Назад

Криминалистика (1/1)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Криминалистика (1/1)

Рекомендации к выполнению практических заданий

Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.

1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.

5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки
загрузки письменных (курсовых) работ.

6. Практические задания выполняются в виртуальной
криминалистической лаборатории.

Для получения оценки «выполнено» необходимо решить одну из предложенных задач практических занятий по темам «Виды криминалистических методик расследования преступлений» и «Виды тактик допроса и фиксации его результатов» и выполнить одно из заданий практического занятия по теме «Виды криминалистических методик фиксации и изъятия следов и вещественных фотографий».
Итого обучаемые должны решить две задачи и выполнить одно задание.

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

Методические рекомендации по выполнению практических заданий

В виртуальной криминалистической лаборатории помещены задания,
направленные на приобретение практических навыков и умений при
фиксации и изъятии следов, расследовании преступлений и проведении
допроса. Они включают:

1) практические задания по видам криминалистических методик
фиксации и изъятия следов и вещественных фотографий;

2) практические задания по видам криминалистических методик
расследования преступлений;

3) практические задания по видам тактик допроса и фиксации его
результатов.

Для успешного выполнения заданий необходимо глубоко изучить
соответствующие источники (лекции, рекомендуемую литературу). Задания
рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания
срока представления письменных (курсовых) работ.

Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл
с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины).
Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По
примеру курсовой работы.

Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено».

Задания по видам криминалистических методик расследования преступлений

Расследование убийств

1. Газманов органами следствия обвинялся в том, что вечером 31 декабря
после распития спиртных напитков нанес своей сожительнице Митрохиной
ножевое ранение в область живота, от которого она скончалась. Газманов свою вину
отрицал. На допросе после предъявления обвинения Газманов заявил о том, что
преступление не совершал, а произошел несчастный случай при следующих
обстоятельствах. Митрохина попросила Газманова принести из кухни нож. Так как в
коридоре не горела лампочка, Газманов, страдающий близорукостью, возвращаясь
из кухни с ножом в руке, не заметил вышедшую ему навстречу Митрохину и
столкнулся с ней, в результате чего Митрохина сама напоролась на нож.
Какие обстоятельства необходимо выяснить в ходе допроса у Газманова?
Определите мероприятия, которые необходимо провести для проверки
показаний Газманова.

2. Несовершеннолетний Глазьев, совершивший убийство из хулиганских
побуждений, нанес потерпевшему несколько ударов в область груди финским
ножом, заявил, что нож он изготовил сам на заводе, на котором работает учеником
слесаря. Допрошенный по делу мастер, у которого Глазьев проходил обучение,
осмотрев предъявленный ему нож, показал, что по своим профессиональным
навыкам Глазьев сам такой нож изготовить не смог бы и, кроме того, металла,
подобного тому, из которого изготовлен нож, у них в цехе не имеется.
Производство какого следственного действия необходимо для проверки
показаний Глазьева в отношении изготовления им ножа? Составьте протокол
этого следственного действия.

Расследование преступлений против собственности

1. В газете «Правда лжи» было опубликовано интервью с Дородниным –
бывшим главным бухгалтером ООО «Российский должник», в котором он обвинил
Леонова (директора общества) и Алехина (заместителя директора ООО) в
присвоении крупных денежных сумм в результате денежных махинаций. В
частности, он указал, что в декабре 20… г. Леонов и Алехин продали во Францию
крупную партию креветок на общую сумму 520 тыс. американских долларов, из
которой со 100 тыс. долл. Были уплачены налоговые платежи, оставшаяся часть
прибыли была сокрыта от государственных органов и распределена между
Леоновым и Алехиным пополам. В результате данных действий в государственный
бюджет не поступило налоговых платежей на несколько десятков тысяч долларов.
На вопрос корреспондента об участии самого Дороднина в данной операции
последний ответил, что после получения денег из Франции он перевел их в
указанные Алехиным кредитные организации. В случае неисполнения указаний
Алехина, которому он обязан подчиняться в соответствии с трудовым
законодательством, ему угрожали увольнением с занимаемой должности и
«неблагоприятными» последствиями для его семьи.
Есть ли повод и основания для возбуждения уголовного дела? Нуждается ли
эта информация в дополнительной проверке? Сформулируйте следственные
версии, вытекающие из интервью с Дородниным. Какие неотложные
следственные действия необходимо провести по делу? Произведите отдельные из
них.

