Назад

История отечественной литературы (5/6)

Практические задания (ПЗ) в ММУ по предмету История отечественной литературы (5/6)

Рекомендации к выполнению практических заданий

Учебным планом предусмотрено прохождение практических занятий по дисциплинам.
В рамках практических занятий студенты выполняют практические задания, следовательно, выполнение указанных заданий является обязательным для получения положительной оценки по дисциплине.

1. Задания рекомендуется выполнять в течение всего учебного семестра до окончания срока представления письменных (курсовых) работ (сроки см. в графике работы в семестре);
2. Выполнение заданий оформляется в письменном виде (текстовый файл с титульным листом (см. бланк титульного листа на странице дисциплины));
3. Файл необходимо загружать в соответствующий раздел дисциплины. По примеру курсовой работы. Все практические задания выполняются в одном файле, загружаются единым документом, включая титульный лист.
4. Выполнение заданий оценивается преподавателем «Выполнено/Не выполнено» в течение всего семестра;
5. Возврат файла на доработку возможен только 1 раз в сроки загрузки письменных (курсовых) работ;
6. Особые условия
Практические задания по дисциплине «История отечественной литературы 5/6» выполняются в форме письменных ответов на задания, приведённые в файлах Практическое занятие 1 и Практическое занятие 2.
Необходимо выполнить задания ОДНОГО Практического занятия – по выбору студента: 1 ИЛИ 2.

Страницы нумеруются (внизу по центру, номер страницы на титульном листе не ставится).
Требования к набору текста: выравнивание по ширине, абзацный отступ 1.25, шрифт Times New Roman,14 пт, 1.5ный межстрочный интервал.
Оригинальность текста представленных ответов на задания – не менее 60 %.
Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с полными текстами художественных произведений, а также рекомендуемой литературой. Обратите внимание на примеры рассуждений при ответе на вопросы, которые приводятся в файлах с практическими заданиями.

Практическое занятие 1 включает четыре задания – из них выполняются два задания по выбору студента:

1. Творческий путь М. Горького.
2. Романтические традиции в творчестве М. Горького
3. Соцреализм в художественном наследии М. Горького. Роман «Мать».
4. Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне»

В среднем ответ на каждое задание составляет 3 – 4 тыс. знаков с пробелами.

Практическое занятие 2 включает два задания – необходимо выполнить оба задания.

Анализ лирического произведения
Задание 1. Выполните анализ стихотворения о Великой Отечественной войне одного из авторов (см. список литературы) (на выбор студента)

Анализ публицистического произведения
Задание 2. Выполните анализ публицистического произведения одного из предложенных авторов (по выбору студентов): тематика, жанровое своеобразие, средства художественной выразительности.

Схема выполнения данных заданий приведена в файле Практическое занятие 2.
Обратите внимание на примеры выполнения заданий, приведенные в файле практического занятия.
Произведения, рассматриваемые в примерах рассуждений, не подлежат выбору для выполнения заданий.
В среднем ответ на каждое задание составляет 2 – 4 тыс. знаков с пробелами.

Выполняются задания одного занятия на выбор студента:
1 – «Творчество М. Горького» ИЛИ 2 – «Литература и публицистика эпохи Великой Отечественной войны».

Практические задания в ММУ постоянно меняют: если Ваше ПЗ отличается, пишите нам, скорее всего у нас есть уже новое!

