Основы языкознания (2/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Основы языкознания (2/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. Для получения отметки «выполнено» необходимо выполнить:
1. В практическом занятии 2 по теме (темам) № 24 проанализировать концепт на свой выбор по схеме задания 5.
2. В практическом занятии 4 по теме № 27 выполнить задания для самостоятельной работы.
3. В практическом занятии 11 по теме (темам) № 22 выполнить практическое задание № 1.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 2 по теме (темам) № 24
Цель семинара:
Обсудить основные понятия и категории когнитивной лингвистики и
психолингвистики. Усвоить ключевые термины рассматриваемых
дисциплин. Совершенствовать искусство аргументации и ведения дискуссии
на заданную тему.
План занятия (4 часа):
1. Когнитивная лингвистика и лингвистическая прагматика.
2. Функционирование языковых единиц в языке и речи.
3. Терминологический корпус когнитивистики.
4. Основные свойства концепта, фрейма, сценария. Классификация
концептов.
5. Структуры представления знаний в языке.
6. Языковая картина мира.
7. Концепт. Концептосфера.
8. Ключевой национальный концепт
Список практических заданий
1. Проанализируйте предлагаемые в лингвистике трактовки понятия
«концепт».
• Как соотносятся между собой концепт и слово, значение и смысл?
• Какие собственно лингвистические пути исследования концепта
предлагаются современными учеными?
• Определите специфику собственно лингвистического и
лингвокультурологического подходов к исследованию концепта. Насколько
перспективны, с вашей точки зрения, разрабатываемые приемы описания
концептов через анализ данных языка?
2. Познакомьтесь с предложенными в «Кратком словаре когнитивных
терминов» определениями таких «единиц сознания», как скрипт,
стереотип, схема, сценарий, фрейм.
• В каком соотношении находятся эти ментальные сущности? Чем
определяется своеобразие каждой из них? Как каждая из них соотносится с
концептом?
• Как соотносятся «единицы сознания» с языковыми знаниями? Определите
специфику языковой репрезентации каждой из «единиц сознания».
3. Как соотносятся понятия фрейм и сценарий? Что из приведенного
ниже относится к категории фрейма, а что – сценария?
4. Опишите сценарий следующих ситуаций: выступление на конференции,
поход в кафе, посещение музея, прием иностранного гостя руководством
организации.
5. Определите фреймовую структуру известного вам детективного
рассказа, следуя одной из предложенных ниже схем. По необходимости
дополните или измените схему.
А. Схема анализа
Концепт «преступление» (слоты: информация о преступлении, место и
время преступления, жертва, прибытие милиции, наличие свидетелей,
способ совершения преступления, вид преступления).
Концепт «тайна» (слоты: личность преступника, планирование
преступления, мотивы преступления).
Концепт «расследование» (слоты: деятельность милиции, осмотр места
преступления, свидетельские показания, анализ полученных фактов,
представление подозреваемых, обнаружение улик, первые попытки
решения (версии), данные криминологической экспертизы).
Концепт «наказание» (слоты: поимка преступника и его арест, разгадка
тайны преступления, реконструкция и вскрытие мотивов преступления,
анализ завершенного дела, рассказ преступника, допрос преступника).
Б. Схема анализа
Вершинные узлы (инвариантные):
преступление;
следствие;
сыщик (слоты – вариативные реализации вершинных узлов: сыщик-
аналитик, сыщик-реалист, сыщик-авантюрист, сыщик-следопыт,
сыщик-неудачник, сыщик-человековед);
преступник (слоты – вариативные реализации вершинных
узлов: преступник-джентльмен, преступник-аморалист, преступник-
романтик, преступник-предатель, преступник-невежда, преступник-
психопат);
жертва.
6. Проанализируйте два варианта эксперимента со свободными
ассоциациями для сбора цветонаименований (см. Василевич А.П.
Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. – М.: Наука,
1987. – С. 12-13.) Сравните их достоинства и недостатки, характер
ожидаемых ответов. Какой из них кажется Вам предпочтительнее и почему?
Попробуйте сформулировать принципы отбора «умозрительных картинок»
для второго варианта.
1. Испытуемым предъявляются стимулы, цветные картины или наборы
цветообразцов; испытуемые должны «назвать словами» цвета, которые
ассоциируются у них с тем, что они видят.
2. Испытуемым предлагается умозрительная операция, связанная с
определенными цветоощущениями; испытуемые должны выразить эти
цветоощущения словами. После анализа текстов было установлено, что
средства цветообозначения используются преимущественно при описании
внешности человека, одежды, предметов быта, природы. Для эксперимента
было выбрано пять «умозрительных картинок»: описание заката солнца;
осеннего дня в лесу; берега моря в ясную и пасмурную погоду; цветущего
луга и опушки леса; показа мод женского платья.
