Психология общения (1/1)
Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету Психология общения (1/1)
Рекомендации к выполнению практических заданий
Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.
1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины);
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра.
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ.
6. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТМЕТКИ «ВЫПОЛНЕНО» НЕОБХОДИМО:
а) в Практическом занятии № 1 сделать задание № 5 (рассказ).
б) в Практическом занятии № 2 проанализировать одну из предложенных задач (на Ваш выбор).
Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!
Практическое занятие 1.
По темам 3, 4: Социально-перцептивная сторона общения;
Интерактивная сторона общения.
В практическом занятии по темам «Социально-перцептивная сторона
общения» и «Интерактивная сторона общения» предполагается проверка
качества знаний, полученных после изучения лекционного материала,
посредством выполнения заданий.
Задание 1.
Упражнение «Волшебный фразы»
(развитие коммуникативных навыков, знакомство с техниками эффективного
общения, основанными на конструктивном принятии себя и жизненной
ситуации).
Напишите по три фразы, начинающиеся со слов «Я должен», «Я не могу»,
«Мне надо», «Я боюсь, что…». Теперь попробуйте написать те же самые
фразы, но поменяв начало на:
« Я должен…» на «Я предпочитаю…»
«Я не могу…» на « Я не хочу….»
«Мне надо…» на «Я хочу…»
«Я боюсь, что…» на « Я хотел бы…».
Произнесите вслух получившееся фразы. Какие чувства вы при этом
испытываете? Как бы вы могли описать свое состояние? Что доставляет вам
в жизни удовольствие, радость? Как вы полагаете, может ли «слово», способ,
каким мы выражаем наши желания, чувства, намерения влиять на наше
состояние? Влияет ли это на наше общение с людьми? Приведите примеры.
Задание 2.
Для каждого понятийного ряда назовите обобщенное понятие:
Каузальная атрибуция, стереотипизация, идентификация, аттракция, эмпатия,
рефлексия – это…
Коммуникатор, сообщение, канал, аудитория, обратная связь – это…
Визуальные, акустические, тактильно-кинестезические, ольфакторные
средства – это…
Противодействие, избегание, компромисс, сотрудничество, уступчивость –
это…
Интимное расстояние, персональное расстояние, социальное расстояние,
публичное расстояние – это…
Задание 3.
Подберите понятия, противоположные данным (например, вербальное
общение – невербальное общение):
межличностное общение –
ролевое общение –
доверительное общение –
личностное общение –
непосредственное общение –
речевые средства общения –
альтруистические мотивы общения –
стратегия сотрудничества при взаимодействии –
Задание 4
Примените эти афоризмы к процессу общения, «переведя» на язык
современной психологической науки:
Если встречаются военнослужащие одинакового звания, первым отдает честь
тот, кто умнее (Положение устава французской армии).
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют (Восточная
мудрость).
Нет ничего только внутри … поскольку все, что внутри – снаружи (Гете).
По одежке встречают, по уму провожают (Русская пословица).
Не ничего отвратительнее, чем говорить о себе (Леопарди).
Кто способен управлять женщиной, тот способен управлять государством
(Бальзак).
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты (Русская пословица).
Рыбак рыбака видит издалека (Русская пословица).
С волками жить, по-волчьи выть (Русская пословица).
С кем поведешься, от того и наберешься (Русская пословица).
Задание 5
Напишите связный рассказ, в котором были бы проиллюстрированы
следующие понятия: ролевое общение, коммуникативный процесс, эмпатия,
каузальная атрибуция, стереотип, альтруизм, сотрудничество, аттракция.
В тексте указывайте эти понятия в скобках. Например: Алиса увидела в
витрине магазина большую яркую матрешку (восприятие). Порядок
иллюстраций понятий значения не имеет, важно, чтобы было
проиллюстрировано каждое из них. Художественное оформление
приветствуется.
Задание 6
Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же
обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши
знакомые, близкие и малознакомые люди. Проследите, какие физические
барьеры они используют для сохранения дистанции.
Задание 7
Тест Томаса:
Инструкция. Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из
двойных высказываний: А и Б. Внимательно прочитав каждое высказывание,
выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно
поступаете и действуете.
Текст опросника.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить
внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих
собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов
другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти
поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной
напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я
стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со
временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то
возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать
споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении,
если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его
взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих
взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить
наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать
напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной
напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении,
если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со
временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас
обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям
другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между
моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь
пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих
взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям
другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого
из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать
споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы
совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, даст
представление о выраженности у него тенденции к проявлению
соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Ключ опросника:
1. Соперничество: 3А, 6Б, 8А, 9Б, 10 А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б.
5. Приспособление: 1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А.
Практическое занятие 2.
По темам 5, 6, 7: Конфликтное общение; Деловое общение;
Культура общения
В практическом занятии по темам «Конфликтное общение», «Деловое
общение» и Культура общения» предполагается проверка качества знаний,
полученных после изучения лекционного материала, посредством
выполнения заданий.
Задача 1
Ситуация:
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете
сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на
совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной
комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно
беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять
видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое
поведение.
Задача 2
Ситуация:
Вы – начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются
сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку,
вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая
уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном
здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Задача 3
Ситуация:
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу
многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая
сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между
ними возникает конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную
ситуацию.
Задача 4
Ситуация:
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать
в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с
заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника
выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает
об этом руководителю…
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте
возможные варианты.
Задача 5
Ситуация:
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на
служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и
усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную
ситуацию.
Задача 6
«Спор и критика в деловом общении»
Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для
каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых
вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы.
Ситуация:
Подчиненный вам сотрудник, талантливый специалист творческого
типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями,
пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые
проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились
отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя,
ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли
некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако
ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на
критику: он становится раздражительным и настороженным. Как необходимо
вести себя в отношении данного сотрудника?