Практическое занятие №1 к теме 26
«Творчество Горького: романтические традиции («Старуха Изергиль») и
переход к социалистическому реализму («Мать»). Драматургия Горького («На
дне»)»
Аннотация: практическое занятие посвящено творческому миру одного из
самых известных представителей русской и советской литературы ХХ в. –
Максима Горького. Структура занятия предполагает переход от обсуждения
биографии писателя и интерпретации его работ в дореволюционной и советской
литературной критике к исследованию основных мотивов его творчества.
Анализируется художественное и идейное новаторство Горького как создателя
неоромантического стиля в литературе, как драматурга и как основателя
соцреалистического канона советской прозы ХХ в.
План занятия:
1. Творческий путь М. Горького:
— биография:
— Горький в литературной критике ХХ в.
2. Романтические традиции в творчестве М. Горького. Анализ рассказа
«Старуха Изергиль».
3. Соцреализм в художественном наследии М. Горького. Роман «Мать».
4. Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне». Анализ портретной и речевой
характеристики одного из обитателей ночлежки в пьесе «На дне».
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Знакомство с творческой и личной биографией М. Горького.
2. Произведения М. Горького для анализа: Макар Чудра. Старуха Изергиль.
Мальва. Мать. Мещане. На дне.
3. Литературная критика о творчестве Горького (статьи Б. Айхенвальда,
В. Воровского, А. Луначарского, К .Чуковского и др.: см. список литературы).
1. Творческий путь М. Горького
Вопросы:
1. Как повлияли происхождение, детство и юность М. Горького на его
творчество?
2. Объясните, какие черты поэтики и тематики ранних произведений
М. Горького вызвали у современников писателя интерес к его творчеству.
3. Дайте краткую оценку зрелого творчества писателя: темы, мотивы, образы.
4. Охарактеризуйте общественно-политические взгляды М. Горького и их
влияние на пафос его художественных произведений.
5. Какими событиями была вызвана эмиграция Горького в 1921 г. И что
послужило причиной возвращения в СССР?
6. Охарактеризуйте литературно-критические отзывы о Горьком в среде его
современников-литераторов (Айхенвальд, Мережковский, Чуковский и др.).
7. Охарактеризуйте отношение к творчеству Горького в марксистской и
советской литературной критике (Воровский, Луначарский, Троцкий и др.)
2. Романтические традиции в творчестве М. Горького
Задание 1. Выполните литературоведческий анализ рассказа «Старуха
Изергиль».
Методические рекомендации к выполнению задания 1:
План анализа рассказа «Старуха Изергиль»:
1. История создания произведения.
2. Влияние традиций романтизма на идейно-смысловую парадигму рассказа
и образы главных героев.
3. Роль пейзажа в произведении.
4. Фольклорные мотивы в произведении.
5. Образ рассказчика.
6. Образ старухи Изергиль.
7. Особенности композиции произведения.
8. Роль вставных новелл и их расположения в композиционной структуре
рассказа.
9. Анализ Легенды о Ларре: пафос, жанр, аллегоричность, центральные
персонажи, философский смысл.
10. Анализ рассказа Старухи Изергиль о своей судьбе: жизненная философия
Изергиль, отношение к любви, свободе, старости, смерти.
11. Анализ легенды о Данко: пафос, жанр, аллегоричность, центральные
персонажи, философский смысл.
12. Языковые и стилистические особенности произведения.
Пример выполнения задания:
Литературоведческий анализ рассказа «Макар Чудра»
Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в 1892 г. и стал дебютным
произведением А.М. Пешкова, взявшего себе литературный псевдоним Максим
Горький. Для современников писателя это произведение стало явлением в
художественной литературе – оригинальным и новаторским по форме и
содержанию, жанру и стилю. Переосмысливая романтическую традицию, Горький
вводит в русскую словесность грядущего ХХ в. новый тип героев – носителей
принципиально иной по сравнению с читателями культуры, традиций, жизненных
взглядов. Экзотические по своей природе и мировосприятию, они становятся в
рассказе наивысшей степенью воплощения важнейших для писателя человеческих
качеств – свободолюбия, гордости, чувства собственного достоинства. Таков
старый цыган Макар Чудра и герои его рассказа – Лойко Зобар и Радда.
Прологом произведения становится романтически изображенный морской
пейзаж, на его фоне, словно сопротивляющаяся стихии ветра, предстает фигура
Макара Чудры: это «старый дуб, обожженный молнией, но все еще мощный,
крепкий и гордый своей силой». Его жизненная философия раскрыта в рассказе с
помощью особой формы диалога с повествователем, в котором последний
сознательно самоустраняется, исключая свои вопросы из ткани повествования. Для
рассказчика важны ответы старого цыгана, именно в них скрыта идейная суть
всего произведения и раннего творчества Горького в целом. Современный человек,
смысл жизни которого для цыгана непонятен и низок, видится Макару Чудре
рабом: «раб – как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с собой может
сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного». Цыгане – воплощение
свободолюбия и страсти – становятся антиподами людей современной
цивилизации. Жизненный путь Чудры в рассказе лишь приоткрывается, но
становится очевидным, что стихийно сформированное мироощущение цыгана
диктовало ему его поступки. Цель жизни человека, по мысли Макара Чудры, это
путь к счастью, а счастье для него тождественно свободе и воле, т.е. человеческому
достоинству. Современная цивилизация лишает людей этих важнейших
потребностей, и потому она порочна и лжива в своей основе.
Вставная новелла, ставшая иллюстрацией рассуждений Чудры и помещенная
в середине рассказа, является его композиционным центром. Описание внешности
и поступков Лойко Зобра и Радды выдержаны в романтической традиции – они
