Основы языкознания (1/2)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Основы языкознания (1/2)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Для получения отметки «Выполнено» необходимо выбрать любое 1 практическое задание (на выбор студента), выполнить внутри него все задачи.
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
1
Практическое занятие по темам 1, 3
В разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
Выполнение заданий, содержащихся в практическом занятии поможет Вам подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Тема №1 Языкознание как наука и его связь с другими науками.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое языкознание?
2. Проанализируйте определения следующих терминов и запомните их: язык, речь, речевая деятельность, языкознание (лингвистика), синхрония, диахрония, мышление.
3. В чем различие общего и частного языкознания?
4. Назовите основные разделы языкознания.
5. Что составляет фундамент лингвистического знания?
6. С какими науками связано языкознание?
7. Как можно охарактеризовать связь языкознания и социологии?
8. В чем связь языкознания и философии?
9. Приведите примеры взаимодействия языкознания и этнологии.
10. Какие вопросы решают новые дисциплины, возникшие на стыке языкознания и других наук: психолингвистика, социо- лингвистика, этнолингвистика?
11. Чем обусловлена связь языкознания с негуманитарными науками?
12. Чем занимается нейролингвистика?
13. В чем состоит связь языкознания с информатикой и кибернетикой?
2
14. Охарактеризуйте наиболее интересный на Ваш взгляд раздел
языкознания.
15. Что такое язык?
16. Перечислите основные существенные свойства языка.
17. Каковы основные формы представления языка?
18. В чём проблематичность вопроса о происхождении языка?
19. Перечислите основные гипотезы происхождения языка.
20.Раскройте суть звукоподражательной и междометной гипотез.
21. Раскройте суть звукосимволической и жестовой гипотез.
22. В чем состоит суть гипотезы общественного договора и трудовой
гипотезы?
23. Приведите доводы, подтверждающие правомерность естественной
гипотезы происхождения языка.
24. Приведите пословицы, поговорки русского и изучаемого языков, в
которых отражены народные представления о языке.
Тема №3 Структура языка. Язык как система.
Ответьте на вопросы:
1. В чем заключается знаковая концепция языка.
2. Охарактеризуйте язык как систему. Назовите его главные характеристики.
3. Дайте определение понятию единицы языка.
4. Система и структура языка. Дайте определение данных понятий в
сравнительном формате.
Выполните следующие задания:
1. Что такие языковая система и языковая структура? Дифференцируйте эти
понятия.
3
2. Охарактеризуйте следующие объекты как типы систем: озеро, холодильник, человек, светофор, математический язык, язык жестов, язык, латинский язык.
2. Сравните точки зрения на сущность системы и структуры языка, представленные в учебниках А.А. Реформатского, Кодухова В.И., Баранниковой Л.И., Головина Б.Н, а также определения системы и структуры языка в разных словарях лингвистических терминов. Сформулируйте сходства и различия.
3. Почему язык является системой систем? Обоснуйте или опровергните утверждение, что каждый из уровней языка представляет собой систему.
4. Назовите основные уровни языка и дайте их характеристики.
5. Заполните таблицу:
Единица уровня
Функции единицы
Уровень,
подуровни
Межуровневые
в языке и речи
единицы
Раздел
языкознания
6. Определите, к какому из уровней языка относятся следующие единицы: по, к, дом, жизнь, а, сумасшедшие дни, наказать, он устал. Определите функции, которые выполняют эти единицы в системе языка.
7. Из каких элементов складывается «структура» спряжения?
8. Проанализируйте лексическую парадигму слова природа.
9. Опишите следующие слова с точки зрения их фонетических, морфологических, лексико-семантических и синтаксических характеристик.
Одуванчик, красивый, мышки.
10. Опишите следующие типы языковых отношений: парадигматические и синтагматические, деривационные и гипонимические (иерархические).
11. Приведите примеры слов, с которыми вступают в парадигматические и синтагматические отношения русские слова сад, дом, огород.
4
12. Какие функции языка указывают на связь языка и мышления?
13. Приведите примеры, как с помощью языка можно выразить: а) мысли,
б) чувства, в) желания и г) сформировать мысль.
1
Практическое занятие по темам 6, 7
В разделе «Практическое занятие» Вы найдете перечень вопросов, ответив на которые Вы закрепите пройденный материал, а также ряд заданий, решение которых Вам поможет научиться применять полученные знания на практике.
Решение заданий, содержащихся в практическом занятии поможет Вам подготовиться и успешно пройти промежуточное и итоговое тестирование.
Тема №6 Фонетика и фонология. Фонема как единица языка.