7. Проследите, какие особенности механизмов памяти обнаруживаются в
приведенных ниже примерах (Залевская 1999: 64-5):
а) «Приготовьте, дети, перья, напишите, что за зверь я». Поросенок выводил:
«хрюкодил», лягушонок выводил: «квакодил», а утенок выводил:
«крякодил».
б) «Создано Тверское некоммерческое партнерство владельцев
пассажирского транспорта «Престиж». Его председатель считает: Главная
задача «Приоритета» – улучшение обслуживания пассажиров».
в) «…стала смотреть журнал, „Телегина“ не нашла. Спрашиваю: „А как твоя
фамилия?“ „Каретников“. Я извинилась. И вспомнила, что смутно
представляла: его фамилия – это то, на чем едем.»
г) «Лебедева и Орехов, перестаньте разговаривать!» (фамилии детей – Гусева
и Грецкий).
д) Ехал Ваня на коне, Ехал фикус на окне,
вел собачку на ремне, вел старушку на ремне,
а старушка в это время а собачка в это время
мыла фикус на окне. мыла Ваню на коне.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое ментальное пространство? Типы метальных пространств.
2. В чём сущность понятия ментальной карты человека и национальная
языковая личность?
3. Что такое концепт? Типы концептов.
4. Метафора и концепт.
5. Фреймы и процессы метафоризации в русском (английский, французский)
языке.
6. Теория сценария в зарубежном языкознании.
7. Концепт и теория значений в языке.
8. Типология метафор. Функции метафор. Метафора как механизм
порождения смысла в языке.
8. Расскажите о проблеме значения слова в психолингвистике: значение как
достояние индивида, формы репрезентации значения в памяти человека.
9. Какие механизмы описываются в рамках представления о
языковом/речевом механизме человека?
10. Модели порождения речи: какие основные этапы процесса
продуцирования речи принято выделять при разных подходах?
11. Каковы основные причины речевых ошибок?
Практическое занятие 3 по теме (темам) № 25
Цель семинара:
Обсудить основные понятия и категории письменного дискурса,
орфографии и различных видов графики. Усвоить ключевые термины
рассматриваемой научной парадигмы. Совершенствовать искусство
аргументации и ведения дискуссии на заданную тему.
План занятия (4 часа):
1. Графика как совокупность начертательных средств того или иного
языка и соответствующий раздел языкознания.
2. Алфавитное письмо как венец графической эволюции.
3. Древнегреческий алфавит как предтеча европейских и
неевропейских систем письма.
4. Пасиграфия. Азбука Морзе. Азбука для слепых Луи Брайля.
Стенография.
5. Диакритические знаки в современных алфавитах.
Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую
историю письменности. Оно применяет и пиктографию, и идеографию, как
уже говорилось выше. Но основным видом современного письма является
все же фонематическая фонография. При рассмотрении фонемографических
систем письма выделяют понятия «графика» и «алфавит».
Графика – это правила о соответствиях, связывающих в данной системе
письма отдельные графемы и их комбинации с теми или иными звуковыми,
фонологически существенными единицами и их сочетаниями. Соответствия
эти могут формулироваться двояко: либо в виде правил чтения графем и их
комбинаций, либо в виде правил обозначения на письме фонем и их
сочетаний.
Алфавит – это набор фонографических знаков (букв), расположенных в
определенной последовательности. Само слово «алфавит» составлено из двух
греческих слов – «альфа» и «вита (бета)» (α и β), в латинском языке
«alphabetum». В русском языке это «азбука» (тоже по названию первых букв
А – «аз» и Б – «буки»), в арабском – тот же принцип – «алифба». В алфавит
не входят знаки ударения и переноса, знаки препинания.
Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких букв,
сколько фонем есть в данном языке. Но так как письменность складывалась
исторически и многое в письме отражало уже изжитые традиции, то
идеальных алфавитов нет, а есть более или менее рациональные. Таким
образом, алфавитные знаки (буквы) могут передавать один звук (ср.: в
русском языке И, О), но могут передавать и два и более звука (ср.: в русском
языке буквы Е [jэ], Я [jа]}. С другой стороны, один звук может передаваться
двумя или более буквами (ср.: в английском языке сочетания букв TH, SH,
CH, которые передают по одному звуку). Наконец, могут существовать
буквы, которые вообще не передают звуков (ср.: в русском языке буквы Ъ и
Ь). Среди существующих алфавитов два являются наиболее
распространенными и графически удобными – это латинский и
кириллический алфавиты.