обладают набором внутренних и внешних качеств в максимальном их проявлении
– прекрасны, горды, вольнолюбивы. Конфликт, лежащий в основе их отношений,
также носит романтический характер – быть вместе в этом мире им не суждено,
потому что любовь к воле для них сильнее привязанности к другому человеку. Он
выражен словами Радды: «А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше,
чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эта коллизия
может разрешиться только смертью героев – «гордая пара» гибнет, но в их смерти
нет безысходности, потому что это единственный путь, в котором соединяются
любовь и свобода. Мысль о верности своему высшему назначению звучит и в
финальных словах Макара Чудры, которые закольцовывают композицию рассказа
и резюмируют его пафос: «Иди своим путем, не сворачивая в сторону».
3. Соцреализм в художественном наследии М. Горького. Роман «Мать»
Тезисы для обсуждения:
1. История создания романа «Мать».
2. Поэтика заглавия и идея духовного рождения человека.
3. Особенности поэтики произведения: двучастная структура романа.
4. Фабричная слободка: образ, роль в композиции, символика.
5. Образ Пелагеи Ниловны в романе «Мать». Мотив нравственного
пробуждения и духовного взросления.
6. Психологизм Горького при создании характера Ниловны: чувства, мотивы,
поступки матери.
7. Образы революционеров в романе: Павел Власов, Андрей Находка,
Николай Весовщиков и др.
8. Тенденциозность произведения: революционный пафос, превалирование
общественно значимого над личным и т.д.
9. Идеология в романе «Мать» и в литературе социалистического реализма:
заимствованные идеи, приемы, пафос.
10. Богостроительные и богоборческие мотивы в произведении (арест
революционеров, убийство Исая Горбова, первомайская демонстрация и пр.).
11. Философский и идейный смысл финала произведения.
4. Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне»
Задание 2. Выполните анализ портретной и речевой характеристики одного
из обитателей ночлежки в пьесе «На дне».
Методические рекомендации к выполнению задания 2.
План анализа:
1. Новаторство Горького-драматурга: особенности конфликта и сюжета
пьесы.
2. Жанровое своеобразие и социально-философская основа произведения.
3. Система персонажей в пьесе «На дне».
4. Раскрытие выбранного героя среди других персонажей: диалоги,
конфликты и пр.
5. Портретная характеристика персонажа.
6. Особенности предыстории персонажа: биография, жизненный путь.
7. Речевая самохарактеристика героя.
8. Герой глазами других обитателей ночлежки.
9. Сюжетное взаимодействие с Лукой.
10. Жизненные и философско-этические взгляды героя.
11. Позиция автора по отношению к персонажу.
Пример выполнения задания 2:
Образ Сатина в пьесе «На дне»
Пьеса «На дне», созданная Горьким в 1902 г., становится, по сути,
«сошествием во ад» современного писателю человека. Место действия –
ночлежка и пустырь за ней, пространства, куда не проникает солнечный свет
(даже на пустыре расположен «высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает
небо»). Живущие в этой беспросветности люди находятся на грани потери
человеческого облика, от чего их удерживает теплящаяся в их сердцах, вопреки
всем внешним обстоятельствам, надежда на лучшее.
В этом смысле Сатин, карточный шулер, противопоставлен остальным
постояльцам ночлежки – он не верит в избавление, он принимает свою участь,
сохраняя при этом чувство собственного достоинства и независимость. В
развитии конфликта произведения роль Сатина становится неоднозначной. С
одной стороны, он – антагонист праведника Луки, носителя идеи о спасительной
лжи и выразитель авторской концепции: «Существует только человек, все же
остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит…
гордо!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…».
С другой стороны, он искуситель и циник, демонстрирующий свою
бесовскую сущность. Он подстрекает Ваську Пепла убить Коростылева, убеждает
Актера в отсутствии лечебниц для алкоголиков, проповедует не только нигилизм,
но и аморальность: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-
совесть богатым нужна, да!».
Прошлое Сатина – такой же путь вниз, как и у других обитателей ночлежки.
Он, образованный, как и Актер, был служащим на телеграфе, однако попал в
тюрьму «за подлеца». Острог стал местом его духовной гибели:
Актер. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты – болван <…> Потому что – дважды убить нельзя…
Но в Сатине есть идейный стержень и особая жизненная философия, которой
были наделены персонажи ранних произведений Горького – босяки, цыгане,
преступники. По сути, он становится более образованным и сознательным
вариантом данного вольнолюбивого характера, созданного Горьким. И в этом
смысле общепринятые мораль и нравственные нормы не властны над ним. Он
отвергает идею труда в рабском мире («Когда труд – удовольствие, жизнь –
хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!..»), он бунтует не против
богатых или социальной несправедливости, а против самого искаженного ложью
мироустройства, именно поэтому Горький вкладывает в его уста программное
высказывание: «Ложь — религия рабов и хозяев…»; «Правда — бог свободного
человека!».
Последние слова Сатина после вести о самоубийстве Актера «Эх… испортил
песню… дур-рак!» также можно интерпретировать с различных сторон. Кому они
адресованы? Барону, сообщившему о смерти одного из бродяг, или Актеру,
который «порвал цепь», нашел единственный возможный выход из своего
положения и тем самым исказил смысл песни ночлежников:
«Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю –
Цепь порвать я не могу»,
— остается не ясным.
Идейный и философский смысл развязки пьесы «На дне» остается открыт
для интерпретаций и до сих пор вызывает споры в литературоведческих и
театральных кругах.