Выполните задания:
1.Приведите примеры слов, в состав которых входят: только твердые согласные и только мягкие согласные звуки.
2. Определите, какие получатся слова, если: а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дам, дочка, дядя первый согласный произнести с опущенной увулой; в) в словах мать, рад, томный, сок, бодро, тук, лук первый согласный произнести с участием средней части спинки языка, приподнимающейся к твердому нѐбу; г) в словах корь, дуб, тень, тело, крен первый согласный произнести как щелевой, а не как смычный; д) если звуки, из которых состоят слова ель, лѐн, куль, толь, ноль, лѐд, лоб, ток, произнести в обратном порядке.
3. Затранскрибируйте слова. Отметьте случаи качественной и количественной редукции гласных: волос – волосок – простоволосый, луч – лучи – лучевой, желтый – желтизна –желтоватый, шѐпот – шептать – шепоток, ряд – ряды – рядовой, рыба – рыбак – рыбаки, рябь – рябой – рябоватый, поле – поляна – полевой, шерсть – шерстянка – шерстяной, цирк – циркач – цирковой.
2
4. Определите, какие фонетические и какие исторические чередования звуков
представлены в следующих примерах: вырастить – выращивать, дом – дома –
домовитый, смутить – смущать, грозить – угрожать, водный – водичка –
водянистый, пять – пятак – пятачок, лес – лесок, верх –вершина – верховой,
свет – светлеть – засветло, грубый – груб, ножи – нож.. 5. В приведённых
словах расставьте ударение: августовский, дефис, заговор, феномен,
ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит,
запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись,
танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.
Тема №7 Лексикология и ее задачи. Слово как единство звуковой формы,
морфемного состава и значения.
Ответьте на вопросы:
1. В чем заключается проблема определения слова?
2. Какая функция слова является основной? Какие слова не обладают
номинативной функцией?
3. Как соотносятся лексическое значение слова и понятие?
4. Какое лексическое значение называется переносным? Какие типы
переноса значения существуют. Приведите примеры.
5. Назовите способы возникновение переносных значений.
6. В чем суть синонимии, антонимии, омонимии как отношений единиц
лексического уровня? 7. Какие слова называются лексическими омонимами?
В чем заключается их отличие от омоформ и омофонов?
8. Что общего между полисемией и омонимией и в чем различия этих
явлений?
9. Какие слова называются синонимами? Какие типы синонимии
существуют в языке?
10. Что такое абсолютные синонимы? Что такое контекстуальные
синонимы?
3
11. Какие слова называются антонимами? Что такое контекстуальные антонимы?
13. Что такое паронимы?
14. Какие слова называются гиперонимами и чем они отличаются от гипонимов?
15. Как изменяется со временем словарный состав языка? Какие пути пополнения слов в языке вы знаете?
16. Как и по какой причине происходит заимствование слов?
17. Какие типы устаревших слов выделяются лексикологами? Каковы причины их устаревания?
18. Вскройте содержание термина «неологизмы». Назовите причины их появления в языке.
19. Чем занимается лексикография? Какие типы словарей выделяются лексикографами?
Выполните задания:
1 Укажите, какие слова в данных предложениях имеют денотативное, а какие сигнификативное значение.
Этот парень – спортсмен. Юпитер – спутник Земли. В комнату вошла молодая хозяйка. Ирина вышла замуж, теперь она – молодая хозяйка. Книга лежит на письменном столе. Мой письменный стол – это подоконник. Анна Петровна любит оперу.
2. Ниже приводятся ряды слов. Определите, какими семантическими компонентами (содержательными и/или коннотативными) отличается в каждом ряду значение каждого слова.
Дом, изба, здание, халупа, очаг, домишко, апартаменты. Уговаривать, просить, умолять, канючить, выпрашивать, клянчить.
3. Приведите примеры омофонов, омоформ и омографов в русском языке.
4. Распределите слова на группы с точки зрения ясности/неясности их внутренней формы:
4
восток, будильник, переплетчик, масло, видеть, кольцо, покрывало, порошок, говядина, колючка, свѐкор, зверинец, зеркало, тягач, окно, равнина, перстень, едок, челка, вешалка, неделя.
5. Сравните приведенные ниже номинации, установите по внутренней форме слов, какой признак обозначаемых ими предметов положен в основу номинации.
Зарплата – получка – жалованье; рукавица – перчатка; платок – косынка – накидка;
ограда – плетень – частокол; гладить – утюжить.
6. Приведите примеры синонимов, антонимов, омонимов
7. Составьте словарь студенческой коммуникации.
8. Охарактеризуйте студенческий сленг, приведите примеры.