Первым известным фонемографическим письмом в мире стало
древнегреческое письмо. Греки заимствовали многие знаки у
консонантного финикийского письма, но сделали революционное
нововведение в VIII веке до н. э.: они добавили буквы для передачи гласных
звуков. Таким образом, все согласные и гласные фонемы получили
обозначение на письме.
В древнегреческом письме первоначально было 27 знаков, три из них
впоследствии отпали. В позднем греческом алфавите каждая буква имеет два
написания – прописное и строчное (например, Σ и ε, Φ и φ, Ω и ω). Так как
на базе греческого письма позднее возникли латинский и кириллический
алфавиты, можно считать, что оно явилось предтечей очень многих
современных видов письма как в европейских, так и в неевропейских языках.
Сегодня фонографическим письмом пользуются около 75 % населения
земного шара, остальные – идеографическим или смешанным письмом. Из
народов, пользующихся фонографическим письмом, около 30 % использует
латиницу, 30 % – индийское письмо, 10 % – кириллицу, 10 % – арабское
письмо.
В истории человечества неоднократно предпринимались попытки создать
универсальное, всемирное письмо, понятное для всего населения Земного
шара. Такое письмо называется пасиграфия – от греческого слова pas –
«весь». Существует много предлагаемых вариантов пасиграфического
письма, но ни одно из них не получило поддержки, кроме азбуки Морзе,
которую сейчас вытесняет более совершенная система. В то же время
немалое число разрозненных знаков (фактически идеограмм) понятны
сегодня любому человеку на Земле: это арабские и римские цифры,
математические, физические и химические символы, шахматные символы,
знаки доллара и других распространенных валют, знак сердечка – «я люблю»
и т.п.
В 1838 г. Сэмюэлом Финли Бризом Морзе была разработана упомянутая
выше пасиграфическая система, получившая название азбука Морзе. В ней
каждая буква кодируется последовательностью точек (коротких посылок
электрического тока) и тире (посылок утроенной продолжительности). Она
использовалась для передачи телеграфных сообщений.
Другое замечательное изобретение сделал в 1824 году француз Луи Брайль,
сын шорника. Кода ему было всего 15 лет. Ослепнув в три года в результате
несчастного случая, юноша сумел придумать азбуку для слепых, которая
получила название алфавит Брайля. Он использовал остроумную идею
французского офицера Ш. Барбье, который предложил использовать проколы
в картоне для передачи сообщений в ночное время. Луи Брайль создал очень
экономичную систему письма, взяв за основу ячейку из шести точек по три в
два столбика. Каждая из шести позиций могла быть проколотой. Это давала
набор из 63 знаков, различающихся расположением отверстий (вариант с
непроколотыми точками исключался). Такого количества вариантов хватало
не только на все буквы французского алфавита, но и на часто употребляемые
служебные слова – предлоги, союзы, артикли, математические символы. С
помощью алфавита Брайля слепые получили возможность не только читать,
но и писать, выдавливая точки на бумаге специальной палочкой. Скорость
чтения может достигать до 150 слов в минуту, что всего в два раза
медленнее, чем у зрячего человека. Изобретение Луи Брайля получило
официальное признание на родине только после его смерти, в 50-е годы XIX
века, хотя первую книгу он издал во Франции благодаря поддержке своих
друзей еще в 1837 году. В России первая книга для слепых по системе брайля
появилась в 1885 году.
Существует и еще один универсальный вид письма – стенография (от
греческого stenos – «узкий, тесный» и grapho – «пишу») – это система
сокращенной записи речи.
Диакритические знаки, или диакритики (от греческого diakritikos –
«служащий для разграничения») – это надстрочные, подстрочные или даже
внутристрочные дополнительные знаки алфавита.
Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля
1. Что такое графика?
2. Что такое алфавит?
3. Почему алфавитное письмо считается венцом графической
эволюции?
4. Финикийский алфавит как первый известный алфавит в мире.
5. Предтечей каких европейских и неевропейских систем письма
стал древнегреческий алфавит?
6. Что такое футарк?
7. В чем особенность древнетюркского рунического алфавита
(орхоно-енисейские надписей)?
8. Что такое азбука «годзюон»?
9. Что такое пасиграфия?
10. Кто был создателем азбуки для слепых?
11. Что такое стенография?
12. Какие вы знаете диакритические знаки в современных
алфавитах?