Практическое занятие №2 к теме 33
«Литература военного времени. Литература военного времени. Особенности
поэтики прозы о Великой Отечественной войне. Пафос военной поэзии, основные
темы и мотивы. Константин Симонов, Булат Окуджава, Давид Самойлов, Борис
Слуцкий и др.»
Аннотация: практическое занятие посвящено отражению событий Великой
отечественной войны в художественной литературе и публицистике 1940-х гг. В
ходе работы исследуются два жанра, в которых с максимальной быстротой и
емкостью формировался писательский отклик на подвиг советского народа в
военные годы – лирика и публицистический очерк. Анализируется причина
возникновения феномена, суть которого заключается в том, что стихотворения и
писательские заметки, опубликованные в периодике 1940-х, становятся знаковым и
масштабным явлением рассматриваемого периода. Предлагается
литературоведческий разбор лирических и публицистических произведений
Б. Окуджавы, А. Твардовского, М. Шолохова, К. Симонова и др. авторов.
План занятия:
1. Влияние Великой Отечественной войны на развитие советской
литературы.
2. Поэзия Великой Отечественной войны: тематика, проблематика,
гражданственный пафос.
3. Анализ лирического произведения.
4. Литературная публицистика военных лет.
5. Анализ публицистического произведения.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Лирика военных лет (см. список литературы).
2. Публицистика военных лет И. Эренбурга, А. Толстого, К. Симонова,
М. Шолохова.
1. Влияние Великой Отечественной войны на развитие советской
литературы
Тезисы для обсуждения:
1. Особенности художественной литературы военных лет: пафос, поэтика,
основные темы и мотивы.
2. Публицистичность художественной литературы периода Великой
Отечественной войны: причины и результаты. Произведения «по горячим следам».
3. Писатели на фронте: писатели-фронтовики, военная журналистика и
публицистика.
4. Художественная литература как форма духовной поддержки народа. Образ
Родины и образ врага.
2. Поэзия Великой Отечественной войны: тематика, проблематика,
гражданственный пафос
Тезисы для обсуждения:
1. Пропагандистская и патриотическая лирика. Необходимость создания
пропагандистских произведений. Единая роль песен, лозунгов и плакатов военных
лет. Песня В. Лебедева-Кумача «Священная война»: язык и пафос произведения.
Уникальность газетной поэзии военных лет.
2. Фронтовая лирика. Ключевые образы: простой человек на войне, дом,
Родина, бой, враг и др. Своеобразие и пафос любовной лирики. Документальность
поэзии. Повествовательное начало. Великая Отечественная война в творчестве
Симонова, Исаковского, Окуджавы и других поэтов.
3. Жанровое и языковое своеобразие поэмы «Василий Теркин»
А. Твардовского. История создания произведения. Сказочное и фольклорное
начало в поэме. Сказовость повествования. Особенности ритмики и композиции.
Образ главного героя. Значение произведения для читателя во время Великой
Отечественной войны.
4. Феномен блокадной поэзии. Стихи О. Берггольц, В. Инбер, Т. Гнедич и др.
Образы блокадного города, жителей Ленинграда, жизни, выживания, смерти.
Представление о блокаде как о гуманитарной катастрофе.
3. Анализ лирического произведения
Задание 1. Выполните анализ стихотворения о Великой Отечественной войне
одного из авторов (см. список литературы) (на выбор студента).
Методические рекомендации к выполнению задания 1:
План анализа стихотворения:
1. Время и обстоятельства написания стихотворения.
2. Определение жанра лирического произведения.
3. Тематика и проблематика.
4. Образно-стилистическая система произведения.
5. Характеристика лирического героя.
6. Характеристика основных мотивов.
7. Эмоциональность и пафос произведения.
8. Языковые средства художественной выразительности.
Пример выполнения задания:
Литературоведческий анализ стихотворения К. Симонова «Словно смотришь
в бинокль перевернутый…»
Одно из самых глубоких лирических произведений о Великой Отечественной
войне – стихотворение К. Симонова – было создано в 1941 г., когда его автор в
качестве специального корреспондента газеты «Красная звезда» находился на
фронте. Относящееся к особому жанру фронтовой лирики, стихотворение имеет и
философское звучание. Это горькое и ожесточенное размышление о том, насколько
война меняет человеческую сущность, порождая в нем справедливую жестокость.
В произведении доминируют два центральных мотива – представление о войне как
о «чем-то большом и страшном, на штыках принесенном временем» и возникшее в
это время особое душевное и психологическое состояние – «гневное сегодняшнее
зрение». Начальная строфа стихотворения, представляющая собой развернутую
метафору, становится мощным эмоциональным аккордом, иллюстрирующим
идейную сущность и пафос произведения:
Словно смотришь в бинокль перевернутый –
Все, что сзади осталось, уменьшено,
На вокзале, метелью подернутом,
Где-то плачет далекая женщина.
Война до предела ожесточает человеческую душу, и лирическому герою
«войною непрошено… жестокое зрение выдано», поэтому горе неизвестной
женщины, описанное в первой строфе, становится для художественного альтер-эго
автора «снежным комом, обращенным в горошину».
