», «Торжество дружбы, или
оправданный Александр Анфимович Орлов», «Несколько слов о мизинце
г. Булгарина и о прочем»).
21. Деловые газеты первой четверти XIX века: «Санкт-Петербургские
коммерческие ведомости» и др.
22. Театральные журналы первой четверти XIX века как тип издания: общая
характеристика (журналы по выбору студента).
23. Экономические журналы первой четверти XIX века как тип издания:
общая характеристика (журналы по выбору студента).
24. Военные журналы первой четверти XIX века как тип издания: общая
характеристика (журналы по выбору студента).
25. Детские журналы первой четверти XIX века как тип издания: общая
характеристика (журналы по выбору студента).
26. Женские журналы первой четверти XIX века как тип издания: общая
характеристика (журналы по выбору студента).
Методические рекомендации по выполнению задания:
На титульном слайде должны быть указаны: название темы, ф.и.о.
студента и номер учебной группы.
На каждом слайде текст должен сопровождаться тематически
соответствующей иллюстрацией. Кроме рисунков, приветствуется
размещение собственной несложной инфографики (небольшие таблицы,
диаграммы, объекты SmartArt в программе MS Power Point).
Структурируйте текст реферата: используйте заголовки слайдов для
обозначения разделов, маркированные списки для выделения ключевых
тезисов.
На последнем слайде указывается использованная Вами литература (3
– 5 источников): учебники, учебные пособия, научные статьи (не
Википедия). Необходимые материалы вы можете выбрать из списка
рекомендуемой литературы к дисциплине «История отечественной
журналистики», а также найти самостоятельно.
Рекомендуем использовать для поиска статей и авторефератов
диссертаций по выбранной теме такие научные порталы, как
«Киберленинка», «Человек и наука», «Медиаскоп».
Примеры оформления источников, в том числе интернет-ресурсов,
можно посмотреть в том же списке рекомендуемой литературы к
дисциплине.
Практическое занятие 3 по теме 12
«Отечественная журналистика в условиях буржуазно-
демократического государства (февраль – октябрь
2017)»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Какие тенденции характеризуют развитие русской
журналистики на рубеже XIX – ХХ веков?
2. Какие типы газетных изданий были представлены в начале ХХ
века?
3. Назовите основные типы журналов на рубеже XIX – ХХ веков?
4. Кто является автором фельетона «Господа Обмановы»? Где был
опубликован и каковы последствия?
5. Назовите основные изменения в положении печати в период
первой русской революции?
6. Опишите основные характеристики развития журналистики в
период февраль – октябрь 1917 года?
Выполните задания:
Задание 1. Революционная публицистика в 1917 году.
Публицистика В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова,
В.М. Чернова. М. Горького в 1917 г.
Выполните анализ идейно-тематического содержания одного из
публицистических произведений указанных авторов за 1917 год.
Методические рекомендации по выполнению задания:
Рекомендуется ознакомиться со следующими публицистическими
произведениями.
Ленин В.И. «О задачах пролетариата в данной революции»
(Апрельские тезисы), «О двоевластии», «И.Г. Церетели и классовая борьба»,
«Куда привели революцию эсеры и меньшевики», «О конституционных
иллюзиях», «Уроки революции», «О героях подлога и об ошибках
большевиков», «Кризис назрел», «Прощальное письмо швейцарским
рабочим».
Горький М. «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и
культуре» (цикл, можно ознакомиться с отдельными статьями).
Плеханов Г.В. «Война народов и научный социализм», «Отечество в
опасности», «Революционная демократия и война», «Революционная
демократия должна поддержать свое Правительство», «Логика ошибки», «О
тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен», «Открытое
письмо к петроградским рабочим».
Мартов Ю.О. «Единство революционной демократии»,
«Революционная диктатура», «Разоблачение Михаэлиса», «О рыцарской
тактике», «Что же теперь?».
Чернов В.М. «Социалистические этюды», «Ленин», «Правда-истина и
казённая «Правда»; «Дело мира», «История повторяется», «Курс зигзагов».
Публицистика (от лат. publicus – общественный) – вид литературы,
посвящённый обсуждению насущных социальных и политических вопросов
с целью прямого воздействия на общественное мнение. Выделяют
аналитическую и художественную публицистику. Жанры публицистики:
статья, очерк, памфлет, фельетон и др. Однако для публицистической
деятельности используется не только пресса: выступление оратора,
документальное кино, агитационный плакат и др. Телевизионная и
радиопублицистика используют широкий спектр жанров, выполняя задачи
публицистики с применением свойственного телевидению и радиовещанию
инструментария (беседа, ток-шоу, зарисовка, очерк). Публицистика и
журналистика явления неравнозначные, но пересекающиеся: не все
журналистские материалы и материалы, транслируемые СМИ, являются
публицистикой, и публицистика использует для распространения не только
СМИ.