2. 29 января около 23 часов в дежурную часть РОВД обратился Дьяченко и
заявил, что несколько минут назад он подвергся ограблению. Двое неизвестных ему
молодых людей под предлогом просьбы дать закурить остановили его. Один из них
приставил ему к груди какой-то блестящий предмет и потребовал отдать деньги.
Дьяченко вытащил из кармана бумажник, в котором было 6100 руб. денег
(зарплата, полученная им в этот день), и, протягивая его грабителям, якобы
случайно уронил его на землю. Воспользовавшись тем, что грабители нагнулись за
бумажником, он убежал.
Есть ли надлежащие основания и повод для возбуждения по заявлению
Дьяченко уголовного дела? Нуждается ли это заявление в дополнительной
проверке? Если нуждается, то какие проверочные действия надо произвести по
этому заявлению? Сформулируйте типичные версии, вытекающие из заявления
Дьяченко. Какие неотложные следственные и оперативно-розыскные действия
необходимо произвести по делу, возбужденному по заявлению Дьяченко?
Произведите допрос Дьяченко.

Расследование дорожно-транспортных происшествий

1. Первоначальными следственными действиями было установлено, что
Верин, будучи в нетрезвом состоянии, управляя автомашиной «Ауди-100», на
скорости 110 км/час пересек осевую линию по ходу своего движения, и его
автомашина столкнулась с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате
столкновения Верин получил смертельные телесные повреждения, а сидевшая
рядом с ним Скулова была выброшена из машины. Через несколько минут на
лежавшую на проезжей части дороги Скулову совершила наезд автомашина
«Тайота» под управлением Нестеренко, также находившегося в нетрезвом
состоянии и превысившего скорость движения, установленную для данной трассы.
Скулова скончалась на месте происшествия.
Какие обстоятельства подлежат доказыванию по данному уголовному делу?
Составьте план проверки этих обстоятельств и произведите отдельные из
запланированных следственных действий. Вынесете постановление о назначении
судебно-медицинской экспертизы трупа Скуловой.
Решите вопрос доказанности вины Нестеренко, если: а) Скулова погибла в
результате столкновения автомашины, в которой она находилась, с автомобилем
«МАЗ»; б) Скулова погибла в результате наезда на нее автомашины «Тайота».

2. Расследованием по делу об автотранспортном происшествии было
установлено, что одной из его причин было отсутствие предупредительного знака о
резком повороте дороги и необходимости принятия водителями в этой связи
повышенных мер осторожности (своевременного снижения скорости, включения
указателя поворота и др.). Ранее на этом же месте произошли три аналогичных
автотранспортных происшествия, уголовные дела о которых расследовали другие
следователи этого же следственного подразделения.
Решите вопрос о внесении представления об устранении обстоятельств,
способствовавших совершению преступления. Должен ли следователь
ограничиться материалами расследуемого именно им уголовного дела или имеет
право обобщить с этой целью материалы ранее расследованных другими
следователями уголовных дел об автопроисшествия , вызванных аналогичными
причинами?

Расследование преступлений, совершаемых с участием несовершеннолетних

1. Сотрудники полиции, обходившие электропоезд, увидели в вагоне ребенка
в возрасте 13-14 лет. Билета у него не было, документы, удостоверяющие личность,
отсутствовали. В связи с этим было принято решение о доставлении данного
ребенка в ближайший отдел полиции для установления его личности. При личном
досмотре у него были обнаружены деньги в сумме 3000 руб. Через несколько часов
на конечной станции в отдел полиции обратилась гр-ка Неклюева с заявлением о
хищении у нее 3000 руб.
В результате проведенной проверки было возбуждено уголовное дело по факту
совершенного хищения у гр-ки Неклюевой.
Сформулируйте вытекающие из этой информации версии и на их основе составьте
план расследования по уголовному делу. Какие следственные действия необходимо
провести на первоначальном этапе расследования по данному факту? Следует ли
назначать судебные экспертизы по данному уголовному делу и какие именно?
Сформулируйте вопросы, которые следует поставить при назначении каждой из
них.

2. Изготовив кустарным способом наркотическое средство из
наркотикосодержащего растения рода конопля, Рукавишников путем уговора
склонил к его употреблению несовершеннолетнего Фокина, о чем ему было
заведомо известно. В дальнейшем Фокин стал приобретать у Руковишникова
наркотические средства и систематически их потреблять. В отношении
Рукавишникова было возбуждено уголовное дело.
Оцените следственную ситуацию. Сформулируйте версии и на их основе
составьте план расследования по уголовному делу. Укажите, какие действия
должен совершить следователь перед назначением соответствующих экспертиз.