Произведение построено на развитии мучительной для автора мысли о том,
что военное поколение никогда не вернется к довоенному восприятию мира.
Именно поэтому каждое четверостишие заканчивается рефреном строки из
начальной строфы: «жестокое зрение», «гневное зрение», «горем испытанное
зрение», что делает композицию произведения гармоничной и выразительной.
Нарастание патетики к финальным строкам происходит, потому что всеохватный,
но намеренно неименуемый образ войны находит близкое каждому конкретное
воплощение в скорбных стихах о гибели близких: «Слишком много друзей не
докличется // Повидавшее смерть поколение…». Война в произведении – земное
воплощение смерти, ожидающей человека на каждом шагу.
Особая призма, сквозь которую лирический герой смотрит на мир, заключает
в себе противоречивые чувства, навсегда охватившие душу лирического «я»
автора – гнев и отстраненность, ненависть и боль, вера в победу и жестокость к
врагу. И потому после окончания войны, по мнению поэта, «бинокль» не удастся
перевернуть обратно – «На этом далеком свидании… //… обратно не все
увеличится».
4. Литературная публицистика военных лет
Тезисы для обсуждения:
1. Феномен перехода писателей к публицистике в годы Великой
Отечественной войны. Причины, воплощение, читательский отклик.
2. Основные темы писательской публицистики в произведениях военных лет
И. Эренбурга, А. Толстого, К. Симонова, М. Шолохова: война, жертвы войны, враг,
советский солдат и пр.
3. Пропагандистская и агитационная роль военной публицистики. Вера в
Победу и в советский народ.
4. Особенность произведений: соотношение журналистики, агитационной
литературы и художественности.
5. Анализ публицистического произведения
Задание 2. Выполните анализ публицистического произведения одного из
предложенных авторов (по выбору студентов): тематика, жанровое своеобразие,
средства художественной выразительности.
Методические рекомендации к выполнению задания 2.
План анализа:
1. Жанр и форма.
2. Роль повествовательности и сюжета.
3. Пафос и центральная идея.
4. Художественные средства выразительности (психологизм, персонажи,
образы).
5. Образ автора.
Пример выполнения задания:
17 марта 1943 г.в газете «Красная звезда» был опубликован очерк
К. Симонова «На старой смоленской дороге», посвященный военным действиям,
шедшим вплоть до весны 1943 г. на Смоленщине. Названием очерка стали строки
из песни М. Исаковского, опубликованной годом ранее, «Ой, туманы мои…». Эта
тема отражена и в лирике Симонова, в одном из самых известных стихотворений
о войне – «Письмо другу (Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…)».
Созданное в жанре новеллы, произведение композиционно и образно
построено на принципе противопоставления, что усиливает его гражданственный
пафос и трагическое звучание. В начале очерка возникает масштабный образ
довоенной Родины, воплощенный в смоленских селах: «Смоленщина, ее дороги,
ее белые березы, ее деревеньки на низких пригорках». Родина в завершающих
строках военной зарисовки принципиально иная – это убитая горем мать, едущая
на санях хоронить своего юного сына: «Крестьянка из-под Вязьмы, едущая за
телом своего сына, она похожа на самую Россию, в безвестных снегах с
непокрытой головой, со скорбью в глазах хоронящую своих погибших сыновей».
Между этими образами в очерке воплощены все ключевые темы военной
литературы – и горечь первых отступлений, и вера в близкую победу, и ненависть
к врагу, и беззащитность детей и стариков перед лицом войны, и подвиг
советского солдата.
Каждая из тем лаконично, без излишнего пафоса и в то же время глубоко и
емко раскрыта в трех-четырех предложениях очерка. Самое страшное намеренно
не подвергается авторской рефлексии, за него нужные слова произносят дети,
простые люди – и в этом заключается особый психологизм художественного
произведения. Так, рыжеусый сапер произносит: «Робеночка не пожалели», – о
малыше, погибшем вместе с матерью от немецких пуль. Так, курносая девчонка
рассказывает об убитом сыне крестьянской женщины. По мысли автора, горе от
повсеместной смерти столь велико, что выразить его во всей полноте невозможно,
можно лишь передать простым языком народа.
Эпохальной представляется картина разоренной русской земли, созданная с
помощью единственной детали: «Кругом высятся трубы, трубы, трубы,
бесконечные обгорелые трубы…». Только печные трубы остались от сгоревших
крестьянских домов, от чужих жизней. Но сквозь боль и скорбь лейтмотивом
звучит ненависть к врагам, захватчикам – вовсе не жалость, а чувство
справедливого отмщения вызывает у автора вид аккуратного и обширного
немецкого кладбища.
Сильна в очерке и авторская вера в грядущую победу, и уверенность в том,
что она – несомненна, потому что «чувствуешь, какая это древняя, какая это наша
земля, как невозможно отдать ее, – невозможно так же, как невозможно вырвать у
себя сердце и захотеть после этого все-таки жить». Непоказной и глубинный
патриотизм, простые слова, отсутствие пафосных речений, лозунгов и воззваний
придают этому произведению особую художественную и духовную силу,
созвучную устремлениям каждого из читателей статей и стихов К. Симонова
времен Великой Отечественной войны.