Практическое занятие 4 по теме № 27
Цель семинара:
Обсудить основные понятия и категории типологии. Усвоить ключевые
термины рассматриваемого научного подхода. Совершенствовать искусство
аргументации и ведения дискуссии на заданную тему.
План занятия (4 часа):
1. Лингвистическая типология стремится не только отмечать и
классифицировать факты различия и сходства языков, но и объяснять их, и
это сближает ее задачи с задачами теоретической лингвистики.
2. Большинство авторитетных лингвистических теорий располагают
собственной типологической программой, которая призвана вовлечь в
теоретическое рассмотрение материал языков разной структуры, места
распространения и генетической принадлежности.
3. Как и лингвистическая теория, типология занимается поисками
универсалий, т.е. утверждений, предположительно верных относительно всех
или большинства языков. Особенно тесно типология связана с
лингвистическими теориями функционального направления, т.е. такими,
которые объясняют пределы наблюдаемого разнообразия языков условиями
и целями их использования.
4. Грамматическая типология языков.
Ответьте на вопросы:
1. Что изучает лингвистическая типология? 2. С какими разделами
лингвистики связана типология? 3. Какие уровни языка традиционно
изучаются в типологическом аспекте? 4. Какие уровни языка недостаточно
исследованы в типологическом аспекте? 5. В чём заключаются различия
сравнительно-исторического и сопоставительно-типологического методов? 6.
Какими причинами объясняются сходства между языками? 7. Какие виды
сравнения используются при лингвистическом анализе языков? 8. Чем
различаются формальная и контенсивная типология? 9. Назовите
теоретические задачи лингвистической типологии. 10. Назовите
практические задачи лингвистической типологии. 11. Как соотносятся
понятия типология, классификация, таксономия? 12. Какие новые проблемы
исследуют лингвисты-типологи?
Список практических заданий
1. Определите тип языка, если в нем:
а) слова обычно довольно длинные;
б) слова короткие, но не очень;
в) очень короткие слова;
г) много очень длинных слов.
2. В немецком языке достаточно часто встречаются такие слова, как:
Fußbodenschleifmaschinenverleih «Аренда машин для шлифовки
паркета» или Donaudampfschifffahrtsgesellschaftskapitänsmütze «капитанская
фуражка общества пароходного сообщения на Дунае». Можно ли назвать его
инкорпорирующим?
3. Укажите в словоформах казахского языка суффикс множественного
числа: хаттар «письма», каздар «гуси», батырлар «герои», балалар «дети»,
терезелер «óкна», сездер «словá», аттар «кони», пештер «пéчи», эншiлер
«певцы», балыктар «рыбы», жылдар «годá», кыздар «девушки», γйлер
«дома», шептер «травы», сулар «вóды», жерлер «зéмли», каптар «мешки»,
шамдар «лампы».
4. Проанализируйте различия в способах выражения грамматических
значений в русском и тюркских языках (татарский; турецкий):
бала ‘ребенок’ бала=лар ‘дети’
бала=га ‘(к) ребенку’ бала=лар=га ‘(к)
детям’
бала=да ‘у ребенка’ бала=лар=да ‘у детей’
бала=м=да ‘у моего ребенка’ бала=лар=ым=да ‘у моих
детей’
bayan ve bay=lar
дама и господин=мн.ч.
‘дамы и господа’
Вопросы для обсуждения на форуме.
1. На каких основаниях может строиться типологическая
классификация языков?
2. Какие морфологические типы языков Вам известны?
3. Каковы различия языков синтетического и аналитического строя?
4. Каковы характерные особенности языков флективного типа?
Агглютинативного типа?
5. В чем различие между языками изолирующими и аналитическими?
6. Приведите примеры фузии, агглютинации и аналитизма из русского
языка; из других известных Вам языков.
7. В чем состоит сущностное отличие типологии Э. Сэпира по
сравнению с типологиями 19 в.?
8. Приведите примеры абсолютных и импликативных универсалий. В
чем их значение?
9. Дайте краткую характеристику основных типов синтаксических
стратегий.
10. Назовите основные тенденции и актуальные проблемы современной
типологии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте таблицу, отражающую использование типологического
метода в различных науках, включив в неё следующие пункты: название
науки, название классификации, классифицируемые объекты, основания
классификации, таксономические ранги и единицы.
2. Опишите генеалогические и типологические отношения между
славянскими языками.
1
Практическое занятие 11 по теме (темам) № 22
Цель семинара:
Дифференцировать основные понятия языка, речи, речевой
деятельности как категории социолингвистики. Усвоить ключевые термины
рассматриваемой дисциплины. Совершенствовать искусство аргументации и
ведения дискуссии на заданную тему.