Криминалистические методики фиксации и изъятия следов и вещественных фотографий

I. Вопросы, подлежащие рассмотрению

1. Раскройте классификацию следов в криминалистике.
2. Назовите общие правила фиксации следов в криминалистике.
3. Какие общие правила изъятия следов вы можете назвать?
4. Какие способы фиксации и изъятия следов пальцев рук можно назвать?
5. Перечислите способы фиксации следов обуви человека и способы
изготовления слепков.
6. Каковы способы фиксации следов, образованных орудиями взлома?
7. Какие две разновидности фотографии с учетом целей и задач ее
применения рассматривает криминалистика?
8. Назовите виды фотосъемки.
9. Как процессуально закрепляется и оформляется фотосъемка?

II. Выполнить задания

1. Опишите строение подошвы обуви человека
2. Опишите строение подошвы стопы ноги человека
3. На полу, бетонной плите или другой твердой поверхности оставьте
видимый поверхностный след подошвы обуви. Для этого подошву
смочите водой, покройте чернилами, тушью или опылите мелом,
мукой, зубным порошком, угольной пылью и т.д. Произведите осмотр,
измерение и описание в протоколе осмотра оставленного следа; след
зарисуйте в масштабе 1:2, укажите на схеме измеренные параметры.
4. Поставьте вопросы эксперту для проведения трасологической
экспертизы следов транспортного средства.
5. Укажите в схеме дорожки следов:
а) линию направления движения;
б) линию ходьбы;
в) длину шага правой ноги;
г) длину шага левой ноги;
д) ширину шага;
е) угол разворота правой стопы;
ж) угол разворота левой стопы.
6. На темной полированной дверце шкафа был обнаружен потожировой
след пальца руки. След был выявлен порошком окиси цинка, а затем
сфотографирован.
Вопросы:
1. Как необходимо сфотографировать след пальца руки, чтоб получит
его четкое изображение?
2. В чем отличие крупномасштабной фотосъемки от масштабной?

7. Опишите последовательность фотографирования трупа на месте его
обнаружения. Укажите особенности фотосъемки расчлененных,
неопознанных трупов.

Задачи по видам тактик допроса и фиксации его результатов

Тактика допроса

1.Предстоящий допрос очевидца расследуемого тяжкого
преступления Клейменова, проживающего в г. К., мог, по мнению
следователя, осложниться тем, что в гор. Н., где оно было совершено,
Клейменов находитлся «нелегально» (был у любовницы): на работе он
взял отпуск без содержания для выезда в село к якобы заболевшей
матери, жене объяснил, что срочно командирован в г. М.
Что в данный ситуации должно быть выяснено на
подготовительном этапе допроса Клейменова? Какие приемы
установления психологического контакта с Клейменовым могут быть
использованы следователем?

2.Следователю предстояло допросить 6-летнюю Симонову,
подвергшуюся сексуальному насилию со стороны неизвестного
мужчины.
Где должен быть произведен допрос? Кто должен участвовать и
кто может присутствовать при производстве этого допроса? В чем
состоят психологические и тактические особенности допроса
малолетнего потерпевшего (свидетеля)?

3. В., допрошенный в качестве свидетеля по делу о преступной
группе, занимающейся незаконным оборотом наркотиков и
психотропных веществ, дал следующие показания: «Примерно месяц
назад я стал употреблять эфедрин в качестве наркотического вещества. Я
приобретал его в квартире, у дверей которой меня задержали сегодня.
Квартира была с железной дверью. Номер квартиры не знаю. Между
полом и дверью щель. Для того, чтобы приобрести порцию эфедрина,
нужно три раза постучать в дверь и засунуть в щель между полом и
дверью деньги. Через некоторое время в эту же щель просовываются
таблетки, завернутые в пищевую фольгу. Всего в течение месяца я
покупал эфедрин по этому адресу 4-5 раз. В настоящее время одна
таблетка стоит 9 руб. Кто торгует эфедрином я не знаю и не знал. Я этим
не интересовался никогда. Каждый раз я покупал по 5 таблеток.
Насколько полно и тактически грамотно был проведен допрос?
Какие дополнительные и уточняющие вопросы следует поставить В.?