Смотрите так же
Адвокатура (1/1)
Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции (1/1)
Административное право (1/1)
Административное право (2/2)
Актуальные проблемы современности и журналистики (1/1)
Анатомия центральной нервной системы (1/1)
Антикризисное управление (1/1)
Антикризисное управление персоналом (1/1)
Арбитражный процесс (1/1)
Аудит (1/1)
Банковские системы и банковское дело (1/1)
Банковское право (1/1)
Бизнес-коммуникации (1/1)
Бизнес-планирование (1/1)
Бизнес-планирование в сфере рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Бухгалтерский учет (1/1)
Бухгалтерский учет и анализ (1/2)
Бухгалтерский учет и анализ (2/2)
Бюджетная система Российской Федерации (1/1)
Введение в клиническую психологию (1/1)
Введение в профессию (1/1)
Возрастная психология (1/1)
Возрастная психология и психология развития (1/1)
Всеобщая история (1/1)
Город и устойчивое развитие (1/1)
Государственная антикоррупционная политика (1/1)
Государственная и муниципальная служба (1/1)
Государственная поддержка малого бизнеса (1/1)
Государственное регулирование экономики (1/1)
Государственные и муниципальные финансы (1/1)
Гражданский процесс (1/2)
Гражданский процесс (2/2)
Гражданское право (1/1)
Гражданское право (1/2)
Гражданское право (2/2)
Гражданское право (2/3)
Деловая этика (1/1)
Деловые коммуникации (1/1)
Деловые коммуникации (1/2)
Демография (1/1)
Деньги, кредит, банки (1/1)
Диджитал проектирование (1/1)
Договорное право (1/1)
Доказывание и принятие решений в уголовном судопроизводстве (1/1)
Документационное обеспечение управления (1/1)
Документирование управленческой деятельности (1/1)
Древние языки и культуры (1/1)
Жанры и форматы современного телевидения и радиовещания (1/1)
Жилищное право (1/1)
Земельное право (1/1)
Инвестиционный анализ (1/1)
Инновационные технологии фандрейзинг, спонсоринг, краудфандинг и эндаумент (1/1)
Инновационный менеджмент (1/1)
Иностранный язык (1/2)
Иностранный язык (2/2)
Иностранный язык (3/4)
Иностранный язык в сфере государственного управления (1/1)
Иностранный язык в сфере юриспруденции (1/1)
Инфокоммуникационные технологии (1/1)
Информационная безопасность и защита персональных данных сотрудников (1/1)
Информационное право и информационная безопасность (1/1)
Информационные технологии в журналистике (1/1)
Информационные технологии в лингвистике (1/1)
Информационные технологии в менеджменте (1/1)
Информационные технологии в психологии (1/1)
Информационные технологии в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Информационные технологии в управлении (1/1)
Информационные технологии в управлении персоналом (1/1)
Информационные технологии в экономике (1/1)
Информационные технологии в юридической деятельности (1/1)
Исполнительное производство (1/1)
История государства и права зарубежных стран (1/1)
История государства и права России (1/1)
История зарубежной журналистики (1/2)
История зарубежной журналистики (2/2)
История зарубежной литературы (2/6)
История зарубежной литературы (5/6)
История зарубежной литературы (6/6)
История искусств (1/2)
История литературы стран первого иностранного языка (1/3)
История литературы стран первого иностранного языка (3/3)
История отечественной журналистики (1/2)
История отечественной журналистики (2/2)
История отечественной литературы (2/6)
История отечественной литературы (5/6)
История отечественной литературы (6/6)
История рекламы (1/1)
История России (1/1)
История, культура и география стран второго иностранного языка (1/1)
История, культура и география стран первого иностранного языка (1/1)
Коммерческое право (1/1)
Коммуникативное обучение иностранным языкам (1/1)
Комплексный экономический анализ (1/1)
Конституционное право (1/1)
Конституционное право (1/2)
Конституционное право (2/2)
Конституционное право зарубежных стран (1/1)
Консультативная психология теория и практика (1/1)
Консультирование на телефоне доверия (1/1)
Контроль и ревизия (1/1)
Конфликтология (1/1)
Копинг-стратегии поведения (1/1)
Корпоративная социальная ответственность (1/1)
Корпоративное управление (1/1)
Криминалистика (1/1)
Криминология (1/1)
Кросс-культурные коммуникации (1/1)
Культурология (1/1)
Лексикология (первый иностранный язык) (1/1)
Логистика (1/1)
Макроэкономика (1/1)
Маркетинг (1/1)
Маркетинг в рекламе и средствах массовой информации (1/1)
Маркетинг персонала (1/1)
Математика (1/2)
Математика (2/2)
Математико-статистические методы в психологии (1/1)
Математические методы в психологии (1/1)