План занятия (4 часа):
1. Языковой коллектив, языковая социализация, социолингвистическая
переменная.
2. Языковые ситуации: экзоглоссные / эндоглоссные,
сбалансированные / несбалансированные, диглоссия, билингвизм, лингва
франка, койне, пиджин, креольские языки.
3. Международные и мировые языки.
4. Национально-культурная специфика речевого поведения.
5. Речевой этикет.
6. Антиэтикетное речевое поведение.
7. Язык и культура.
8. Язык и религия.
9. Язык и политика
Список практических заданий
1. «В обществе вы локтем задели соседа вашего, вы извиняетесь – очень
хорошо. Но гуляя в толпе под качелями, толкнули лавочника – вы не скажете
ему: mille pardons! Вы зовете извозчика – и говорите ему: пошел в Коломну, а
не – сделайте одолжение, потрудитесь свезти в Коломну» (А. Пушкин).
Вспомните все известные вам формы приветствия, извинения и прощания;
распределите их по разным ситуациям общения и опишите социальные
параметры этих ситуаций.
2. Прочитайте текст Михаила Успенского («Кого за смертью посылать»,
СПб: Азбука, 1999, с. 244):
«Когда же они вернулись, все в Камелоте было уже устроено по-новому, так
что королевский сенешаль сэр Кэй впал в совершенное отчаяние. … И
рыцари ходили по Камелоту молча, ибо дамы наложили на них обет
Политической Корректности, по которому нельзя было назвать подлеца
подлецом, вора – вором, разбойника – разбойником, ведьму – ведьмой,
людоеда – людоедом. И говорили про безумца: «Он неадекватен», и величали
главаря разбойничьей шайки «полевым командиром», ведьмы стали
«народными целительницами», людоеды – «лицами, практикующими
каннибализм». Чернолицего арапа отныне называли «афробританцем», и
даже самый обычный дурак стал теперь «представителем интеллектуального
большинства»…»
Приведите известные вам примеры замены лексики по требованиям
политической корректности.
3. Прочитайте приведенные ниже выражения из политического лексикона.
Какие из них описывают одни и те же или однотипные действия, события,
социальные роли и явления (ср. «Зал наполовину пустой» – «Зал наполовину
полный»)? Распределите их по типам (нейтральный – «о том, что нравится» –
«о том, что не нравится»).
вторжение, оккупация, временное введение ограниченного контингента
войск на территорию дружественного государства, отступление,
перегруппировка войск, перевод войск на заранее подготовленные позиции,
беспорядки на улицах, шествие демонстрантов, мероприятия по
восстановлению конституционного порядка, повстанцы, революционеры,
восстание, бунт, мятеж, боевики, террористы, партизаны, гражданская война,
агрессоры, нападающая сторона, крупномасштабные столкновения
вооруженных групп в борьбе за власть, сепаратисты, борцы за суверенитет,
новые события, очередной скандал, иностранная агрессия, военная помощь,
зачистка, уничтожение мирных жителей, геноцид, политический альянс,
военный блок НАТО, страны Варшавского договора, союз государств, пойти
на сговор, прийти к согласию, достичь компромисса, фильтрационный
лагерь, концентрационный лагерь, африканские демонстранты,
бесчинствующие чернокожие, открыть огонь, расстрелять, временное
правительство, хунта, трагедия, преступление, политический режим,
тирания, террор, правление, мудрое руководство, захватить в плен, взять
языка, похищение людей, взятие заложников, диссиденты, инакомыслящие,
враги народа, политические противники режима, олигархи, акулы
капитализма, экономические лидеры, столпы экономики, судебный процесс,
судилище, политический заказ, требование общественности,
разведдеятельность, шпионаж, договор, пакт.
Вопросы для обсуждения на форуме
1. Какие три блока проблем относятся к ведению социолингвистики?
2. Что такое «социолингвистическая переменная»?
3. Перечислите основные типы языковых ситуаций и их признаки.
4. Почему сбалансированные языковые ситуации редки?
Охарактеризуйте языковую ситуацию в Московской области; в Белоруссии; в
Испании; в Бельгии; в Швейцарии.
5. Какие типы языков межэтнического общения Вы можете назвать?
6. Чем отличается понятие речевого поведения в психолингвистике и в
социолингвистике?
7. Опишите детерминанты речевого поведения.
8. В чем состоят основные особенности молодежного жаргона?
9. Какие методы используются в социолингвистических исследованиях?