Тема и идея – ведущие категории, определяющие содержание текста.
Тема – о чём? Идея – зачем? Так можно объяснить одним словом
данные понятия.
Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет
(суть) какого-либо рассуждения или изложения. Тема журналистского
произведения — узкий круг проблем, относящихся к определенной сфере
бытия.
Идея — собственный взгляд автора на эту проблематику: что нового и
каким образом собирается сообщить автор по известной теме.
Задание 2. Многопартийная журналистика.
Газеты – центральные органы партий: издания большевиков,
меньшевиков, эсеров, кадетов, «Союза 17 октября», «Союза русского народа»
и др. (выполните анализ одного из изданий по выбору студента).
Методические рекомендации по выполнению задания:
Результаты анализа представьте в виде таблицы.
Типологические параметры Газета / Журнал
«…название…»
№____год__________
Издатель
Главный редактор
Политическая направленность, интересы
какой партии представляло издание
Место издания
Аудитория
Авторский состав
Содержание, тематика, жанры публикаций
Внутренняя структура (разделы, рубрики)
Оформление, иллюстрации, формат
Периодичность
Тираж
Объём номера (количество страниц)
Рекомендуемый перечень периодических изданий
для выполнения задания
Газеты «Рабочая газета», «Искра», «Революционная Россия», «Земля и
воля», «Правда», «Голос социал-демократа», «Отклики социал-
революционной мысли», «Революционное слово», «Гласность», «Русь»,
«Вестник партии народной свободы», «Речь», «Товарищ», «Народное дело»,
«Знамя труда» и др.
Журналы «Освобождение», «Вестник Русской Революции», «Заветы» и
др.
Практическое занятие 4 по теме 15
«Советская журналистика в послевоенный период
(1946 – 1985 гг)»
В разделе «Практическое занятие» Вы найдёте перечень вопросов,
ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд
заданий, решение которых поможет Вам научиться применять полученные
знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии, поможет Вам
подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Ответьте на вопросы:
1. Какие особенности характеризуют развитие периодической
печати во второй половине 1940 – начале 1980х годах?
2. Назовите основные этапы развития отечественного
радиовещания и дайте им краткую характеристику.
3. Назовите отечественных ученых, изобретателей, которые
внесли вклад в развитие электронного телевидения и поясните, какой
именно.
4. Назовите основные особенности телевидения советского
времени, приведите примеры телепрограмм различных типов (для
разных аудиторий).
5. Какие типы радиопрограмм (по аудиторной направленности,
жанровой принадлежности) были представлены в 1950–1980е гг?
Приведите примеры.
Выполните задания:
Задание 1. Очерк в отечественной журналистике второй половины ХХ
века.
Выполните письменную контрольную работу, ответив на следующие
вопросы (объем текста 2-3 стр, 14 шрифт, 1.5 межстрочный интервал).
1. Очерк как жанр (определение, основные черты).
2. Виды очерков (перечислить, кратко пояснить).
3. Анализ одного произведения в жанре очерка (идейно-тематическое
содержание, композиция, изобразительно-выразительные приёмы, приёмы
работы журналиста при сборе и предъявлении информации, указать вид
очерка – обосновать).
Авторы на выбор: В. Овечкин, В. Песков, А. Аграновский,
В. Аграновский и др.
Задание 2. Типология печатных изданий, теле- и радиопрограмм конца
1940 – начала 1980х годов.
Подготовьте иллюстрированный реферат-презентацию, используя
программу MS Power Point или её аналоги на одну из перечисленных далее
тем, объём 7–10 слайдов, не более 500 знаков на каждом слайде:
1. Центральные советские газеты (издание на выбор).
2. Женская пресса советского периода.
3. Спортивная пресса в советский период.
4. Научно-популярные журналы советского времени.
5. Литературные журналы советского периода.
6. Советские сатирические журналы послевоенного времени. Журнал
«Крокодил».
7. Журнал «Огонёк»: история и современность.
8. Советские журналы для детей: типология, проблематика.
9. Киножурнал «Фитиль»: история, особенности жанра, проблематика.
10. Научно-популярные передачи советского телевидения или радио
(на выбор).
11. Детские передачи советского телевидения или радио (на выбор).