Медиа-коммуникации в арт-бизнесе (1/1)
Медиаанализ и медиапланирование (1/1)
Медиация в управлении персоналом (1/1)
Международное право (1/1)
Международное частное право (1/1)
Международные стандарты аудита (1/1)
Международные стандарты финансовой отчетности (1/1)
Межкультурная коммуникация (1/1)
Менеджмент (1/1)
Методика получения и проверки информации (фактчекинг) (1/1)
Методика преподавания психологии (1/2)
Методология и методы научных исследований (1/1)
Методология исследования в клинической психологии (1/1)
Методология научных исследований (1/1)
Методы принятия управленческих решений (1/1)
Микроэкономика (1/1)
Мировая экономика и международные экономические отношения (1/1)
Моделирование социально-экономических процессов (1/1)
Моделирование экономических процессов (1/1)
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности (1/1)
Муниципальное право (1/1)
Муниципальное управление и местное самоуправление (1/1)
Назначение наказаний (1/1)
Налоги и налоговая система (1/1)
Налоги и налогообложение (1/1)
Налоговое планирование и прогнозирование (1/1)
Налоговое право (1/1)
Общая и профессиональная риторика в рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Общая психология (1/4)
Общая психология (2/4)
Общая психология (3/4)
Общая психология (4/4)
Общая психология. Практикум (1/2)
Общая психология. Практикум (2/2)
Общий психологический практикум (1/1)
Оказание юридической помощи населению (1/1)
Операционный менеджмент (1/1)
Организационная культура (1/1)
Организационное поведение (1/1)
Организация и проведение кампаний в рекламе и в сфере связей с общественностью (1/1)
Организация кадровой службы и кадровый учет (1/1)
Организация работы редакции газеты, радио, телевидения (1/1)
Основы военной подготовки (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (1/1)
Основы государственного и муниципального управления (2/2)
Основы делопроизводства и документооборот (1/1)
Основы журналистской деятельности (3/3)
Основы кадровой политики и кадрового планирования (1/1)
Основы математического моделирования социально-экономических процессов (1/1)
Основы межкультурной коммуникации (1/1)
Основы менеджмента (1/1)
Основы нейропсихологии (1/1)
Основы организации труда (1/1)
Основы патопсихологии (1/1)
Основы психиатрии (1/1)
Основы психиатрии (2/2)
Основы психопатологии (1/1)
Основы психотерапии (1/1)
Основы разработки и технологии производства рекламного продукта (1/1)
Основы российской государственности (1/1)
Основы самообразования (1/1)
Основы теле- и радиожурналистики (1/1)
Основы теории коммуникации (1/1)
Основы теории литературы (1/1)
Основы языкознания (1/2)
Основы языкознания (2/2)
Особенности принятия и исполнения государственных решений (1/1)
Отечественный опыт обучения иностранным языкам (1/1)
Оценка и управление стоимостью компании (1/1)
Оценка эффективности рекламной и паблик рилейшнз деятельности (1/1)
Педагогика (1/1)
Педагогика (1/2)
Педагогика (2/2)
Планирование и прогнозирование в экономике (1/1)
Поведение потребителей (1/1)
Право интеллектуальной собственности (1/1)
Право социального обеспечения (1/1)
Правоведение (1/1)
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления (1/1)
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (1/1)
Правоохранительные органы (1/1)
Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка (1/2)
Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения (1/1)
Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе (1/1)
Практикум по психодиагностике (1/2)
Практикум по психодиагностике (2/2)
Практикум по психоконсультированию (2/2)
Практикум по психокоррекции (1/1)
Практикум по психологическому консультированию (1/1)
Практикум по психотерапии (1/2)
Практическая грамматика (1/1)
Практический курс первого иностранного языка (1/6)
Предпринимательское право (1/1)
Предпринимательство (1/1)
Принятие и исполнение государственных решений (1/1)
Прогнозирование и планирование (1/1)
Прогнозирование и планирование в управлении (1/1)
Прокурорский надзор (1/1)
Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти (1/1)
Профессиональная этика (1/1)
Профессиональная этика журналиста (1/1)
Профессиональная этика психолога (1/1)
Профессиональный иностранный язык (1/1)
Психодиагностика (1/1)
Психоконсультирование (1/3)
Психоконсультирование (2/2)
Психоконсультирование (2/3)
Психоконсультирование (3/3)
Психокоррекция (1/1)
Психологическая коррекция и реабилитация (1/1)
Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях (1/1)
