Социология массовых коммуникаций (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Социология массовых коммуникаций (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» необходимо в «Практическое занятие. Тема 2. Современные подходы к теории массовых коммуникаций.» ответить на вопросы и решить любые 2 задачи (на выбор студента) из раздела «Практические занятия».
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Тема 2. Современные подходы к теории массовых коммуникаций.
Аннотация: в разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии поможет Вам подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование
Тема два включает в себя вопросы и задачи по определению понятия методология культуры, рассматривается процесс становления культурологии как науки. Задачи по построению взаимосвязи культурологии и теории эстетики. Формирование картина развития теории эстетики.
План занятия. Занятие включает в себя:
1) вопросы по теме: Современные подходы к теории массовых коммуникаций
2) задачи по теме работы: Современные подходы к теории массовых коммуникаций
3) ситуационные задания
Ответьте на вопросы: 1. Раскройте идеии Э. Тоффлера. 2. Раскройте особенности манипуляции в сфере массовых коммуникаций в концепции Б. Бэгдикян. 3. Раскройте понятие массовой коммуникации в теории информационного общества. 4. Дайте характеристику товарного восприятия медиаконтента в концепции Д. Смайта. 5. Раскройте функции массовых коммуникаций.
Задачи
№ 1. Одним из наиболее ярких примеров технологического
детерминизма являются работы канадского социолога, культуролога и
публициста Г. М. Маклюэна (1911–1980), получившие сенсационную
известность в 60-е годы. Г. М. Маклюэн предполагал, что содержание каждой
культурной эпохи связано с доминированием определенной
коммуникационной технологии, которые он рассматривал в качестве
ведущего фактора культурной эволюции. Смена исторических эпох, по его
мнению, определяется переворотами в развитии культуры, когда на первый
план в жизни общества выдвигается новое «средство общения», которое,
будучи своеобразным продолжением сознания человека, оказывает на него
всестороннее обратное влияние. Поэтому каждая инновация в средствах
коммуникации существенно трансформирует сложившееся ранее восприятие
человеком реальности.
Назовите исходный пункт его концепции. Раскройте какие этапы
развития цивилизации он выделяет и почему.
№ 2. В работе социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное
общество», в которой была сформулирована целостная научная теория
постиндустриализма. Разбивая в соответствии с общей социально-
философской традицией историческую эволюцию общества на стадии, Д.
Белл определял постиндустриальное общество как третью стадию развития
человеческого общества, следующую после аграрной и индустриальной.
Фундаментальное положение теории Д. Белла состоит в том, что
постиндустриальное общество возникает благодаря переменам в социальной
структуре. За счет технических инноваций в производстве (механизации,
автоматизации) число работников уменьшается, а выпуск продукции
увеличивается. Заработанное в промышленности общество может позволить
себе тратить на услуги, улучшение качества жизни и удовлетворение новых
потребностей — врачей, учителей, развлечения, спортивные занятия,
путешествия и пр. Сфера услуг увеличивает свое присутствие в экономике (более чем половина, при уменьшении сельскохозяйственного и производственных секторов).
Дайте характеристику постиндустриальному обществу. Раскройте связь технологического развития, информатизации и социального прогресса.
.
№3. В основе теории известного американского социолога-публициста, философа и футуролога Элвина Тоффлера — автора одной из самых известных футурологических концепций информационного общества. В развитии человечества он выделяет три «волны»: аграрную (до XVIII в.), индустриальную (до 1955 г.) и супериндустриальную — период, в котором ведущая роль переходит к электронным средствам связи, оказывающим свое воздействие на все сферы общества, образ жизни и сознание людей.
Раскройте характеристики всех трех «волн». Покажите возрастает ли роль массовых коммуникаций на третьем этапе.
№4. Исследователь П. Дракер В 1995 г. опубликовал книгу «Посткапиталистическое общество», в которой развил идею о том, что со- временная эпоха — это эпоха радикальных изменений основ общественного устройства, суть которой состоит в трансформации капиталистического общества в «общество, основанное на знаниях» (Knowledge-based Society). Дракер соотносит прогресс с изменением роли знания в обществе, выделяя при этом три этапа.
Раскройте данные этапы, покажите в чем их принципиальное различие.
Ситуационная задача:
1. Исследователь Г. Шиллер, рассматривает американские массмедиа как средство манипулятивного воздействия, направленного на поддержание и сохранение статус-кво. «Содержание и форма средств массовой информации Америки, — утверждает он, — мифы и средства их передачи полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это,
несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие. Именно такого состояния индивида и стремятся добиться средства массовой информации и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус-кво».
Раскройте справедливость или не справедливость данного утверждения на примере современных российских СМИ.