12. Молодёжные передачи советского телевидения или радио (на
выбор).
13. Спортивные передачи на советском телевидении или радио (на
выбор).
14. Новостные передачи советского телевидения или радио (на выбор).
15. Культурно-просветительские передачи советского телевидения или
радио (на выбор): программы о культуре широкого профиля или
специализированные – музыкальные, кинематографические и т.д. (в этом
случае выбирается одно из направлений).
Методические рекомендации по выполнению задания:
Реферат следует начать с краткой характеристики того или иного типа
программ или периодических изданий в советский период и объяснения
основных понятий: например, реферат о киножурнале «Фитиль» должен
начинаться с определения «киножурнал» и общей характеристики этого типа
программ.
В темах № 10 – 15 необходимо выбрать радиовещание или
телевидение.
В каждом реферате кроме общих сведений о том или ином типе СМИ в
советское время должен содержаться анализ конкретного СМИ: газеты,
журнала, теле- или радиопередачи.
Достаточно проанализировать 1–2 выпуска выбранной теле- или
радиопрограммы или печатного периодического издания (обязательно
укажите номер и год). Можно выбрать программу любой тематики –
новостную, спортивную, молодёжную, детскую, научно-популярную.
Рекомендуется готовить реферат-презентацию, придерживаясь
следующего плана.
План анализа газеты или журнала:
1. Название периодического издания.
2. Проблематика (кратко изложите и проанализируйте содержание тех
выпусков, которые вы выбрали), основные герои публикаций.
3. Структура издания (рубрики, разделы), жанры публикаций.
4. Периодичность издания и объём номера (количество полос/страниц).
5. Целевая аудитория.
6. Авторский состав издания (журналисты, внештатные авторы), речевые
особенности публикаций.
7. Оформление издания: иллюстрации, цветность, шрифтовые и
нешрифтовые элементы оформления.
8. Выходит ли данное издание в настоящее время, какие характеристики
издания изменились?
9. Можете ли вы назвать аналоги анализируемого издания в системе
современной прессы?
План анализа теле- или радиопрограммы:
1. Название теле- или радиопрограммы.
2. Проблематика (кратко изложите и проанализируйте содержание тех
выпусков, которые вы выбрали), герои и гости передач, эксперты.
3. Жанр и структура программы (рубрики).
4. Время и периодичность выхода программы в эфир, хронометраж
(продолжительность) выпуска.
5. Целевая аудитория.
6. Ведущий (-ие) – ф.и.о, характеристика работы ведущего (внешний вид
– для ТВ, манера ведения беседы, речевые особенности).
7. Оформление студии (для ТВ), заставки, музыкальное сопровождение и
иные изобразительно-выразительные средства и т.п.
8. Выходит ли данная программа в настоящее время, какие
характеристики программы изменились?
9. Можете ли вы назвать аналоги анализируемой программы на
современном телевидении или радио?
Примерный перечень СМИ для выполнения задания:
Пресса советского периода конца 1940х – начала 1980х:
газеты «Труд», «Правда», «Литературная газета», «Книжное
обозрение», «Известия», «Советский спорт», «Комсомольская правда»;
журналы «Огонёк», «Крестьянка», «Работница», «Новый мир», «Нева»,
«Знамя», «Иностранная литература», «Мурзилка», «Весёлые картинки»,
«Наука и жизнь», «Вокруг света», «Крокодил», «Хочу всё знать», «Костёр» и
др.
Телепрограммы советского периода конца 1940х – начала 1980х:
«Время», «Международная панорама», «Кинопанорама», «Вокруг
смеха», «Кабачок ‘13 стульев’», «Клуб путешественников», «В мире
животных», «Здоровье», «Сельский час», «Фитиль», «Наука «Музыкальный
киоск», «12 этаж», «До 16 и старше…», «Марафон-15», «Взгляд», «600
секунд», «Будильник», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши»,
«КВН», «Следствие ведут знатоки», «Служу Советскому Союзу»,
«Футбольное обозрение», «Это вы можете», «Очевидное – невероятное»,
«Мир и молодёжь» и др.
Радиопрограммы советского периода конца 1940х – начала 1980х:
«Здоровье», «Служу Советскому Союзу», «Производственная
гимнастика», «Лесная радиогазета», «Радионяня», «Пионерская зорька»,
«Клуб знаменитых капитанов», «В рабочий полдень», «Научный
радиотеатр», «Театр у микрофона», «Встреча с песней», «С добрым утром!»,
«КОАПП», «В стране литературных героев», «На всех широтах» и др.