4. В 20 часов в подсобном помещении завода был обнаружен труп
рабочего Русакова с множественными ранениями в области головы. По
заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Русакова наступила от
перелома основания черепа. Расследованием было установлено, что Русаков
в этот день пришел на работу в цех в 16 часов и находился там с рабочими
своей бригады, состоящей из 12 человек. Свидетели Протопопов и Конюхов
на допросе заявили, что около 19 часов они заходили в подсобное помещение
цеха и видели там Русакова и Твердохлебова, которые о чем-то спорили
между собой. Не вникая в суть спора, они взяли свою одежду и через 1-2
минуты ушли. Остальные рабочие, допрошенные в качестве свидетелей,
дали примерно такие же показания. Каждый из них утверждал, что в
подсобное помещение цеха заходил, но это было либо до убийства Русакова,
либо тогда, когда Русаков был уже мертв и лежал на полу. Твердохлебов
отрицает свою причастность к убийству Русакова.
Определите тактику допроса указанных свидетелей и
проанализируйте возможные тактические приемы разоблачения ложных
показаний в данной ситуации.

5. Допрашивая Герасимова, подозреваемого в краже товаров из
магазина, следователь рассказал ему картину совершенного преступления в
той последовательности, как это вытекало из протокола осмотра места
происшествия. Полагая, что следствию о совершенном преступлении уже все
известно, Герасимов сознался в совершении кражи.
Допустил ли следователь в этой ситуации какой-либо тактический
просчет? Каковы могут быть последствия этой ошибки?

6. Из протокола допроса Махового, обвиняемого в совершении
убийства водителя такси: «Вопрос следователя: «Вам предъявляется удавка,
изготовленная из электрического шнура зеленого цвета диаметром 0,7 см с
разлохмаченными концами, обнаруженная на месте преступления. Скажите,
эту ли удавку вы использовали при совершении преступления?» Ответ
Махового: «Да, именно эту удавку я использовал при совершении
преступления»
Какую тактическую ошибку допустил следователь при постановке
этого вопроса и каковы могут быть ее последствия с учетом того, что
ранее обвиняемый не допрашивался об особенностях использования им
орудия убийства. Как следовало сформулировать вопрос обвиняемому об
орудии убийства?

7. Обвиняемый Косоглазов, признавая себя виновным в краже золотых
часов из магазина, в свободном рассказе умолчал о некоторых деталях
совершенного преступления, о которых можно было судить по результатам
осмотра места происшествия: преступник, проникая в торговое помещение
через разбитое им окно, свалил с подоконника цветочную вазу, которая
разбилась; вор в торговом помещении пользовался спичками; похищенные
им часы, находились под прилавком в деревянном ящике, сверху прикрытой
картонной коробкой. Об этих деталях следователь сам сообщил обвиняемому
на допросе и тот их подтвердил.
Допустил ли следователь какую-либо тактическую ошибку? Какое
значение имеет выяснение у допрашиваемого деталей совершенного
преступления? Сформулируйте вопросы обвиняемому для выяснения
изложенных обстоятельств.

8.При обыске в квартире подозреваемого Меньшакова были изъяты
ботинки. Криминалистическая экспертиза установила, что
следы, обнаруженные на месте хищения, оставлены этой обувью. Меньшаков
отрицает свою причастность к совершению преступления.
Определите тактику предъявления Меньшакову заключения
криминалистической экспертизы. Сформулируйте вопросы обвиняемому.

9. Берлович, по национальности белорус, был вызван на допрос к
следователю в качестве свидетеля. Свидетель заявил, что русским языком он
владеет, но показания хотел бы давать на родном языке. Тогда следователь
сообщил Берловичу, что он сам хорошо владеет белорусским языком, в связи
с чем может перевести его показания. После этого следователь произвел
допрос и составил протокол на русском языке. Протокол допроса был
прочитан свидетелю в устном его переводе на белорусский язык и подписан
свидетелем и следователем.
Дайте правовую оценку данной ситуации. Назовите тактические
особенности допроса граждан, не владеющих языком уголовного
судопроизводства.

10. Во время допроса обвиняемого Савина следователь незаметно
включил диктофон, который был спрятан среди бумаг на его столе. После
этого следователь вынес постановление о приобщении данной фонограммы в
качестве вещественного доказательства, а в дальнейшем использовал ее как
образец голоса Савина при назначении судебно-фоноскопической
экспертизы.
Соблюдена ли в процессе допроса процессуальная форма использования
технических средств? Оцените правильность принятых следователем
решений, в том числе для использования данной записи при назначении
экспертизы.

Смотрите так же
Адвокатура
Административное право (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Договорное право (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История России (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Криминалистика (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)