Психологическое консультирование (1/1)
Психология (1/1)
Психология безопасности (1/1)
Психология гендерных отношений (1/1)
Психология личности (1/1)
Психология общения (1/1)
Психология профессионального самоопределения (1/1)
Психология родительско-детских отношений (1/1)
Психология семьи (1/1)
Психология труда (1/1)
Психосоматика с практикумом (1/2)
Психосоматика с практикумом (2/2)
Психотерапия с практикумом (1/1)
Расследовательская журналистика (1/1)
Региональная экономика и управление (1/1)
Регламентация и нормирование труда (1/1)
Рекламно-коммуникационный практикум (1/1)
Рекламный менеджмент (1/1)
Римское право (1/1)
Русский язык и культура речи (часть 1/1)
Рынок труда и занятости (1/1)
Связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления (1/1)
Семейное консультирование (1/1)
Семейное право (1/1)
Система средств массовой информации (1/1)
Современная мировая экономика (1/1)
Современная российская экономика (1/1)
Современные информационные технологии в психологии (1/1)
Современные концепции менеджмента (1/1)
Современные методы и техники психоконсультирования и психотерапии (1/1)
Современные методы менеджмента организации (1/1)
Современные методы оценки и аттестации персонала (1/1)
Современный стратегический анализ (1/1)
Социальная психология (1/1)
Социально-психологический тренинг (1/2)
Социально-психологический тренинг (2/2)
Социология (1/1)
Социология массовых коммуникаций (1/1)
Социология часть (1/1)
Специальная психология (1/1)
Статистика (1/1)
Статистика (2/2)
Стилистика (первый иностранный язык) (1/1)
Стилистика и литературное редактирование (1/2)
Стилистика и литературное редактирование (2/2)
Стратегический маркетинг (1/1)
Стратегический менеджмент (1/1)
Стратегическое развитие территорий (1/1)
Стратегическое управление регионом (1/1)
Страхование (1/1)
Страховое право (1/1)
Супервизии (1/1)
Тайм-менеджмент (1/1)
Тактический и операционный менеджмент (1/1)
Теоретическая грамматика (1/1)
Теория государства и права (1/2)
Теория государства и права (2/2)
Теория и механизмы современного государственного управления (1/1)
Теория и практика психодиагностики (1/2)
Теория и практика рекламы (1/1)
Теория и практика связей с общественностью (1/1)
Теория и практика тренинга (1/1)
Теория искусства (1/1)
Теория менеджмента (1/1)
Теория организации (1/1)
Теория организации и организационное поведение (1/1)
Теория управления (1/1)
Трудовое право (1/1)
Уголовно-исполнительное право (1/1)
Уголовное право (1/2)
Уголовное право (2/2)
Уголовный процесс (1/1)
Управление адаптацией (1/1)
Управление бизнес-процессами (1/1)
Управление в социальной сфере (1/1)
Управление государственным и муниципальным заказом (1/1)
Управление инфраструктурой городского хозяйства (1/1)
Управление карьерой (1/1)
Управление коммуникациями (1/1)
Управление организационными изменениями (1/1)
Управление персоналом (2/2)
Управление проектами (1/1)
Управление проектами в современных условиях (1/1)
Управление рисками (1/1)
Управление рисками (продвинутый уровень) (1/1)
Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (1/1)
Управление финансами (1/1)
Управление цепями поставок (1/1)
Управление человеческими ресурсами (1/1)
Управление человеческими ресурсами (продвинутый уровень) (1/1)
Управленческий консалтинг (1/1)
Управленческий учет и бюджетирование (1/1)
Учет затрат, калькулирование и бюджетирование (1/1)
Учет и налогообложение малого бизнеса (1/1)
Физиология высшей нервной деятельности (1/1)
Физическая культура и спорт (1/1)
Философия (1/1)
Финансовая система региона (1/1)
Финансовое планирование и бюджетирование (1/1)
Финансовое право (1/1)
Финансовые вычисления (1/1)
Финансовый менеджмент (1/1)
Финансы (1/1)
Финансы, денежное обращение и кредит (1/1)
Фотография в журналистике (1/1)
Экологическое право (1/1)
Экология (1/1)
Эконометрика (1/1)
Экономика (1/1)
Экономика государственного и муниципального сектора города (1/1)
Экономика и оценка недвижимости (1/1)
Экономика и социология труда (1/1)
Экономика организации (предприятия) (1/1)
Экономика средств массовой информации (1/1)
Экономика труда (1/1)
Экономическая безопасность (1/1)
Экономическая теория (1/1)
Экономическая теория (2/2)
Экспериментальная психология (1/1)
Электронный бизнес и Интернет-технологии (1/1)
Этика государственной и муниципальной службы (1/1)
Этика делового общения (1/1)
Этика деловых отношений и культура управления (1/1)
Этнопсихология (1/1)
Юридическая психология (1/1)
Юридическая техника (1/1)